Автор настоящей книги - известный индийский ученый, искусствовед, доктор Махендра Сингх Рандхава, основатель Чандигархского музея, ставит своей целью проследить историю создания культурного садоводства и цветоводства.
Автор - широко образованный человек, интересы которого простираются от вопросов сельского хозяйства и животноводства до особенностей старинной живописи, много путешествовал и писал о путешествиях как географ. Такая широта интересов и наблюдений и позволила доктору Рандхаве написать эту книгу, в которой история, ботаника и мифология органично соединились в одном рассказе. Рассказ этот легкий, непринужденный и достаточно занимательный.
История садов и садоводства тесно связана с историей государств, наукой, искусством, литературой.
Особое место в книге уделено садам Индии, по-видимому, древнейшим в истории человечества. Восстанавливая буквально по крупицам историю индийского садоводства, автор привлекает большой материал по мифологии Индии, ее древней литературе, классической скульптуре и живописи. Предметом его внимания становятся записки путешественников, посетивших Индию в прошлые века, свидетельства историков, исследования географов, этнографов, социологов.
Автор разбирает также и сады других стран. Это страны древнейшей культуры, садоводство которых достигло большого искусства и дало людям ярко специфические типы садов: Япония, Китай, Иран. Вместе с тем здесь находит место и рассказ о более поздних садах - Голландии, Англии. Франции, Италии.
Об истории создания и особенностях садов Индии написано немало книг. О взаимном влиянии садоводства Востока и европейских стран - значительно меньше. Но ни те ни другие практически не переводились на русский язык, поэтому произведение доктора Рандхавы будет особенно интересно российскому читателю.
В книге несомненно привлекают и непривычная для нас манера повествования, и своеобразие авторского мироощущения, истоки которого - в национальном религиозно-философском и эстетическом принципе «созерцательного спокойствия».
Автор не претендует на всеохватный показ материала, и его книга при всем своем своеобразии относится к научно-популярной литературе.