Чуть больше трех лет назад, практически у входа, на кладбище № 2 (или на новом, как его еще называют до сих пор в народе), появилось странное строение. Из земли в небо уходят шестиметровые колонны, на которых покоится обшитый железом купол желтого цвета. А в тени восьмиметровой беседки стоит надмогильный памятник, на котором изображены лики мужчины и женщины. Только вот даты рождения и смерти выгравированы лишь под изображением женщины. За время своего существования это место поросло легендами, почти никто из бердянцев не знает, кто построил эту беседку, зачем и для кого?
В тени этой беседки скорбящий супруг ежедневно просиживал у могилы жены по несколько часов
Как выяснилось, создатель этого необычного строения, видного со всех сторон некрополя, обыкновенный бердянец. Не богатый, не цыган и не мусульманин, как многие полагали. Правда, с опытом строительства и умением проектировать. Виктор Павлович Мосияш венгр по национальности. А такой памятник поставил для своей любимой жены.
История их любви началась больше полувека назад в Днепропетровске. Молодой студент Днепропетровского гидромелиоративного института без памяти влюбился в черноглазую девчонку, только вот подойти и познакомиться все никак не мог, не позволяла скромность. Больше года вздыхал парень, раззнакомиться же помог случай. Была весна, готовились к экзаменам группами, Виктор и Лариса оказались в библиотеке за одним столом, так и познакомились. А через год девчушка из Бердянска и парень из Токмака поженились. По окончании института начинающие специалисты уехали в Черкассы, где занимались проектированием кременчугской ГЭС. Каждое лето молодые люди ездили на отдых к родителям Ларисы в Бердянск. Как рассказывал Виктор Павлович, небольшой городок очаровал его с первого взгляда. Ласковое, теплое море, тишина и спокойствие сделали свое дело, после четвертого летнего отдыха, в 1958 году, чета Мосияш решила перебраться в Бердянск навсегда. Правда, должности начальника жилремпроекта и старшего инженера, которые им обещали, как выяснилось, оказались кем-то заняты, поэтому дипломированные специалисты пошли работать мастерами на стройку. Строили много, работали в разных организациях и везде вместе, даже в горисполкоме, где в советские времена категорически не разрешался семейный подряд. Но для семьи Мосияш тогдашний секретарь горкома партии Николай Шаульский сделал исключение. Потому что и Виктор Павлович, и Лариса Григорьевна были ценными специалистами. Виктор Мосияш вспоминал, как и с работы и на работу ездили на своем стареньком «Москвиче» и всегда вдвоем. Любили друг друга без памяти. Умудрялись даже болеть вместе.
Супруг пережил жену на 4 года. В октябре 2011 года он воссоединился с нею
Виктор Павлович сразу делал памятник для себя и жены. Именно потому рядом с его снимком нет даты его смерти
Бог дал им все: хорошую работу, верных друзей, не дал только детей и здоровья. Жена не могла родить, потому что сильно болела, а так хотелось иметь свою кроху. Так и прожили всю жизнь, в их доме всегда звучали детские голоса, но детишки были не свои. Сначала племянники, потом внучатые племянники. Почки не давали покоя, Лариса Григорьевна долго лечилась, а потом случилось самое страшное – врачи обнаружили у нее рак груди. И потянулись чередой сложнейшие операции и бесконечные больницы. От рака умерла старшая сестра Ларисы, правда, болезнь у нее затянулась на 12 лет. Этот факт был той самой соломинкой, за которую и ухватилась смертельно больная женщина. Может быть, и им Господь Бог даст еще пожить немного вместе. Почти 22 года боролась Лариса за свою жизнь, однако время неумолимо, болезнь съедала изнутри. О том, что скоро умрет, она знала, знал это и муж. Тогда-то и появилась у него идея поставить необычный монумент. А когда жена умерла, уже бывший строитель воплотил свою идею. Причем, как рассказывал, Лариса Григорьевна ее не одобрила, но место, где ее должны были похоронить, выбирали вместе, и оно пришлось ей по душе.
Шаги к последней мечте
Строился мемориал почти год под четким контролем Виктора Павловича. Поэтому все сделано основательно. Железные колонны заполнены бетоном и уходят в землю на два метра. Одним словом, на века. А чтобы другие памятники не заслонять, поднял их на шесть метров.
Строение обошлось почти в десять тысяч гривен. Еще семь ушли на памятник. Это были все сбережения, которые Мосяш скопили за свою трудовую жизнь. Как говорит Виктор Павлович, ему после смерти Ларисы ничего не надо. Денег, естественно не хватило, пришлось заложить все золото. Единственное, что оставил пенсионер, так это обручальное кольцо. Не хватило и этого, средства на росписи под куполом уже собирал, откладывая часть своей пенсии.
На могилу к покойной жене муж приходил каждый день. С 11часов утра до часу дня он находится в своей беседке. Говорил, что общается с ней, но только молча. Те, у кого рядом похоронены близкие, уже привыкли к одинокой фигуре старика, знают его историю, а проходящие мимо, наверное, задаются вопросом, кто это такой. Почти год назад Виктор Павлович перенес инсульт, но даже после этого не переставал приходить на кладбище. Правда, с каждым месяцем эти посещения становились все реже, ноги отказывались слушаться. Сначала раз в две недели, а потом и раз в месяц приезжал он к усыпальнице. Последний раз я видела фигуру старого человека этим летом. Тогда Виктор Павлович пожаловался на свое Здоровье. Сказал, что очень устал. Все, что задумывал, исполнил и очень скучает за своей Ларисой. А в последний мой приезд на кладбище я увидела на могиле земляной холм, застланный венками. Некоторые раскидал сильный ветер. Поправив один из них, я прочитала надписи под фотографиями на памятнике, о которых просто забыла. Лариса Григорьевна Мосияш, автор пенетрометра с иглой для определения плотности и влажности грунта, и Виктор Павлович Мосияш – автор отбойного устройства для швартовки больших и малых судов. Красивые, добрые люди. Виктор Павлович умер в октябре месяце этого года, наверное, с легким сердцем. Теперь, как и раньше, они вместе.
Сегодня в квартире Виктора Мосияша снова звучит детский голос. Чтобы хоть как-то заглушить тоску по любимой, несколько лет назад он забрал к себе племянницу с мужем и сыном. Надо же хоть кому-то оставить наследство. Память о себе он уже оставил, поставив на кладбище это необычное сооружение. Автор: София МОН По материалам сайта http://vesvladivostok.ru