Работа посвящена изучению основ национальной формы религии тюрков Саяно-Алтая - бурханизма, начиная от его истоков и заканчивая описанием главных культов. Данный труд создан на основе полевых материалов, собранных автором в течении тридцати пяти лет. В книге впервые вводятся в научный оборот оригинальные тексты бурханистских молитв. Основное внимание уделяется Хакасско-Минусинскому краю, носившему до присоединения к России историческое имя "Хонгорай". Книга рассчитана на тюркологов, этнографов, религиоведов, а также на широкий круг читателей.Бурханизм —
Свое название это явление получило по имени божества Бырхана. Долгое время христианские миссионеры говорили о нем как о религиозном движении, противостоящем православию. В разные времена звучали разные оценки бурханизма. Встает вопрос, как поточнее определить это понятие. Исследователь А. М, Сагалаев говорит о бурханизме, как о форме выражения этнического самосознания алтайцев на основе шаманского мировоззрения и мифологизированной истории.
Условный год возникновения бурханизма — 1904. Считалось, что это явление возникло как ответ на политику преобразований. Бурханизм призывал отвергать все, что привносилось другой культурой. Это своеобразное народное самосознание, которое противостояло против вмешательства русской культуры в культуру народов Алтая. В своем нынешнем виде алтайский бурханизм представляет собой более мечту, нежели самостоятельную религию с устоявшимися традициями, целями и задачами.
Шерстова, Л. И. «Бурханизм в Горном Алтае» // «Этнографическое обозрение», 2005, N 4