«Поведение родителей не только влияет на поведение подрастающего поколения, но иногда и ставит его в тупик»
Должность психолога-педагога впервые появилась в Бердянских школах в 1992 году. В то время городская психологическая служба была представлена лишь тремя специалистами. Сейчас же психологи есть во всех дошкольных и в 14 общеобразовательных заведениях Бердянска. Современные интересы и проблемы детей настолько разнообразны, что уже не только администрации школ, но и родители понимают крайнюю необходимость участия психологов в учебно-воспитательном процессе. Постоянно появляются все новые и новые проблемы, помощи в решении которых ждут исключительно от представителей этой категории специалистов.
Познакомиться ближе с особенностями работы школьных психологов наша газета попыталась с помощью методиста городского отдела образования Натальи Байрак. Именно она курирует деятельность психологов учебных заведений Бердянска.
– Наталья Валентиновна, какие основные задачи стоят сегодня перед школьными психологами?
– Это прежде всего организация системы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса: не только детей, но и родителей, и учителей.
В то же время, естественно, что основное внимание психологи оказывают подрастающему поколению. Среди доминирующих направлений деятельности школьной психологической службы можно выделить адаптацию детей-шестилеток при поступлении в школу, при переходе из четвертого в пятый и в старшую школу, сопровождение возрастных кризисов, участие в профориентации и профилизации. С помощью психологической диагностики выявляются причины возникновения проблем в обучении, поведении, эмоциональном развитии школьников, уровень развития познавательных и интеллектуальных способностей. Коррекционно-развивающие занятия, тренинги помогают в решении многочисленных проблем в развитии познавательной, личностной сфер, оказывают положительное влияние на поведение учащихся в школе.
– Сравнительно благополучной является начальная школа. В этом возрасте дети достаточно легко контролируемы взрослыми, а те, в своем большинстве, прилежно относятся к родительским обязанностям.
Первый психологически сложный период начинается в 10 лет. В этом возрасте большинство детей делают первую серьезную попытку проявить свои взрослые качества. Она чаще всего выражается в непослушании, нежелании выполнять домашние задания, первых попытках прогулов уроков и т. д. Это становится первым серьезным испытанием для родителей и учителей. И только от их мудрости и педагогического такта зависит решение возникающих проблем.
Дальше следуют так называемый переходной период и кризис 15-16 лет. В этом возрасте подростки способны на любые, даже самые безумные поступки, и взрослым очень важно не пропустить видимые или «интуитивные» изменения в поведении детей.
Но хочу отметить: во всех этих случаях мы говорим о благополучных семьях, без особых материальных проблем, где родителям небезразлична судьба ребенка. Ни для кого не будет ошеломляющей новостью, если я скажу, что семей, где дети предоставлены сами себе, родители не имеют постоянных доходов или устранились от выполнения своих родительских обязанностей, ведущих аморальный способ жизни, с каждым годом не становится меньше.
– Какие основные ошибки совершают родители?
– В этом вопросе, как и во всем, что касается психологии, нет строго установленных рамок. Если у ребенка есть какие-либо поведенческие отклонения, то определенная «заслуга» родителей в этом обязательно есть.
Взрослые не обращают внимания или «не замечают» интересы детей, их социальное окружение и зачастую спохватываются, когда исправить ситуацию очень сложно. А то и вовсе занимают позицию «у нас все хорошо». То же можно сказать и о детях «трудовых эмигрантов». Люди уезжают на заработки в Россию или в страны дальнего зарубежья и ошибочно считают, что пересылаемые ими деньги компенсируют недостаток родительского внимания.
Среди распространенных ошибок присутствуют также и завышенные требования и ожидания, попытка реализации неудавшихся собственных достижений, разочарование собой компенсировать за счет достижений собственного ребенка.
Все свои действия в отношении детей родители должны тщательно продумывать. Так как допустить оплошность гораздо проще, чем ее исправить.
– Как часто и в каких случаях дети по собственной инициативе обращаются за помощью к психологу?
– Очень часто. Особенно это касается учащихся старших классов. Школьные психологи – женщины. Поэтому девочки 10-11 классов идут к ним с теми проблемами, о которых не всегда можно поговорить дома. Причем это не обязательно психологические моменты. Они рассказывают о разных жизненных ситуациях, обсуждают взаимоотношения с противоположным полом, варианты выбора профессии.
Мальчики не настолько открыты. Их можно «зацепить» после какого-то психологического эксперимента или же тестирования. Если юношей что-то не устраивает или очень интересует, то они также подходят к психологам. Вопросы те же: «На кого пойти учиться дальше? А нравлюсь ли я девушкам? А если не нравлюсь, то почему?» Но ведут разговор представители сильного пола преимущественно очень осторожно.
– А родители приходят к психологам?
– Да, родители тоже часто обращаются. Чаще всего, когда ребенок учится в начальных или средних классах. В основной массе просят помочь с рекомендациями по адаптации к школе или принять меры в случае определенных поведенческих отклонений.
К сожалению, чем взрослее ребенок, тем неохотнее родители обращаются к помощи психологов. Часто я замечаю, что родители сознательно оставляют незамеченными случаи неадекватного поведения детей. Многим стыдно показать, что они не имеют никакого влияния на ребенка. И если сын или дочь открыто прогуливают школу – стараются достать липовые справки и записки.
– Вы тоже ранее работали в школе. Были ли в вашей практике случаи, которые удивили вас как психолога?
– В 90-х годах существовал, на мой взгляд, неверный подход к комплектации классов, когда детей делили в зависимости от их интеллектуальных способностей. Я примерно одинаковое количество времени работала с очень «сильными» школьниками и с учениками, которые, скажем так, звезд с неба не хватали. И сказать, что в первом случае было однозначно легче, неправильно. Некоторые эпизоды, которые проявлялись на фоне конкуренции у одаренных учеников, порой создавали более сложные ситуации, чем в том классе, где об успеваемости вопрос практически не стоял. Другие дети не могли похвастаться высокими предметными достижениями, но они были настолько щедрыми душевно, что с ними работать было проще и интереснее.
– Даже по сравнению с 90-ми годами дети кардинально изменились. Нынешние подростки попали под колоссальный информационный прессинг телевидения, Интернета и т. д.
Опыт работы в школе показал, что учителям совместно с психологами нужно постоянно находиться в поиске мотивационных моментов для детей. Потому как больно было осознавать, что «пятиклассники-вундеркинды», на которых можно было практически молиться, к восьмому классу теряли всяческий интерес к учебе, и их академические показатели резко снижались.
– Наталья Валентиновна, в последние год-два в Украине, и в том числе и у нас в Бердянске, получают популярность множество молодежных течений. Их представители имеют непривычную философию, нетрадиционные взгляды на жизненные процессы. Школьные психологи как-то учитывают это в своей работе?
– Совсем недавно мы делали специальный опрос по школам с целью выявить, представители каких субкультур присутствуют в наших школах. Могу сказать, что практически ничто нашим детям не чуждо. Некоторые причисляют себя к «Эмо», «Готам», «Клабберам» и т. д.
Но в то же время при общении с детьми выявляется, что в большинстве своем это подражание стилю одежды, моде, музыке, каким-то ритуалам, но не более. О какой-то философии названных течений пока говорить рано.
На данный момент гораздо острее стоят проблемы раннего алкоголизма, наркотиков и курения.
– Многие называют указанные вами проблемы следствием отсутствия у молодежи достойных идеалов и национальной идеи как таковой.
– Я полностью согласна с этой мыслью. И ситуация усугубляется тем, что сейчас уже рождаются дети как раз у того «потерянного поколения», которое утратило все идеалы в начале, на рубеже 80-90-х годов.
Немногие родители понимают, что они сами должны стать для своего ребенка образцом для подражания.
А у нас зачастую родители ставят в тупик детей, утверждая, что пить – вредно, но при этом, не стесняясь, в их присутствии употребляют алкогольные напитки.
– Ваша служба существует уже 16 лет. Это довольно ощутимый срок. Какие тенденции в развитии школы вы бы могли выделить в разрезе работы школьных психологов?
– Даже по сравнению с 90-ми годами дети кардинально изменились. Нынешние подростки попали под колоссальный информационный прессинг телевидения, Интернета и т. д. Мне их по-настоящему жаль. На их развитие и жизнь влияет множество факторов, соблазнов, в том числе и негативных. И выделить для себя достойные примеры и идеалы, не ошибиться очень сложно.
Добавлю, что уже становятся заметными негативные тенденции в поведении школьников, связанные с экономическим кризисом. Отсутствие возможности заниматься любимым делом, посещать какие-то кружки, желание жить в привычном режиме заставляет идти молодежь на преступления.
Поэтому сейчас очень важно не допустить полной деградации детей. Этого можно добиться лишь при чутком, комплексном подходе со стороны учителей, психологов и родителей. Если в этой связке хотя бы одно звено отсутствует – ожидаемого результата добиться будет очень тяжело. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО