Театр бывает разным. Классическим и авангардным, площадным и камерным и, наконец, профессиональным и любительским. Неизменным остается отношение к театру тех, кто внутри. Служителей храма искусства. В любом театре вне зависимости от ранга должна царить любовь, а иначе ничего не получится. Удивительные люди, которые обитают по ту сторону кулис, не просто преданы своему делу, они любят его сумасшедше, порою даже не рассчитывая на взаимность, готовы жертвовать во имя театра личной жизнью, судьбою, душой. Уважая этакую одержимость, я не перестаю невольно задумываться: а стоит ли игра свеч? Неужели ради выхода на сцену в роли третьего грибка с правого края в четвертом ряду рационально жертвовать всем? Я могу ошибаться, но мне кажется, что, перевоплощаясь в такую роль семидесятый раз, сорокалетний актер ничего, кроме озлобленности ко всему живому, не испытывает. Есть ли другой путь у людей, любящих искусство, но не готовых безраздельно жертвовать своей жизнью, которая, по сути, дается нам всего один-единственный раз?
Ответ на этот вопрос спрятан где-то на сцене любительского театра. Именно здесь воплощаются в жизнь мечты и перевоплощаются в Гамлетов обычные офисные клерки. Здесь на первый план выступает душа. Здесь существует постоянный зритель, пусть немногочисленный, зато преданный и очень родной.
Театр бывает разным. Классическим и авангардным, площадным и камерным, и наконец профессиональным и любительским. Но, несмотря на это, театр не может существовать без зрителя, автономно. Это условие должно выполняться всегда. Несмотря на время и погодные условия. Без зрителя театр гибнет. Ощущая себя никому не нужным, театр, как прохудившийся корабль, трагически идет ко дну, теряя всякую надежду на спасение… Как вдруг! Внимание всем постам! В театр вошел зритель! И это спасение, и это начало новой жизни! И это значит, что впереди репетиции, премьеры, овации, ажитация. Значит, сюда будут спешить люди, доверяя на два часа театру свои драгоценные души. А он в свою очередь не останется в долгу и наделит их новыми идеями, неожиданными прочтениями и яркими эмоциями.
Театр бывает разным. Классическим и авангардным, площадным и камерным и, наконец, профессиональным и любительским. Но каждый из них единый организм, взаимосвязанная цепочка, первым и важнейшим звеном которой является режиссер. Именно от его таланта, молодости души и креативности зависит жизнь театра. То, как долго он продержится на плаву. То, как долго в него будет ходить зритель.
Любительскому театру «Ориент 32-А» больше 30 лет. За это время он терпел победы и поражения, падал и поднимался, распадался и возникал вновь. Такая выпала карта, судьба, путь. Владимир Филимонов — режиссер, не оставлял свое детище не на минуту. Театр менялся и трансформировался вместе со своим бессменным художественным руководителем. Становился мудрее, обрастал поклонниками, но никогда не терял чувства юмора и детской непосредственности.
Сегодня его труппа состоит из 10 человек. Они играют на площадке ДК «Химволокно». Спектакли этого театра необычны и вместе с тем уникальны. На любителя. Любители играют для любителей. Любовь во имя любви, нацеленность на процесс, а не на результат, по-моему, это верно…
Тверь практически дымится, жара достигла своего апогея, но здесь, на Трехсвятской, под зонтиком летнего кафе, можно полакомиться карамельным мороженым и ледяной газировкой, поговорить о театральных тайнах и судьбе человека. Чем мы с Владимиром Филимоновым и занимаемся…
— Почему вы выбрали такую сложную, неоднозначную профессию?
— Это все из-за комплекса неполноценности. Я человек бездарный во многих отношениях. Хотел быть рок-певцом, но не наделен ни слухом, ни голосом. Зато у меня всегда было важное для режиссера качества — рефлекс цели. Из-за него и начал заниматься этой профессией. А потом, я с детства любил кубики переставлять.
— Вы работали в профессиональном театре?
— Да, но этот опыт не представляет интереса. Это не мое. Люблю незапланированные ситуации, импровизацию. Профессиональный театр, давая многие технические возможности, лишает спонтанных решений, когда любопытная идея как таковая ценится даже больше, чем ее воплощение.
Профессиональный театр — это производство, ремесло, процесс. В своей творческой лаборотории я творю что хочу. У меня нет груза ответственности. Маленький коллектив, и никаких условий. Это будит фантазию. А когда все есть, она спит. В театре главное —воображение. Здесь можно провоцировать, вызывать откровенные реакции в зрительном зале. Кажется, что все на примитиве, затраты копеечные, а смотрится отлично. Но ни в одном театре нельзя держаться на плаву, только за счет импровизаций. Дело в том, что на одну спонтанную гениальную идею приходится с десяток тех, что хуже некуда. А искусство требует жесткого отбора.
— Профессиональному режиссеру, должно быть, сложно работать с обычными людьми, не актерами?
— Актером может быть любой человек, неравнодушный к жизни. Главное, чтобы не было зажима, позы, корячиться не надо, тогда все получится.
— Каковы основные задачи вашего театра?
— Я с детства не люблю решать задачи. Люблю кайфовать. Когда прет энергетика, когда получаешь гормон радости, удовольствия. Я занимаюсь только тем, что нравится. Знаешь, чем отличаются боевые искусства от спорта? Здесь нет весовых категорий. Так же и в любительском театре. Никто никому ничего не должен. Спектакли мы играем столько раз, сколько считаем нужным. Пока чувствуем, пока дышим постановкой. Каждый следующий не похож на предыдущий. Он меняется, обрастает элементами, зависит от настроения зрителей и актеров. Надоедает — беремся за следующий. Через театр мы познаем мир. Без него жизнь пресна. Вот мы уже больше часа сидим на этой улице, а ничего фееричного не происходит. Война не началась, ядерного взрыва или любви до гроба не случилось. Событий нет. В театре каждый момент на острие, он неповторим, а оттого еще более ценен.
И кому при таком раскладе нужны эти задачи? Меня тошнит от советской власти, когда за каждый шаг нужно было отчитываться, объясняя цели и задачи. О каком творчестве тут может идти речь?
— Нынешнее время нравится вам больше?
— Во многом. Сейчас можно говорить обо всем, что волнует. Достать любые книги и любую музыку мира, нажав несколько кнопок компьютера. Интересующимся людям не приходятся теперь сутками просиживать в библиотеках, переписывая редкие книги от руки. Интернет дал огромное количество возможностей. Но при такой свободе пропадает аромат экстрима. Сегодня повсеместное верхоглядство происходит в современном искусстве, независимо от жанра. Громкие имена талантливых людей звучат все реже, большинство людей искусства весьма посредственны. Хотя молодежь мне нравится. В них больше культуры и меньше ханжества, чем было в нас.
Не нужно ругать время моей молодости, оно со всем своим абсурдом давало возможность для саморазвития. Одних только Дворцов творчества сколько было! А сейчас в этих зданиях бутики и модные кофейни. Самодеятельные коллективы из-за отсутствия средств распадаются один за другим. У нас в области 600 любительских театров, но кто о них знает? Самые известные, такие например, как народный театр драмы в Твери, влакут жалкое, бедственное положение. А ведь у них в этом году юбилей — 100 лет. Но вместо того чтобы сохранять традиции замечательного театра, его лишают последней надежды на выживание. Разве это верно?
— Как вы думаете, есть ли выход из замкнутого круга?
— Наверное, придется ждать, когда придет президент, который любит театр. Спорт же начал развиваться. Я думаю, что с материальными вложениями в культуру нам не светит до 2014 года точно. Пока Олимпиада не пройдет. А там обязательно случится новая волна, когда театр будет в каждом дворе.
Как соединить культуру и материальную поддержку? Должен быть человек «от власти», который бы прослеживал жизнь всех театров города и области и давал выход талантам. Ведь минимальные материальные вложения в творчество могут дать колоссальный результат.
— У вас есть пьеса-мечта?
— У меня вообще мечты нет.
— Как?!
— Мечты — это неудовлетворенные желания, а я счастлив. Я прошел определенную школу жизни, занимаясь ушу. И понял, что, пока ты живешь в гармонии с миром, все, что тебе необходимо, само сваливается на голову. Люди, пьесы. А мечтать — это непродуктивное занятие. Ведь когда человек живет будущим, он не может наслаждаться настоящим. Никто не знает, когда конец. Потому нужно жить плотно, наполненно, не переставая изучать мир. Мне сейчас 60, и мне интересно жить. Потому что учусь. Хотя бы два часа в день. Слушаю лекции, играю в шахматы, читаю. Увлекаюсь генетикой рыб. Очень люблю наблюдать. Думаю, что человек в старости зарабатывает себе лицо. Пустых старость уродует окончательно. А люди красивые в пожилом возрасте всегда интеллектуальны и добры душой.
Я живу по принципу «ничего не хотеть». Мне достаточно того, что меня любит моя театральная труппа, а то, что мы делаем, признает зритель. К нам приходят люди и радуются. Мир — это гармония и праздник. Остальное мелочи.