Празднование дня Ивана Купалы в усадьбе "Марьино" в Ленинградской области. Фото ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский.
В преддверии Иванова дня во многих исторических усадьбах и деревнях Северо-Запада проходят народные праздники. Их участники собираются не только повеселиться, но и приобщиться к традиции народного лечения травами. Магические свойства растениям придает праздник Ивана Купалы, отмечаемый в России 7 июля (24 июня по старому стилю).
Предшествующий ему день 6 июля в народе назывался днем Аграфены Купальницы, и в старину он был полностью посвящен подготовке к Иванову дню. Именно "Аграфенины" обряды были издревле связаны с купанием, мытьем в бане, сбором лекарственных трав, заготовкой банных веников. В северных областях России лишь с Аграфены разрешалось купание в открытых водоемах, с чем связано происхождение многих "купальных" ритуалов.
Традиции праздника
Иванов день, так же, как Пасха, Рождество и другие календарные праздники, сочетает в себе христианские и языческие традиции. Официально он посвящен святому Иоанну Крестителю, или Иоанну Предтече, и празднуется как день его Рождества. Христиане почитают Иоанна как провозвестника пришествия Христа и как того, кто крестил Иисуса в водах реки Иордан.
Именно поэтому языческие обычаи праздника Купалий прижились в христианской обрядности и дожили до наших дней.
Один из самых распространенных обычаев Иванова дня - обливать водой каждого встречного. Купальской росой умывались в древности девушки, надеясь, что это поможет им дольше сохранять красоту и свежесть лица.
В книгах XIX века можно найти упоминания о том, что "на Купалу собираются все лекарственные травы и коренья, созревшие к этому времени. В некоторых местах около Старой и Новой Ладоги и Тихвина на Иванов день топят бани и, воткнув в веники собранную ими траву Иван-да-Марья, парятся на этот праздник для здоровья".
В Петербурге Иванов день отмечали представители разных народов - наряду с русским Иваном Купалой отмечался немецкий Куллерберг и финский Юханнус. С русским праздником их роднят традиции веселых народных гуляний, в том числе ночных, игры с прыжками через костер, гадания и магические обряды.
Самое известное событие, связанное с церковной традицией празднования Рождества Иоанна Крестителя, произошло в Санкт-Петербурге в 1799 году, когда императору Павлу I преподнесли святыни с Мальты - части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной (правой) руки святого Иоанна Крестителя. Они хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского, а после захвата острова французами рыцари обратились за покровительством к Павлу как к великому магистру Ордена. Реликвии были перенесены с Мальты в его резиденцию в Гатчине. В 1800 году в честь этого события был установлен праздник.