В древности носила название Запсковской улицы и являлась одной из главных магистралей Запсковья в средневековом Пскове. Более позднее название улицы ? Богоявленская ? перешло на нее с сохранившейся здесь и поныне церкви Богоявления с Запсковья, постройки конца XV столетия. Этот храм представляет собой ценнейший памятник древнего зодчества, а стоящая при нем замечательная звонница по праву считается лучшим и типичнейшим образцом подобных сооружений в древнем Пскове.
Кончанский храм Богоявления с Запсковья был одной из крупнейших церквей древнего Пскова. Время его постройки – 1496 год. Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, покрытие и иконостас. Начатая в 1948 году реставрация храма велась крайне небрежно и была оставлена незаконченной. В результате этой попытки реставрации скаты крыши восстановлены неточно, декорация главы и апсиды придела искажены. Южный придел остался в развалинах и в настоящий момент находится в критическом состоянии.
КСТОВСКАЯ УЛИЦА
До нашего времени не сохранилась.
По предположению Г.Мокеева, проходила по левому берегу Псковы. Название получила по существовавшему на улице храму Богоявления со Кстовы. Топоним «Кстова» происходит от слова «Крестить» (двунадесятый праздник Богоявления ? это Крещение Господне). Летописных сообщений о существовании Кстовской улицы в древнем Пскове нет.
УСПЕНСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Калинина улица).
Часть современной улица Калинина в древности называлась Свиной (она подходила к Свинузской башне с воротами Окольного города). Более позднее название улицы ? Успенская ? произошло от древней, ныне не сохранившейся Успенской церкви, упоминаемой в летописи под 1606 годом. Существующая Успенская церковь, построена на месте древней в первой половине Х1Х века на средства родственников декабриста М.А.Назимова, жившего неподалеку.
М.А.Назимов – человек глубокой веры, много жертвовал в Успенскую церковь деньгами и обновил иконостас, в который, по его заказу, были написаны новые иконы. Назимов был единственным из декабристов, кто видел казнь своих пятерых товарищей. Окно его каземата находилось напротив вала – места исполнения приговора. Его маленький деревянный дом с тремя окнами до революции стоял на Великолуцкой улице, рядом с Дворянским собранием.