Еще четверть века тому назад мы жили в другой стране. В той стране на рынке и в магазинах не продавались бананы. киви, кокосы. Не было казино, ночных клубов, коммерческих банков, олигархов местного и государственного масштаба, на улицах редко можно было увидеть «Мерседес», «Пежо» и другую зарубежную экзотику, на рынках отсутствовал китайский, турецкий и прочий иностранный ширпотреб, в лексиконе людей – отсутствовало слово терроризм, а слова нацизм, рассизм, казалось, ушли в далекое-далекое прошлое.
Татьяна Назарова с супругом Дмитрием Табачником (Нью-Йорк, США)
В той ушедшей стране работало множество крупных и средних промышленных предприятий и люди не знали, что такое безработица. Получить образование от начального до высшего не было проблемой – оно было бесплатным. Сейчас в это уже трудно поверить, но и медицинское обслуживание было бесплатным – не нужно было нести с собой в больницу бинты, шприцы, постельное белье и многое другое, в том числе, конечно же, деньги.
Но главное, что было в исчезнувшей стране, – это удивительное отношение к детям. Для них – ясли, детские садики, пионерские и спортивные лагеря. Во дворах многоэтажных домов имелись детские игровые и спортивные площадки, а в некоторых – открытые театральные сцены. В городских домах культуры, заводских клубах и домах пионеров для детей было открыто огромное количество различного направления творческих кружков и спортивных секций – и все это бесплатно.
В этой стране, а точнее, в городе Бердянске, и родилась 29 ноября 1960 года Татьяна Евгеньевна Назарова.
Ее отец – Евгений Иванович Назаров – с детства «заболел» театром и после окончания школы отправился в г. Харьков поступать в Театральный институт. Но… Вернуться ни с чем домой он не мог, а потому остался в г. Харькове и поступил в техникум физический культуры. Полученная профессия и стала основной в его жизни.
Он затем получил и высшее образование, и на протяжении уже многих лет руководит городской детской спортивной школой. Но мечте о театре не изменил, и многие годы был ведущим актером в спектаклях на любительской сцене.
Танина мама – Тамара Алексеевна – уже после рождения дочери окончила экономический факультет Донецкого университета и много лет работала на местных заводах, в машиностроительном колледже и Азовском региональном институте управления.
Детство Тани было обычным для бердянской детворы того времени, как обычным было и выяснение отношений с мальчишками по дороге из школы №5 домой, в связи с чем только в первом классе родителям пришлось трижды приобретать для нее новые портфели.
Жизнь как-то незаметно стала меняться, когда в тринадцать лет она попала на спектакль Запорожского драматического театра. Вероятно, начали давать о себе знать отцовские «гены», и она со школьной подружкой записалась в драмкружок дома культуры им. М. И. Калинина. Но что-то там ей не понравилось, показалось скучным, и она уговорила подружку пойти искать «настоящий театр». Отправившись в соседний дом культуры им. А. Островского, они попали на репетицию драматического кружка под руководством Тамарой Васильевной Волошиной, и Таня сразу же получила серьезную роль подруги главной героини в спектакле «Лимерівна» по пьесе Панаса Мирного. После этого все время после школьных занятий занимали репетиции и участие в спектак-лях клубного самодеятельного драм кружка и народного театра при городском Доме культуры.
Бердянск. Татьяна Назарова. Первый раз в первый класс
Окончив школу в 1977 году, Татьяна решила поступать в театральный институт, но тут свое слово сказала мама. Тамара Алексеевна – прагматичный человек. Она знала, что труд актера не только сложен, но зачастую и неблагодарен, что многие популярнейшие и талантливейшие артисты заканчивают жизнь в нищете и в забвении. А потому повезла дочь в г. Днепропетровск поступать на филологический факультет университета.
Вступительные экзамены сдавались успешно, но перед последним экзаменом Тамару Алексеевну срочно вызвали в г. Бердянск, поскольку из г. Москвы прибыла министерская комиссия с проверкой машиностроительного техникума, в котором она работала главным бухгалтером. Почти сразу же вслед за мамой домой вернулась и Татьяна, сказав, что не сдала последний экзамен. И только впоследствии выяснилось, что она просто на экзамен не ходила.
И мама устраивает ее не работу в библиотеку машиностроительного техникума.
«Я была очень плохим библиотекарем. Просто отвратительным библиотекарем я была! У меня на столе стоял большой будильник, и весь рабочий день я маниакально следила за его стрелками: когда же наступит конец рабочего дня и я смогу бежать в любимый театр».
Т. Назарова
На следующий год Татьяна отправилась в г. Киев поступать в театральный институт им. Карпенко-Карого. Маме было обещано, что в случае неудачи в следующий раз будет поступать в то учебное заведение, в какое родители посчитают нужным.
Конкурс при поступлении был большим. Но она успешно прошла все три тура, сдала общеобразовательные экзамены и стала студенткой.
«Очень меня поддерживал духовно в момент выбора мой отец. Я вообще догадываюсь, что это дар у меня от него. Я осуществила то, что не удалось осуществить ему».
Т. Назарова
Первый год учебы проходил сложно, но затем курс стал вести знаменитый артист и педагог Юрий Николаевич Мажуга, и занятия стали интересными, приносили не только знания, но и удовлетворение.
На четвертом курсе студенты в институте уже ставили спектакли, на которые приезжали представители из разных городов страны, присматривавшие для своих театров молодых артистов. Именно в это время Татьяна и получила приглашение работать сразу от двух театров – Запорожского драматического им. Н. Щорса и Киевского драматического им. Л. Украинки.
Ее дипломный проект – роль Татьяны в спектакле «Мещане». В 1982 году Татьяна Назарова стала актрисой Киевского Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки, в котором работает уже почти тридцать лет.
Ее дебютом в театре была роль Айгюль в спектакле «Предел спокойствия», которая была сыграна уже летом 1982 года. В том же году она была задействована в спектаклях «Я, бабушка, Илико и Илларион» и «Игрок». На сегодня сыграно в родном театре около 40 пьес.
Наша землячка на сцене родного театра
Но кроме того она принимает участие в спектаклях еще в одном театре под названием «Сузір’я». Это камерный театр, очень небольшой, но очень любимый как зрителями, так и артистами. В нем нет постоянного актерского коллектива, и исполнителей подбирают из разных театров под каждый конкретный спектакль. И если в государственных театрах репертуар не всегда отвечает возможностям и пожеланиям артистов, зачастую приходится играть много случайного и нежелательного, то в театре «Сузір’я». актер сам выбирает для себя спектакли и роли. Здесь больше свободы и возможностей для реализации творческого потенциала.
Любимая роль Татьяны Назаровой в этом театре – роль Коралии в пьесе Франсуазы Саган «Когда лошадь теряет сознание».
В кино Т. Назарова начала сниматься с 1991 года, в эпизодической роли фильма «Записки юного врача». На сегодня уже сыграно около 20 ролей, в том числе в фильмах «Роксолана», «Доярка из Хацапетовки», «День рождения буржуя», «За все тебя балагодарю-3» и др.
Но вернемся к театру. С ним связаны не только трудные театральные будни и нечастые театральные праздники, но, подчас, и жесткая борьба за выживание, за право иметь свои взгляды, свою позицию на происходящее в театре и стране.
Это случилось после прихода в 2005 году к власти «оранжевых», когда национализм стал перерождаться в нацизм. «Моя нация» – так почти в каждом выступлении говорил тогдашний Президент страны, и этой нации театр русской драмы оказался не нужен. После премьеры спектакля «Наполеон и корсиканка» руководитель театра и главный режиссер Михаил Резникович был уволен, была предпринята попытка театр уничтожить. Девять месяцев подавляющее большинство работников театра дежурили в нем днем и ночью, чтобы насильно не прислали другого руководителя. В результате отстояли главного режиссера и спасли театр. Все это время вместе с коллективом была и Татьяна Назарова.
Сегодня Татьяну Евгеньевну Назарову можно увидеть не только в театре и кино. Она ведущая многих концертов и конкурсов, в том числе и Международного балетного конкурса имени Сержа Лифаря. Одно время вела передачу «Быть женщиной» на канале УТ-1. С 1991 года преподает в своем родном Театральном институте им. Карпенко-Карого и является академиком Академии искусств Украины с 2004 года.
Немного истории
В далекие времена наш город основывали люди разных национальностей, разного вероисповедания и образа жизни. Почти рядом были построены православная, католическая, лютеранская церкви, еврейская синагога и караимская кенаса, и это не создавало никаких проблем. В разных концах бывшей царской России организовывались еврейские погромы, резня армян и т. п., но Бердянск всегда это обходило стороной.
И когда уже в наше время пришедшие к власти политики стали создавать конфликтные ситуации между Украиной и другими странами, в том числе и Россией, то на поддержку в этом деле они могли рассчитывать где угодно, но только не в г. Бердянске.
И не случайно 28 июля 2009 года Президентом России Д. Медведевым была награждена Орденом Дружбы наша землячка Т. Е. Назарова за большой вклад в развитее дружбы и сотрудничества между Россией и Украиной.