Скобельцын Борис Степанович, реставратор, фотохудожник
Скобельцын Борис Степанович, реставратор, фотохудожник
Он приехал в Псков в 1955 году и сорок лет прожил в городе, который стал ему родным. Родился Борис Степанович в 1921 году в Петрограде в семье инженера-дизелиста завода «Русский дизель» Степана Владимировича Скобельцына. Мать ? Софья Ивановна, в девичестве Авакова, подарила армянскую красоту детям: Алле, Владимиру, Глебу, близнецам Борису и Кириллу. (Глеб и Кирилл погибли, защищая Ленинград в 1942 г.).
Борис Степанович после десятилетки был призван в армию, а в мае 1941 года закончил военную школу младших авиаспециалистов. Прошел всю войну в истребительном авиационном полку. За мужество и героизм был награжден орденом Отечественной войны II степени и многочисленными медалями, в том числе «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина»... До января 1946 года был в рядах действующей армии. В конце войны познакомился с Еленой Ивановной ? своей будущей женой, которая была связисткой. Вместе они прожили почти полвека. После демобилизации Борис Степанович поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт... До переезда в Псков работал в ленинградских строительных организациях конструктором, техником-архитектором, инженером. Один сезон трудился в Ярославской научно-реставрационной мастерской. В 1955 году Борис Степанович приехал в Псков.
ПСКОВИЧ
После принятия в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР о реставрации Псковского кремля здесь разворачивались масштабные работы по восстановлению памятников и не хватало специалистов. В Псковской реставрационной мастерской Б.С.Скобельцын проработал до ухода на пенсию. В 50-е годы под его руководством выполнена реставрация часовни у церкви Жен Мироносиц, прясло стены от Власьевской башни до Профсоюзной улицы, церкви св. Николы в селе Устье. С 1958 года вел реставрацию Порховской крепости с консервацией и ремонтом храмов Рождества Богородицы и Никольского. С начала 60-х годов занимался объектами Крыпецкого монастыря, а также Трапезной церковью с колокольней и храмом Рождества Христова в деревне Малы. Борис Степанович автор проекта восстановления дворцового ансамбля в Волышове.
С 1972 года возобновились работы на церкви св. Николы со Усохи, начатые Ю.П.Спегальским и В.А.Лебедевой. Примечательно, что в работе над обмерными чертежами ему помогали жена Елена Ивановна, искусствовед по образованию, сын Кирилл и дочь Надежда. Великолепие этого интереснейшего памятника псковского зодчества XVI века реставратор всегда показывал своим гостям.
Борис Степанович всегда выступал с лекциями, проводил экскурсии по городу и области. Говорил увлеченно. На телевидении Скобельцын сделал цикл передач «Забытое наследство», где с болью говорил о памятниках, нуждающихся в срочной помощи.
Страстный просветитель и патриот Пскова, Борис Степанович был удостоен в 1995 году звания «Почетный гражданин города Пскова».
ФОТОГРАФ
С конца 80-х годов Б.С.Скобельцын активно сотрудничал с музеем-заповедником. Началось все с альбомов фотографий «Архитектура Пскова. Реставрация. Консервация. 1944-1978 гг.» и «Архитектура Псковской области. Реставрация. Консервация, 1944-1979 гг.» Этим даром было положено в древлехранилище начало фонда Б.С.Скобельцына, который он с тех пор активно формировал. Фотографии альбомов зафиксировали и ныне существующие, и уже утраченные памятники архитектуры, и те, которым грозит разрушение. Именно поэтому фотоальбомы названы «Красная книга». В 13 альбомах ? снимки замечательных памятников Мелетова, Печорского монастыря, Опочецкого, Куньинского, Локнянского, Новоржевского, Дедовичского и других районов. К этим альбомам Борис Степанович относился с особым трепетом, считая их итогом своего многолетнего труда.
Скобельцын признавал только черно-белые фотографии, любил портрет, снимал знаменитых соотечественников и простых людей. На фотографиях Скобельцына лица кузнецов, рыбаков, жителей заброшенных деревень и монахов излучают простоту, достоинство и величие.
ДВОРЯНИН
Постепенно фонд стал пополняться коллекцией вещей XIX-XX веков и документами, принадлежавшими представителям дворянского рода Скобельцыных, потомком которого был Борис Степанович. Дворяне Скобельцыны с начала XVI века владели поместьями в новгородских, курских, псковских землях, что подтверждается документами, хранящимися в архивах Москвы и Петербурга. Жалованная грамота новгородцу Петру Васильевичу Скобельцыну на вотчину в Шелонской пятине от 1690 года всегда находилась у Скобельцыных. Этот представительный документ (размером 39х 159 см) на протяжении столетий бережно сохранялся в футляре красного дерева и передавался из поколения в поколение. Теперь грамота находится в древлехранилище.
Среди личных документов конца XV1I1 середины XIX вв. многие связаны с именем генерала Николая Николаевича Скобельцына, блестящего боевого офицера, прошедшего Отечественную войну 1812 года и Польскую кампанию 1831 года. Он был награжден орденами св. Анны II и I степени, св. Владимира III и II степени, св. Георгия IV класса, св. Станислава II и I степени, орденом Белого орла и другими знаками отличия. В коллекции вещей есть дорожный несессер красного дерева, принадлежавший Н.Н.Скобельцыну, о чем свидетельствует металлическая пластинка на крышке с гравировкой «Н.Н.С». В несессере ? все необходимое для нелегкой кочевой жизни военного: приборы для письма, расческа для усов, маникюрные ножницы, одежная щетка, зеркало, муаровые орденские ленты. Есть и потайное отделение для документов. Н.Н.Скобельцыну принадлежал также кожаный тисненый альбом с записями и рисунками за 1814 ? 1864 гг. Уникален этот маленький альбом тем, что в свое время там оставили автографы такие известные женщины XIX века, как Анна Керн и Евпраксия Вульф. В фонде Бориса Степановича много документов XIX в.: купчие на продажу крестьян, расписки, грамота о занесении рода Скобельцыных в дворянскую родословную книгу Курской губернии, прошения, завещания, планы земельных участков, строевого леса, а также родословные рода Тырковых, Свербеевых, Путиловых ? родственников Скобельцыных.
Борис Степанович сам изучал свою родословную и составил генеалогическое древо, ветвями которого были известные в России фамилии ? Елецкие, Коновницыны, Корсаковы, Пущины. В музее хранятся живописные портреты начала XIX века, на которых неизвестный художник изобразил прапрадеда и прабабку Бориса Степановича ? Николая Семеновича и Ирину Александровну Скобельцыных. Представителей фамилии Корсаковых можно увидеть на фотографиях XIX века в семейном альбоме, который Скобельцын передал в древлехранилище вместе с архивом и книгами Юлии Владимировны Скобельцыной ? своей тети, умершей весной 1988 года в Ленинграде. В коллекции ? письма и рукописи Ю.В.Скобельцыной, книги XIX века, современные издания, посвященные искусству и архитектуре.
АВТОР НЕЗАКОНЧЕННОЙ ТРИЛОГИИ
Скобельцын начал заниматься художественной фотографией с 1956 года. С тех пор он не только собрал ценнейшую коллекцию фотографий и негативов, но и неоднократно выставлял свои работы в музеях и выставочных залах России. Огромный успех имела фотовыставка «Пушкинские места Псковской области в фотографиях Б. С. Скобельцына», в 1964 году представленная во Всесоюзном музее им. А. С. Пушкина. Неизменный интерес и восхищение вызывала выставка «Архитектурное наследие земли Псковской», которая проходила в выставочном зале научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева (Москва), в Государственном музее этнографии Санкт-Петербурга, в Государственной библиотеке имени Ленина, и, конечно, в Пскове ? в выставочном зале музея-заповедника.
Эту выставку Борис Степанович считал только первой частью задуманной им фототрилогии, насчитывавшей около 500 работ и посвященной не только средневековой архитектуре Пскова, но и гражданским и культовым постройкам, усадьбам и паркам XVII1-XX веков, а также портретам современников и пейзажам Псковской земли. Больше половины этих фоторабот остались после выставки в фонде музея как щедрый дар Бориса Степановича Скобельцына псковичам. Художник, архитектор-реставратор, Б.С.Скобельцын безвременно ушел из жизни 13 ноября 1995 года, оставив современным исследователям огромный материал для последующих научных работ.