Когда срочно продавали родительский дом, Клавдия взяла на память две старые вещи — прялку, сделанную дедом Яковом для бабушки, и свадебный тулупчик с борами, тоже сшитый рукодельным дедом, и это символично, ведь Клавдия Смирнова — художник-дизайнер по костюму, главным образом народному.
Детство
Родилась Клавдия Смирнова в городе Алатыре в Чувашии. Ее родители — Василий Васильевич и Татьяна Ивановна — люди рабочие, честные, трудолюбивые — воспитали трех дочерей. Старшая Нина родилась после войны, а Клава и Гала — только спустя одиннадцать лет. Они погодки, и поэтому похожи как две капли воды, да и одевались всегда одинаково. Родители много работали, а воспитанием девочек занималась главным образом бабушка, которая была доброй, мудрой и, верно, сильной, потому что учила девочек быть смелыми, самостоятельными и трудностей не бояться.
За плечами бабушки были барщина, революция, репрессии, голод, война и гибель детей, но она сумела все выстоять и всегда радовалась жизни.
В детский сад Клава не ходила, но уже в детстве начала рисовать, охотно посещала спортивную школу, где занималась художественной гимнастикой, но однажды сломала руку, и родители запретили занятия спортом. Осталась любовь к рисованию. Альбом и шесть карандашей всегда носила с собой. В 1970 году Клавдия стала посещать открывшуюся в городе художественную школу.
Заботливые родители делали все, чтобы девочки росли счастливыми, чтобы их детство ничем не омрачалось. Поэтому на Новый год в доме была роскошная елка, гости (местные ребятишки), подарки в красивых пакетах, были выступления на импровизированной сцене перед соседями. Театральные декорации юные артисты делали своими руками из подручного материала, например из больших листьев лопуха.
Рисовать любила, сколько себя помнит, ходила с блокнотиком и узкой коробочкой цветных карандашей в шесть цветов. Только когда пошла в школу, ей подарили большую коробку карандашей. Вот это было счастье!
Закончив в 1974 году школу-восьмилетку, она не раздумывая поехала поступать в Загорский (ныне Троице-Сергиевский) художественно-промышленный техникум игрушки, кстати, единственный в Советском Союзе. Техникум пользовался популярностью. Среди поступающих были люди разных возрастных категорий, поэтому и конкурс был пять человек на одно место. Мать привезла ее и сразу сказала: «Поступишь — хорошо, а не поступишь — еще лучше». Она тревожилась за дочь, которой было всего 14 лет.
Клавдия поступила. Училась хорошо, была на последнем курсе старостой группы, хотя по возрасту была самой младшей. Закончив в 1978 году техникум, Клавдия поехала по распределению в Тверь, где была научно-исследовательская лаборатория по развитию художественных промыслов и в ближайшем будущем обещали жилье.
Долгое время занималась разработкой глиняной игрушки, потом восстанавливала технологию тверской росписи по дереву. Работа в лаборатории была серьезной и ответственной, но приносила Клавдии огромную радость, потому что учителями, наставниками, вдохновителями у нее были известные в России искусствоведы — Василий Бородулин, Вероника Вишневская, Павел Вьюев и многие другие.
Потом была начата серьезная работа по изучению пошива народного костюма. Кажется, что только недавно она начала эту деятельность, но прошло двадцать лет, как основной своей работой Клавдия Смирнова считает создание костюма.
В свою профессию Клавдия влюбилась, и ей очень нравилось ездить в фольклорно-этнографические экспедиции, зарисовывать, фотографировать, измерять, слушать рассказы старых мастериц… А потом, спустя какое-то время, самой мастерить, делать, шить сценические костюмы для участников самодеятельных народных коллективов и отдельных исполнителей, для профессиональных певцов, танцоров, актеров театра и т.д.
Для того чтобы создать костюм, нужно много знать, уметь, нужно много читать.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже, а поэтому Клавдия Смирнова старается участвовать в российских выставках современного костюма, где модели разработаны по мотивам русской народной одежды. Ее коллекции «Ее величество рубаха», «Лето красное» и другие получили признание и дипломы на выставках «Русский костюм на рубеже эпох», проходивших в Ярославле в 2002, 2005 годах.
В 1998 году Евгений Иванович Комаров (руководитель ансамбля народного танца «Тверичане») познакомил Клавдию Смирнову с Татьяной Устиновой, которая была главным балетмейстером хора имени Пятницкого. Клавдия вспоминает эти незабываемые встречи: «Встреча с Т.А. Устиновой произошла в Москве и произвела на меня огромное впечатление. Татьяне Алексеевне было 90 лет, но я увидела перед собой обаятельную, красивую женщину со светящимися, умными глазами и доброй улыбкой.
Мы в течение пяти часов говорили, работали над рукописью книги «Тверские фольклорные танцы». Татьяна Алексеевна разбирала каждый рисунок, каждую схему, показывая сразу, как должна быть повернута голова, руки. Меня поразило, что Татьяна Устинова была внимательна ко мне — художнице из провинции…»
Клавдия была осчастливлена этой встречей, которая, словно компас, указала ей главное направление в жизни.
Клавдия — непременный участник многих межрегиональных выставок, проходивших в Твери, Москве и Санкт-Петербурге. Полученые знания и большой опыт позволяют художнице уже самой проводить мастер-классы, участвуя в семинарах Тверского областного Дома народного творчества.
В сентябре Клавдия Смирнова отмечает юбилей, а это всегда возможность подвести итоги жизни и творчества и наметить планы на будущее.
Когда-то в юности Клавдия читала стихи на литературных встречах. Любила лирические стихотворения Льва Ошанина. До сих пор помнит одно из них, написанное, кажется, для всех ее современников и для нее лично. Его можно было бы поставить эпиграфом…
Есть много в жизни разных видов счастья.
Есть счастье мягко спать и вкусно есть.
Есть счастье славы
Или счастье власти —
Какие хочешь в жизни счастья есть.
Мне нужно все —
И девичьи запястья,
И добрый сон, и ласковый уют…
Но счастлив буду только трудным счастьем,
В котором дни летят, а не ползут,
В котором тесно от больших событий,
Дороги, смех шахтеров и ткачих,
И тысячи — пусть маленьких — открытий,
Что сделаны тобою для других.
Как-то в задушевной беседе Клавдия призналась: «Самый главный результат моей жизни — это замечательный, любящий сын и любимый всеми внук Артем Павлович — драгоценность наша».
В доме Клавдии царит чистота и уют. Светлая, добрая ее мама шьет лоскутные, похожие на солнышко, наволочки для подушек и тихо молится о здравии близких, о мире на неспокойной нашей земле. Муж что-то мастерит в своей комнате. А на самом почетном месте стоит старенькая, сделанная дедом Яковом прялка, как символ ее счастья.