Как уже сообщалось, 6 мая 2009 г. распоряжением №250-р городского головы была создана комиссия по определению состояния музейных ценностей. 29 июля 2009 года было проведено первое заседание этой комиссии под председательством заместителя городского головы Оксаны Невзоровой.
Как и предполагалось, мнения членов комиссии в отношении исчезновения в городе произведений искусства разделились, некоторые были не прочь эту тему вообще не рассматривать. Обменялись выяснением отношений, обвинениями друг друга, не обошлось и без оскорблений.
Но тем не менее, по целому ряду вопросов ситуация стала наконец-то проясняться. Так впервые на основании появившихся новых материалов ведущим сотрудником художественного музея Ларисой Бучной было сообщено, что при возвращении в 1945 году из эвакуации все экспонаты художественного музея были доставлены в наш город в целости и сохранности. Далекие от нас защитники легендарного Сталинграда сумели сохранить ценнейшее достояние жителей нашего города. К сожалению, спасая наши музейные ценности, они не успели вывезти свои, и все экспонаты их художественного музея погибли во время Сталинградской битвы.
Но вернемся в наши дни.
Читателям газеты напомним, что в 2007 году директор художественного музея Марина Бучакчийская утверждала, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бесследно исчезли 40 полотен мастеров XIX века. В марте этого года Марина Бучакчийская дала уже новую информацию, согласно которой во время войны исчезло 29 картин. Но, теперь уже на основании сообщений Ларисы Бучной, мы знаем, что исчезли дорогостоящие картины не во время войны, а в мирное послевоенное время; не в разрушенном до основания Сталинграде, а в нашем родном городе; не гитлеровские захватчики имеют к этому отношение, а... Вот это-то и хотелось бы узнать от наших работников прокуратуры.
Эта детективная история заслуживает особого внимания, и мы о ней еще поговорим в следующий раз.
Наконец-то стало известно, что в 1980 году из фондов художественного музея исчезли картины В. М. Кучумова «На террасе» и г.в. Курнакова «Весенний день». Обе эти картины были привезены в наш город в 1930 году И. И. Бродским. Самое поразительное заключается в том, что после пропажи эти картины никто не разыскивал, об их исчезновении не были поставлены в известность ни милиция, ни прокуратура, ни КГБ (СБУ). Во всем мире в случае исчезновения музейных ценностей немедленно ставят в известность правоохранительные органы, дают оповещение в средствах массовой информации, стараются подключить к поискам как можно больше людей. У нас же директор художественного музея Марина Бучакчийская дает в ГО УМВД справку, в которой пишет: «…за историю существования Бердянского художественного музея им. И. Бродского каких-либо фактов краж или бесследного исчезновения картин и других исторических ценностей не было…».
Как видим, в Бердянске руководство музея действует по каким-то своим правилам и законам, а поэтому количество пропавших картин исчисляется уже десятками, городу уже нанесен колоссальный материальный ущерб. Такой опыт работы Бердянского художественного музея достоин того, чтобы быть внимательно изученным работниками прокуратуры.
Нельзя сказать, чтобы на заседании комиссии 29 июля 2009 года полностью прояснилась судьба исчезнувшего бронзового бюста Петра I. Напомним нашим читателям, что огромная скульптурная композиция «Взятие Азова» была привезена в наш город по инициативе ее автора – известного украинского скульптора Анатолия Хоречко. Эта работа вначале находилась на территории морского порта, а затем была вывезена на грузовой склад морского порта, расположенный по улица Юннатов неподалеку от станции «Берда». В то время, когда городским головой города был А. А. Бакай, планировалось установить скульптурную композицию на спуске в город с Мелитопольского шоссе в небольшом скверике напротив «Вечного огня». Об этом А. А. Бакай неоднократно говорил на встречах с избирателями. Но события в городе развивались стремительно, на место городского головы пришел новый человек с новыми планами. Небольшой элемент композиции – бронзовый парусник – был установлен в конце пр. В. Ленина около Приморской площади, а бронзовый бюст Петра I весом свыше четырех тонн со склада неожиданно исчез.
Из письма замдиректора Бердянского морского торгового порта Д. И. Черванского №А-22-50 от 16.06.2009: «На загородном складе действительно некоторое время хранился бюст Петра I. По письму Бердянского городского совета он был передан представителям администрации Президента».
А вот письмо заместителя городского головы О. В. Невзоровой №2701/06-с-2260 от 28.07.2009: «Исполнительный комитет Бердянского городского совета сообщает, что бронзовый горельеф Петра I работы скульптора А. Харечко на балансе управления городской собственности не состоял, поэтому решения городского совета и исполнительного комитета городского совета о передаче художественной работы не принимались».
Речь идет о произведении искусства, минимальная стоимость которого составляет 150000 долларов. К сожалению, до сих пор ни руководство отдела культуры, ни другие официальные лица городской власти не предприняли никаких попыток поиска пропавшего шедевра. Напротив, именно из кабинетов руководителей города распространяются различного рода слухи и легенды о том, что скульптура, якобы, отправлена то в Санкт-Петербург, то в Донецк, то лично Владимиру Путину.
Проблему пытаются решить краеведы-любители, которые в ближайшее время направят имеющиеся у них материалы в прокуратуру города.
И последнее
В 2010 году будем отмечать 80-летие художественного музея. Надо отдать должное и признать, что все это время городские власти не оставляли музей без внимания, оказывали ему всяческую поддержку и помощь. Уже в 1930 году ему было предоставлено просторное помещение, где сразу же привезенные в город картины были выставлены для обозрения. В годы послевоенной разрухи, когда многие бердянцы жили во времянках и подвалах, музею уже в 1947 году было предоставлено в центре города здание. Да и в наше сложное время были выделены средства для строительства и оборудования нового помещения по улице К. Маркса, которому завидуют работники музеев во многих городах страны. И вот при таком отношении городских властей вдруг выясняется, что за 80 лет существования музея его работники не составили даже списка картин, привезенных И. И. Бродским в 1930 году. В такое трудно поверить, но это факт. Практически созданы прекрасные условия для хищений, и если срочно не изменить сложившуюся ситуацию, то город может остаться с прекрасным помещением музея, но без лучших своих картин. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru