Господин Новгородский губернатор Сиверс. Отставного коллежского секретаря Федора Рдицкаго жена Анна в поданном нам прошении приносит жалобу на штык юнкера Василья Бороздина, будто он неоднократно проезжал в небытность мужа ея, в селцо Сахарове состоящее Новгородской губернии в Пусторжевском уезде, где она тогда жительство имела, и многие ей зделал обиды и разорении, о чем от нее в Заволодскую воеводскую канцелярию, а потом от мужа ея и в Псковскую провинциальную канцелярию поданы явочные челобитные; и хотя Мы приказали ей объявить, чтоб она о том била челом законным порядком, однако ж хотим, чтоб сие дело скорее окончено было; чего ради поручаем вам подтвердить упомянутые канцелярии о скорейшем его окончании, и что по суду найдется, о том вы нам донесете. На подлинном подписано Ея Императарскаго Величества высочайшею рукою тако: Екатерина 12-го октября 1770 г. С. Петербург (Речь идет о территории, ныне занимаемой Новоржевским районом. Написан документ до образования Псковской губернии)
Спонсорская помощь от императрицы
Ея Императорское Величество в проезд свой чрез город Порхов всемилостивейше пожаловать соизволила из доходов ведомства камерколлегии неимущим гражданам того города на закладку домов их две тысячи рублей; да из доходов ведомства коллегии економии на городскую школу сто рублей, на богадельню сто рублей, трем монастырям на каждой по двести рублей, да особливо в три года на построение соборной церкви семь тысяч рублей. В Царском Селе июня 12-го дня 1780-го года. Сенатор граф Александр Строганов. * * * Ея Императорское Величество высочайше повелеть соизволила из наличных доходов до ведомства коллегии економии принадлежащих, выдать на заведение в городе Пскове городской школы тысячу рублей, на здешнюю семинарию пять сот рублей, в богадельни на каждого человека по два рубли, а на сто осмнатцать человек двести тридцать шесть рублей, да на строение их особливо триста рублей, в монастыри Мирогожской и Снятогорской мусские и Вознесенский и Предтечин девичьи в каждой по сту по пятидесяти рублей. В Пскове мая 16 дня 1780 года.
Чтобы фабрика стимулировала предпринимательство
Ея Императорскому Величеству благоугодно есть чтоб под надзиранием здешнего господина директора Економии для удобнейшего доставления города Пскова обывателям пропитания основана была фабрика казенная полотняная, которая при изобилии в потребных к сему произрастаниях в здешней губернии могла бы послужить примером и поощрением для частных людей к подобным заведениям. На сию фабрику Ея Величество всемилостивейше повелевает выдать из доходов ведомства камер-коллежского пять тысяч рублей, предписывая при том следующее. 1. Чтоб оная содержана была людьми наемными, а отнюдь не нарядом крестьян в ведомстве казенном состоящем. 2. Чтоб заведение казенной фабрики не почиталось препоною частным людям свободно заводить свои собственные по их воле и лучшему усмотрению 3. Чтоб по сооружении оной могла она быть или продана или в содержание отдана для возвращения казенного капитала на нее употребленного. Подробное о таковой фабрике распоряжение и назначение числа станов зависит от благоизобретения господина директора Економии. В Пскове мая 15-го дня 1780 года.
Недоимки ? дарю
Ея Императорское Величество высочайше повелеть соизволила почитающуюся по соли недоимку на псковских купцах и мещанах по приложенной при сем ведомости тысячу четыреста семдесять девять рублей и шездесят шесть копеек с половиною оставить без взыскания. В Пскове мая 16 дня 1780 года. (Стиль и пунктуация документов сохранены.)
Публикацию подготовила Н. Коломыцева, сотрудник государственного архива псковской области.
Я ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ ВАМ, А ТАКЖЕ ХОРОШИХ УРОЖАЕВ, ДЕНЕГ В ЗЕМСКИХ КАССАХ И ИСПРАВНЫХ ПОЖАРНЫХ ТРУБ
В официальных обращениях сейчас таких слов не найдешь. В канун нового года земский гласный обратился через «Вестник Псковского Губернского земства» с пожеланиями к псковичам. Но дело не в поводе, который послужил причиной этой публикации, а ее содержание. Тогда, нам кажется, люди были более сердечны и искренни. Пожелание гласного это еще и урок для нас. Дай Боже мир нам и между нами прежде всего. Чтобы мы, отдавая отчеты об устройстве сооружений, ремонта зданий и путей сообщения и проектируя в будущем сооружения и ремонты, подумали об обновлении в нас самих духа мира, справедливости, братолюбия, снисходительности и устного трудолюбия. Эти духовные добродетели также нуждаются в ремонте. Дай Боже, чтобы хлеб на полях и родимый ленок наш родился в изобилии, чтобы всякие злаки и травы на лугах были в преизбытке. Земские кассы да не будут пусты. Чтобы наш крестьянин уразумел смысл и силу труда разумного, честного, перестал бы гоняться за модой в нарядах, а перенимал бы улучшения по хозяйству, чтобы совсем отрезвился и воспитывал бы детей своих в страхе Божьем, с помощью школы, не подавая дурного примера. Разумным трудом и знанием да увеличится плодородие нашей земли, а чтобы уменьшить суровые последствия неурожаев от климатических условий да восторжествует разумнейшая идея взаимного страхования урожаев. Эта великая экономическая мера сразу поднимет наше благосостояние на высоту, до которой, без этой меры, нам и сто лет не достигнуть. Чтобы провести эту идею в жизнь, чтобы осуществить на деле ? надо много положить труда, ума, энергии и терпения, но это не остановит нас в достижении цели. Немцы это сделают, а мы разве хуже немцев. Дай Боже, чтобы разные хворости не имели места у нас, чтобы мы научились жить правильно, умеренно и осторожно и укреплять свое тело и дух разумным трудом так, чтобы нам не были страшны ужасы болезней. Дай Боже, чтобы менее было пожаров и чтобы пламя менее было опустошительно, чтобы домовладельцы принимали меры предосторожности, не полагаясь на авось да небось. Береженого Бог бережет. Чтобы все лица, призванные к пожарному и страховому делу ? исполняли свои обязанности радиво, не яко насмешки. Чтобы пожарные трубы успешно действовали на пожарах, а не лежали без пользы в сараях испорченными, чтобы достаточно было водоемов и чтобы на пожары являлись не с пустыми руками. Чтобы злого человека, у которого появилась дьявольская мстительная мысль ? пустить красного петуха, удержал бы страх Божий и проклятие ближних. Чтобы судебные власти открывали поджигателей и карали злодеев. Чтобы это ужаснейшее позорное для человечества зло искоренялось всеми мерами. Дай Боже, чтобы учителя, уча детей грамоте, воспитывали их в страхе Божьем, чтобы терпеливо и умело насаждали в юных сердцах духовные и гражданские добродетели, чтобы, как молодым деревцам, прививали полезные знания не для того, чтобы знания оставались под спудом, а чтобы приносили плод, как плодовые деревья, воспитанные искусным садовником. Дай Бог, чтобы земская медицина служила на пользу населения, чтобы хворости и болезнь лечились с любовью, внимательно, терпеливо и гуманно, чтобы всякий прибегающий к земской медицине получил по возможности облегчения и утешение, а ? это возможно, если принимающие больных будут действовать не яко наемники. Дай Боже! Чтобы помощь неимущим братьям нашим подавалась щедрой рукой, но чтобы эта помощь не развращала бы нуждающихся, делая из них тунеядцев. Благотворение должно быть разумное и не угнетающее человека, а потому желательно, чтобы подаяния заменены были правильным общественным призрением, чтобы честно трудящийся человек был обеспечен в старости и при недугах.
Подготовила Л. Фролова. (По материалам ГАПО). «Вестник Псковского губернского земства» 1886 г. № 2.
ПСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 ГОДА: ПРИРОДА БУНТА
«Воровской завод и во граде мятеж»
Беспорядки в Пскове начались не позднее 24 февраля 1650 г., и уже 26 февраля представители посадской общины приходили на двор воеводы Никифора Собакина с просьбой задержать выдачу хлеба шведам из «государевых житниц» ? стратегических запасов в кремле. Не добившись внятного ответа, псковичи обратились к посредничеству псковского архиепископа Макария. Встреча главы администрации, главы церкви и «всего города» состоялась на площади у Троицкого собора 27 февраля. Из того, как восставшие впоследствии излагали ход событий в Большой челобитной, выясняется, что толпу горожан возглавляли «лучшие люди», в числе которых были земские старосты во главе с Семеном Меншиковым и Иваном Подрезом. «Мы всем градом, как учали ему о том твоем государеве хлебе со слезами бить челом, чтоб он из города того кремского твоего государева и купного хлеба свейским немцам не выдавал, и твой государев околничей и воевода Никифор Сергеевич Собакин, вшед к Соборной церкви на папертную ступень, и учал нам богомолцам и холопем и сиротам твоим, всему миру угрожать: хлеб де я против твоей государевы грамоты отдам немцам, а не вам, псковичам; вы, де, псковичи, изберите из вас лутчих людей, кого из вас повесить. И угрожаючи, он от соборной церкви пресвятые Троицы и пошол к твоему государеву богомольцу и учал он околничей всему миру угрожать ссылкою…». Собрание на соборной площади и подача коллективной челобитной были для псковичей судьбоносной и в то же время рискованной акцией. С одной стороны, это была важная стадия выработки общественного мнения, когда даже сомневающиеся в необходимости конфронтации с властью могли оказаться под мощным прессингом со стороны общности и ее лидеров. С другой ? подобные коллективные действия были противозаконны и подпадали под статьи только что принятого кодекса ? Соборного уложения 1649 г. В царской грамоте от 19 мая содержалась пространная цитата из уложения: «А кто учнет на наших государевых бояр и околничих и думных и ближних людей и в городех и в полкех на воевод и на приказных людей или на кого ни буди приходити скопом и заговором и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, хто так учинит, за то потому ж казнить смертью безо всякие пощады». Эта угроза была не пустой и несла глубокий смысл для псковичей, которые в XVI в. как минимум дважды подвергались высылке из города на восток страны. Первый «вывод» был осуществлен в 1510 г. в момент присоединения Пскова к Москве, когда из города были высланы не менее 300 семей бояр и «житьих людей». Второй раз псковские гости были депортированы в Москву и другие города Замосковного края в 1571 г. после разорения столицы армией крымского хана.
Новгородские вести
Аналогичная ситуация складывалась и в Новгороде, где 15 марта началось восстание посадских людей и стрельцов, причиной которого стал также «продовольственный кризис, возникший в связи с вывозом хлеба за границу». Новгородские события были в значительной степени спровоцированы начавшимся восстанием в Пскове. 21 марта из Новгорода вернулся служка Снетогорского монастыря, который объявил «всему народу» новые «слухи». В Большой челобитной псковичи так передали речи служки Осипа: «как твоя государева денежная и хлебная казна с Москвы будет, и они, де, свейские немцы, будут твою государеву отчину Великого Новагорода имать на Христов день, а в Нове де городе указано на тот день богатым людем вина курить и пива варить и меды ставить безъявочно, а маломощных де государь людей велено поить из твоей государевой казны до пьяна, чтобы все были пьяны для того немецкого приходу. А Псков де имать на Троицын день». На следующий день, 22 марта псковский помещик Богдан Тимашев привез из Новгорода новые вести: «в Великом Новгороде молвою говорят в народе, что немцы будут под твою государеву отчину на Христов день, а под Новгород на Николин день». В ходе дальнейших обсуждений проблемы шведской опасности сложилось мнение, что крайней датой шведского вторжения будет Троица. Источником таких слухов часто становились сами иностранцы, а информация проходила через многих людей. Помещик Никула Перетрутов, вернувшийся из Москвы 26 марта, получил информацию из третьих рук: от некоего Сергея Путимцева, видимо, также помещика, который приехал в Новгород из Москвы вместе с «немцем риженином, а имени его он … не ведает… да того ж немчина человек в народе сказывал…». Итак, источником информации был слуга немецкого купца из Риги, чьи суждения передал Никуле Перетрутову Сергей Путимцев.
«Служба с травы, и с воды, и с кнута»
По росписи 1647/48 г. в Пскове насчитывалось 1300 стрельцов, сведенных в три стрелецких приказа. Положение стрельцов не было плачевным; они получали довольно высокое по тем временам жалованье: рядовой стрелец из «новоприборных» получал 3 рубля денежного, а также 6 четвертей ржи и 6 четвертей овса хлебного жалованья. Ветераны получали прибавку за службы, и денежное жалованье «старого» стрельца составляло 4 рубля. Но злоупотребления местной администрации сводили на нет усилия центральной власти. Во-первых, многим из стрельцов денежное жалованье в 1648/49 и 1649/50 гг. давалось в половинном размере, а часть вспомогательного персонала была лишена его вообще. Во-вторых, схема выдачи денежного жалованья была построена с сугубой выгодой для чиновников. В Большой челобитной служилые люди писали: «А как государь во Псков твои жаловалные грамоты придут, и твои государевы околничие и воеводы и дьяки на твои государевы указные сроки того твоего государева денежного и хлебного жалованья нам, холопем твоим, из твоей государевы казны не выдают, а дают, государь, то твое царское жалованье они, норовя кабацким откупщиком, ? под праздники, чтоб то твое государево денежное и хлебное жалованье сложилось у них, кабацких откупщиков на кабакех, а от того, государь, оне, околничие и воеводы и дьяки емлют себе большие поминки». Таким образом, попытки воеводы и приказных нажиться путем получения взяток от кабацких откупщиков за выручку от пропитого стрельцами жалованья в конечном итоге вызвали активное участие служилых людей в восстании. К тому же, пытаясь отвести от себя обвинение в утайке жалованья, чиновники распространяли как минимум две мистификации. Первая из них состояла в том, что государственная казна пуста. Как передавали псковичи в челобитной «речи» воевод и приказных дьяков, последние на все просьбы отвечали отказом со следующим мотивом: «жаловалной де мы грамоты не слушаем, емлите де то, что мы вам указываем, будет де и того не возьмете, и мы де и того вам из твоей государевой казны не дадим, а бейте де челом о недодаче тебе государю на Москве, добры де жаловалные грамоты, да мы вам не дадим, потому что де исходит твоя государева казна на Москве немцам»… а вы, де, природные, служите государю с воды, и с травы, и с кнута». Приказные в данном случае имели ввиду не только факт выдачи контрибуции Швеции за перебежчиков, но и начавшееся формирование полков «нового строя», значительную часть личного состава которых на первых порах составляли иностранцы. Стрельцы в течение всей второй половины XVII в. крайне ревниво относились к «райтарам и солдатам». Второй довод воевод и дьяков был банальной угрозой отправки на службу в Сибирь, на край земли о котором в Пскове существовали самые фантастические предположения. По словам челобитчиков, приказные этим буквально шантажировали стрельцов следующим образом: «будет де начнете о том об недостаточном твоем государеве жалованье на Москве … бить челом, и вам де есть на Москве образец Сибирь, так же как ваша братья, служилые люди, с Москвы посыланы в сибирские города и меж гор в пропастех поустроены. И о том, государь, о недостаточном твоем государеве царьском жалованье тебе, государю, на Москве и по ся места мы, холопы твои, не смели бити челом: боимся, государь, таких же ссылок, как, государь, природные твои государевы люди москвичи и служилые разных чинов с Москвы в ссылки поразосланы, и многие християнские души помучены, и палицами побиты, а иные в воду потоплены». Перед взором человека эпохи средневековья всякая отдаленная территория представала преддверием ада.
«Праведная надежа, благочестивый государь»
Средоточием и центром православной вселенной русского человека XVII в. была особа царя и государя всея Руси. Смена царствующей династии в годы Смутного времени тяжело отразилась на престиже царского имени. Эпоха царствования Рюриковичей стала восприниматься как эталон, а подлинным «золотым веком» в исторической ретроспективе предстало царствование Ивана Грозного. Царь Алексей Михайлович, по мнению псковичей, уже не внушал трепета иностранцам. Посадский человек Никита Иевлев привез из Ивангорода слух о выставленных в Швеции на всеобщее обозрение плакатах, где были изображены шведская королева, стоящая с мечом над «праведным надежей» царем Алексеем. Если уж в челобитной на имя царя псковичи осмелились намекнуть на его недостаточный авторитет, то в неподцензурных беседах они давали полную волю языку. Примечательная сцена произошла в Пскове во время чтения в городе царской грамоты от 19 мая. Казак Снякин на следствии рассказал следующее: «И как учели твою государеву грамоту пред народом честь и до половины вычли, а народ, все православные християне, молчали. И не выслушав до конца твоей государевой грамоты, земской староста Гаврилко Демидов и про тобя, великого государя… сказал нелепое слово, чево нам страшно и подумать. И я с своими товарищами, услышав у него, Гаврилки, такое нелепое слово, и его учели бити. И воры и мятежники, которые с ним, Гаврилкою, за него, Гаврилку, стали, и меня били не на живот, на смерть, обухами и пищальными стволами и тиннами, и замертво меня, Никифорка, вкинули в тюрьму». Лидером общественного мнения был и дядя царя Н. И. Романов, которого псковичи просили у царя прислать «для сыску и расправы» в Псков. Сознание средневекового человека было построено на антиномиях (противоречиях ? ред.), поэтому каждое позитивное явление социальной жизни должно было иметь изнанку, и всякому герою противостоял антигерой. Таким антигероем в России середины XVII в. был теневой правитель России Борис Иванович Морозов. С именем Морозова горожане связывали рост налогов, злоупотребления администрации. Морозов был главной мишенью участников Московского восстания 1648 г. Псковичи также были склонны связывать с ним свои беды. В челобитной на имя царя было изложено содержание «речей» шведского подданного Григория Аминева: «как де будут немцы подо Псков, из Москвы де было быть твоему государеву боярину Борису Ивановичу Морозову на выручку, а ему де было здать Псков немцом без бою». В царской грамоте от 19 мая апологии Морозова посвящен внушительный фрагмент. Дьяки напомнили псковичам, что именно дядя боярина Василий Петрович Морозов «в приход свейского короля во Пскове в осаде сидел и от короля Псков отсидел». Сам же Борис Морозов, как сказано в грамоте, «будучи у нас великого государя в дядьках, отставя дом свой и приятелей, был у нас безотступно, и нам служил, и нашего государского здоровья остерегал накрепко, да и посяместа нам служит верно и о наших и земских делах радеет». Сравнение Большой челобитной и ответной царской грамоты позволяет иначе поставить и решить многие вопросы. В возникновении и развитии восстания решающую роль сыграли конъюнктурные обстоятельства, связанные со страхами средневекового человека. Это страх голода, страх перед возможной войной, тотальное недоверие к власти.
Владимир Аракчеев, кандидат исторических наук.
ДНЕВНИК КРЕСТЬЯНИНА
Продолжение. Начало №№ 6 ? 8 «Пх».
День Сретения Господня 2 февраля был пасмурный. Дул холодный ветер. Перед вечером опять падал снежок. Крестьянка нашей деревни Запяткова Авдотья Агеева несла из бани своего сына Александра, не закутавши его головы, на ней (голове ? ред.) замерзли волосы, 2 февраля трехлетний мальчик умер. Мужчины и женщины нынче в деньгах не имеют нужды. Женщины тратят деньги на разные наряды, а мужчины выписывают разные газеты. В нашей местности крестьяне выписали «Южно-Русскую сельскохозяйственную газету» на 1 год за 5 руб., «Агрономический журнал» на 1 год за 6 руб., «Торговый листок» на 1 год за 1 руб., двухнедельный сельскохозяйственный журнал «Хлебород» на 1 год за 1 р. 50 к. С 4 на 5 февраля ночью был сильный южный ветер. Воскресенье 7 февраля с утра до 10 час. дня была северная снежная буря, натащило большие сугробы снега. После бури до вечера был занос. Питье ханжи в нашей местности все более и более распространяется. Как только собрание, там явится и ханжа. 8 февраля в дер. Боровичах какой-то Петруха привез ханжи и продавал в лесу по 5 руб. за бутылку. В деревне Мальгине крестьянин М. Н. с товарищем выпил по бутылке ханжи. М. Н. тотчас скончался, а товарища спасли. Лили в рот теплого молока. В дер. Волкове 75-летний старик от угара в бане скончался. Не смотря на военное время народ деревенский не беднеет, а богатеет. 9 февраля разносчик продал в двух деревнях Харлапкове и Бадухине ситцу на 150 рублей. 10 февраля был порядочный мороз. ... У крестьянок очень мало спят грудные дети в качелях и часто плачут. Тогда бабы прибегают к лечению: варят разные травы и этим отваром поят, как лекарством. Не подумают деревенские бабы, что эти снадобья портят здоровье детей. Дети не спят в качелях и плачут часто не от болезни, а от разных насекомых: вшей, блох и клопов. 12 февраля падал снег. В нашей местности работают валеные сапоги от 2 р. 50 к. до 3 руб. Воскресенье 14 февраля день был пасмурный. Дул холодный юго-восточный ветер. Дороги были очень плохи. В Чирской церкви после литургии священник С. Гривский сказал речь об открытии Государственной Думы. Крестьянин И. С. приехал из Петрограда и рассказал о военной выставке. Рассказывал об австрийских знаменах, о пулеметах с лентами пуль. Продавалась в деревнях ягода клюква по 10 к. фунт. Крестьянин дер. Селюгино Павел Степанов украл из цирка лошадь. Краденую лошадь он в Острове променял. Хозяин цирка узнал, кто украл лошадь и заявил уряднику. Урядник приехал к Степанову составить протокол и взять под арест. Степанов выбрал удобное время и сбежал от урядника в гумно. В гумне у Степанова раньше была в старой соломе сделана нора и он в эту нору влез и закопался в соломе. Урядник со стражником после пришли в гумно и стали разыскивать Степанова. В солому кололи шашками, Степанова не нашли. Урядник решил, что Степанов с гумна убежал в соседние хоромы. Когда ушел урядник, Степанов вышел из норы и пришел домой. Дома Степанов для ухода от урядника из под избы сделал ход в скотный двор, из скотного двора сделал ход в огород. Спустя неделю, ночью, урядник со стражником приехали к Степанову и стали стучать в дверь. Услышала стук сестра и не спрося, кто стучит, открыла дверь. Урядник вошел в избу и поймал Степанова. Задуманные планы Степанова не исполнились, так он и не ушел. 17 февраля в городе Пскове продавали ягоду клюкву по 3 руб. 80 коп. за пуд. 20 февраля день был солнечный. В дер. Воронене урядник обнаружил двух продавцов ханжи. О продаже ханжи составлен протокол и дело передано в суд. В дер. Селюгино был отпущен в отпуск с театра войны на 20 дней подпрапорщик Василий Евдокимыч Евдокимов. На масляной неделе к Евдокимову собрались крестьяне, в том числе был и я. Крестьяне расспрашивали Евдокимова о военных действиях, о пище и окопах. Евдокимов пищу хвалил, а относительно окопов рассказывал, что в окопах сделаны очень хорошие землянки, как избы. В каждой землянке по две печи. Сделаны окна. В землянках светло и тепло. Печи в землянках топим ночью, чтобы враг не видел дыму. Пищу подвозят тоже ночью. Солдаты привыкли к военной жизни. В свободное время солдаты в землянках играют в карты, кто письма пишет домой, кто занимается чтением книг. Солдаты ни чем на войне не обижены. Бывает на войне очень плохо во время боев, так что же поделать, на то и война. Из Савво-Пустынской казенной дачи срезали 500 жердей. За возку жердей платили дорого. Крестьянин дер. Доньшино Дмитрий Михайлович Бохвалов с сыном вез из Петрограда продавать ханжу. Па станции Чирской сказанного крестьянина заподозрили и жандарм отобрал ханжу, составив протокол. Дело передано в суд. Крестьяне любят слушать рассказы солдат о войнах, не только о теперешней войне, но и прошлых. В дер. Запятково болели дети заразной болезнью крупом. От сказанной болезни даже умирали. В семье Степана Данилова умерло два мальчика, Василий Федоров 4 лет и Александр Петров 3 лет. 25 февраля был пожар в дер. Старухино. Сгорели постройки трех домовладельцев. Причина пожара ? от плохой дымовой трубы. 6 крестьян Паниковской волости дер. Лози лет 10 тому назад ходили в Сороковой бор по какой-то описи разыскивать клад: воз золота. Крестьяне взяли в дорогу лопаты, топоры, ружья, до 40 руб. денег, освежевали 2 барана. Приметы в Сороковом бору все нашли. Нашли, где был погреб, подземельные ходы, золотое озеро. Денег не нашли, а 40 руб. на ветер ушли. Воскресенье 28 февраля была сильная снежная буря. Буря проходила с юго-востока на северо-запад. Буря длилась около двух часов. Снегом занесло дороги. Было после бури трудно ездить. В дер. М. я прочитал брошюрку «Военный заем 1916 года» (бесплатное приложение к газете «Сельский Вестник» за 1916 год). После чтения вышесказанной брошюрки 4 крестьянки-солдатки согласились вложить в заем по 25 руб. В нашей местности с февраля месяца стала замечаться острая нужда в корме скота. Рубили ржаную солому и мешали с сеном и этой смесью кормили лошадей. Некоторые крестьяне кормили лошадей овсяной мякиной.
Крестьянин Петр Степанов Голубев. «Вестник Псковского губернского земства и сельского хозяйства Псковской губернии» 14-15 от 24 апреля 1916 года)
Подготовила сотрудник Псковского областного архива Е. Федорова.
ПСКОВСКИЙ КРАЙ ЗА 1100 ЛЕТ
В областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация новой краеведческой книги ? учебного пособия «Сборник документов и материалов по истории Псковского края (IХ-ХХ вв.). На встречу с читателями пришли авторы-составители сборника ? руководитель авторского коллектива и редактор, доктор исторических наук профессор Е. П. Иванов, кандидат исторических наук доцент З. А. Тимошенкова, кандидат исторических наук доцент А. В. Филимонов, кандидат исторических наук доцент М. Т. Маркова, кандидат исторические наук доцент М. С. Ерохина. Свой труд они посвятили памяти историка Г. В. Проскуряковой, стоявшей в 50-х годах у истоков псковского краеведения и первой приступившей к подготовке краеведческих пособий для школ области, и С. И. Колотиловой, которая была автором идеи создания хрестоматии по истории Псковского края для учащихся. В сборник в систематизированном виде включены извлечения из документов государственных учреждений и общественных организаций, летописей, законодательных и частных актов, статистические сведения, сообщения периодической печати, личные письма, отрывки из публицистических произведений, воспоминаний и др. Документы и материалы содержат сведения об экономической, политической жизни края, деятельности различных учреждений, учетных заведений, об участии псковичей в войнах. ряд публикаций, характеризующих повседневную жизнь, быт, мировоззрение и характер предков, публикуются впервые. К источникам прилагаются вопросы и задания для учащихся, списки дополнительных источников для углубленного изучения истории края, хронологическая таблица.
Л. Богданова, ведущий библиотекарь областной научной библиотеки.
МАХНЕТ РУКОЙ, БУДТО ШИНЕЛЬ СЕБЕ ОЧИСТИТ
Махнет рукой, будто шинель себе очистит Проезжая по гор. Пскову, встречаешь очень много знаков, некоторые из них понятны, а вот на Октябрьской улице ни за что не поймешь, какой-то допотопный знак, что-то воспрещающий, но что воспрещающий, неизвестно. Висит круглый диск, кругом желтая кайма, а в правиле уличного движения такой сдан давно в архив. Предположим, что этот знак имел не желтую кайму, а красную (он вылинял), так такой знак воспрещает вообще по данной улице всякое движение транспорта. Ан нет, смотришь все едут и легковой и грузовой транспорт и их регулирует как будто бы постовой милиционер, если это можно назвать регулировкой вообще, т. к. почти ни одного регулировщика-милиционера, который бы умел правильно дать проезд тому или иному транспорту. Подъезжая к перекрестку, даешь гудок, выкидываешь знак поворота влево, регулировщик поворачивается к тебе спиною и вытягивает правую руку прямо, что означает «разрешен проезд слева». Вот и пойми, можно ехать или нет, а то просто махнет рукой, будто очистил себе шинель, а ты понимай как хочешь. В Пскове давно назрел вопрос о регулировке некоторых перекрестков, как например, угол ул. Единства и Советской, угол Профсоюзной и Советской, угол Некрасовской и Советской. Горсовету надо об этом подумать, а товарищей регулировщиков нужно проинструктировать по существующим правилам регулировки уличного движения, а также пора сменить старые знаки уличного движения.
( Из газеты «Псковский колхозник» за 1937 год ). Подготовила сотрудник Госархива Псковской области Е. Федорова.
МЕЧТАЛИ ГУТАРИТЬ С МИРОВЫМ ПРОЛЕТАРИАТОМ НА ЭСПЕРАНТО
Сколько существует человечество, разделенное национальными особенностями и языковыми барьерами, столько же делались попытки найти средство межнационального общения. И вот в конце XIX в., казалось, оно найдено: созданный варшавским врачом Л. Зоменгофом искусственный язык, получивший название от псевдонима его изобретателя эсперанто (Esperanto-надеющийся), стал самым распространенным вспомогательным средством международного общения. 12 января 1919 г. в помещении 2-го Высшего начального училища Пскова (ул. Успенская, 22) состоялось организационное собрание Псковского общества эсперантистов. Оно внесло изменения в Устав общества, избрало комитет, а также агитационно-пропагандистскую комиссию, призванную «распространить идеи эсперантистов и язык эсперанто ? единый для трудящихся всех стран и частей света». Но по-настоящему возобновить свою деятельность общество не смогло: помешала белогвардейская оккупация города, потом нашлись «более важные» дела, связанные с восстановлением хозяйственной и культурной жизни. Лишь в 1926 г. организовался кружок эсперантистов в школе повышенного типа для взрослых, который стал налаживать отношения с аналогичными обществами за рубежом. Вначале псковичи связались с Германией. Псковские эсперантисты направили туда письма, на которые вскоре получили ответы. Ввиду растущего интереса к эсперанто в Пскове создается губернский отдел Союза эсперантистов. Псковичи попытались расширить международные связи, перенеся их на Чехословакию, но в 1927 г. произошли события, сделавшие такие контакты невозможными для всех эсперантистов СССР. В 1927 г. в ряде городов Чехословакии полиция в результате проведенных обысков отобрала письма и фотографии у любителей, ведущих переписку с советскими эсперантистами. Некоторые из них оказались арестованными, и им предъявили обвинение в государственной измене. Тогда ЦК Союза эсперантистов СССР предложил всем губотделам прекратить переписку с эсперантистами этой страны. Получили такое предписание и в Пскове. Тем не менее ряды псковских эсперантистов продолжали расти, пополняясь прежде всего за счет учащихся. В Академии наук СССР специальная комиссия под руководством академика С. Ф. Ольденбурга с 1927 г. была занята выработкой методов преподавания эсперанто в школах I и II ступени и вечерних школах, что не могло не сказаться на повышении внимания к нему в образовательных учреждениях. С сентября 1928 г. эсперанто в виде эксперимента стал вводиться в псковских школах II ступени. В ноябре того же года в Пскове насчитывались четыре группы эсперантистов, два кружка возникли в Порхове. К маю 1928 г. Псковский союз эсперантистов насчитывал в своих рядах около 50 человек, новый приток наблюдался осенью и в конце года; в течение октября ? декабря в ряды его вступили 27 человек. В декабре 1928 г. образовался кружок из 30 человек в совпартшколе, такой же ? в клубе им. Калинина (ул. Советская, 5), в начале 1929 г. ? при Карамышевской избе-читальне (записались 20 чел.), а также ячейка в Центральном рабочем клубе Порхова. Летом 1928 г. псковские эсперантисты открыли 2 июля в помещении клуба им. Томского (ул. Советская, 32) выставку, на которой были представлены печатные издания и переписка с обществами других городов, заграницей. Всего с 1 апреля по 30 сентября эсперантисты Псковского округа отправили за границу 247 писем, 79 газет и журналов, 49 картин и фотографий, получив в ответ 203 письма, 99 газет и журналов, 51 фотографию и картину. С начала 1930-х гг. отношение властей к изучению эсперанто начинает меняться. На эсперантистов все больше стали смотреть с подозрением, более того ? в обстановке развернувшейся «охоты на ведьм», поиска «врагов» и т.п. обвинять их в шпионаже, попытках использовать связь с заграницей во вред Советскому государству. В марте 1932 г. газета «Псковский колхозник», например, сообщила, что «из-за отсутствия руководства развалился кружок эсперантистов в Пскове», за ним последовал распад других. Вскоре любителей эсперанто в Пскове не осталось.
А. Филимонов, кандидат исторических наук доцент Псковского пединститута им. С. М. Кирова.
ПРЕДВОЕННЫЙ ПСКОВ БЫЛ ГОРОДОМ ХУЛИГАНСКИМ
«Крыса» играл только на деньги
При столовой Псковторга (бывшая столовая Гордеткомиссии) имеется биллиардная, в которой находят себе приют хулиганы. 18 декабря вечером один из работником милиции пытался задержать хулигана, избившего старика на улице. Пытаясь укрыться в биллиардной, хулиган собрал в ней человек десять своих «помощников», которые яростно препятствовали милиционеру забрать его в отделение милиции. Только с подоспевшей помощью из милиции хулигана удалось направить в отделение милиции. В биллиардной не выдерживаются никакие правила игры и поведения. Открыто и скрыто ведется игра на деньги. Характерно, что «знаменитые» игроки в деньги, например, Борис по прозвищу Крыса, и др. специально выжидают неудачников, заманивают их и беззастенчиво «обыгрывают». Здесь же широко применяется и т. н. «маза», игра «орел и решка», которые давно выброшены и заклеймены в нашем быту. Часто к играм привлекаются и несовершеннолетние. Маркеры, в особенности Парфеныч, под угрозами расправы боятся удалять хулиганствующих из биллиардной, тем явно покровительствуют хулиганам. Горсовету нужно на это обратить сугубое внимание. (Из газеты «Псковский колхозник» за 1938 г.)
Командиры ночуют в кабинетах, камеры для пьяных переполнены
Из протокола заседания Президиума Псковского городского Совета от 28 февраля 1939 года Слушали: О работе Гормилиции. Несмотря на то, что городской отдел милиции ведет успешную борьбу с преступностью в г. Пскове, таковая еще имеется в значительном размере, особенно кражи, хулиганство, спекуляция и проституция. Преимущественно преступления совершаются со стороны подростков и молодежи... Со стороны отдельных работников, начальников и рядового состава есть недостаточная дисциплина. Имеют место уходы с поста, на посту милиционер неряшливо выглядит, во время задержания некоторые работники грубо обращаются с гражданами… Общежитие рядового состава переполнено. Командный состав не имеет жилплощади и ночует в кабинетах и тем самым не имеет отдыха. Камеры для пьяных тесные. Количество пьяных каждый день не вмещается в камере...
Нет дежурных лошадей…
Из протокола оперативного совещания оперсостава при Псковском горотделе милиции от 3.02.1930. Уполномоченный по ОКРО РКМ Петров говорит, что несвоевременные выезды на место происшествия бывают потому, что нет дежурных лошадей и автомашину без разрешения начальника угрозыска не дают. А бывает, что начальника угрозыска нет и машины не дают. Постовые не имеют постовых сумок, если они есть, то рваные... (Из фондов Госархива Псковской области)
Дадут по шапке и по шляпке
В 1939 году хулиганство и безнадзорность детей приняло небывалый размах. Вечером, начиная с 8 ч. и до глубокой ночи, улицы, даже центральные (Октябрьская, Советская) запружены группами несовершеннолетних и пьяных подростков. Они сквернословят, дерутся, воруют, избивают и оскорбляют прохожих, снимают головные уборы. Да это и не только вечером. Женщины днем имеют опасения придти домой без шапки и шляпы. И все это происходит на глазах блюстителей и хранителей порядка ? милиции. Около Госбанка и ресторана нельзя пройти, меж тем здесь находится милицейский пост. В чем дело, почему для милиции борьба с безнадзорностью и хулиганством стала не обязанностью, а пустым звуком? Почему этим вопросом не занимается Горсовет и его секция? Ясно ведь, что из безнадзорности рождается полнейшая беспризорность и борьба с последнею гораздо трудней. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что выражаю просьбу всех жителей города. Прошу редакцию воздействовать на Горсовет и Гормилицию, чтобы немедленно занялись бы этим вопросом. Хотелось бы, чтобы т. Никитин хоть один раз прошел бы пешком по улице, тогда ему ясно было бы.
(Из газеты «Псковский колхозник» за 1939 г.) Подготовила сотрудник Госархива Псковской области Е. Федорова.