23 апреля во всем мире отмечается День книги и авторского права. Накануне мы обратились к людям, имеющим самое непосредственное отношение к книжному бизнесу, с просьбой рассказать о прошлом и сегодняшнем состоянии книготорговли в Торопце.
Рассказывает Антонина Дмитриевна Кательникова, директор магазина "Коробейник":
- В сентябре этого года будет уже 30 лет, как я работаю в книготорговле. Закончив Саратовский книготорговый техникум по специальности товаровед книги, в Торопец приехала по распределению, начинала продавцом, затем была директором магазина "Книги" вплоть до его закрытия. В те годы книготорговля была централизована, в частности, наш магазин принадлежал Тверскому (тогда Калининскому) книготоргу и был в области на хорошем счету. Книги пользовались огромным спросом, многие, наверное, помнят, какие очереди стояли к нам в дни привоза! Тогда были другие сложности: пользующуюся спросом литературу мы не могли получить в нужных количествах: заказы, например, делали на сто экземпляров, а дать могли и десять, и пять… Но планы мы всегда выполняли, работали слаженно, многие годы в магазине держался постоянный профессиональный коллектив.
Первые изменения начались в 90-х годах, когда книготорг развалился, и нас отделили. Но даже в тех непростых условиях, когда многие разорялись, магазин "Книги" стоял еще очень долго. В те годы мы сами стали ездить в Москву, на книжные выставки и ярмарки, сами начали работать с издательствами: "Панорама", "Радуга", "Просвещение" и др. Но в основном приходилось сотрудничать с различными оптовыми фирмами, так как для издательств наш магазин был слишком мал и не мог взять на реализацию значительный объем книг. В общем, искали товар, где только могли - это не сейчас, когда всего много. Был у магазина и сложившийся, верный круг покупателей, которые ходили к нам многие годы. Так, вспоминается женщина, коренная торопчанка, живущая в Сибири, которая регулярно приезжала в Торопец и наведывалась в книжный, куда в 30-х годах прошлого века она приходила еще девчонкой. Даже для нее, уже не торопчанки, закрытие магазина стало безрадостной новостью.
Открывая "Коробейник", изначально мы собирались продавать только сувенирную продукцию, но книгами вынуждены были заняться. Приходили люди, говорили: "Вы знаете, где достать книги, давайте, привозите…" И число покупателей у нас не сократилось, изменился лишь контингент, изменилась тенденция. Сейчас больше берут не художественную литературу, а познавательную, развивающую. Сегодня к нам приходят в основном молодые мамы малышей и детей постарше, тех, кто уже пошел в школу. Хорошо, что современные родители понимают: если ребенок не научен обращаться к хорошей, умной книге с детства, он вряд ли станет к ней обращаться, уже повзрослев. Так что на детскую литературу спрос всегда большой: от раскрасок, книг про динозавров до различных энциклопедий - по физике, механике, астрономии. Конечно, многих останавливают цены. Хотя у нас есть книги на разные вкусы и кошельки. Можно взять энциклопедию за 550 рублей: отличного качества, на хорошей бумаге, - а можно за 200 рублей: тоже неплохую, но попроще. С ценами крупных московских книготорговых сетей нам, конечно, не тягаться: закупая большие объемы товара, они имеют соответствующие скидки - нам такие скидки не получить. Но сравнение с ценами на книги в небольших столичных и областных магазинчиках мы выдерживаем.
Конечно, 30 лет отработав в книготорговле, уже знаешь предпочтения торопецких покупателей. Так, закупая литературу, порой удивляешься, насколько диаметрально расходятся вкусы у людей: то, что прекрасно покупается у нас, может не пользоваться спросом в других городах, и наоборот. В целом, мы идем за спросом. Из модных новинок у нас есть книги Дины Рубиной, Пауло Коэльо, Марины Крамер, Бориса Акунина, детективы Татьяны Поляковой, Дарьи Донцовой - литература, удовлетворяющая самым разным читательским запросам. Молодежь интересуется фантастикой, хорошо идут серии "Сталкер" и "Метро" - их читают дети с 12 лет и старше. В то же время у нас есть и литература для серьезного, взрослого читателя: классика, книги о Галине Улановой, Матильде Кшесинской, воспоминания Фаины Раневской. В то же время люди становятся все более социально активны, спрашивая юридическую литературу, Трудовой кодекс, Конституцию. Хорошо раскупается серия "ЗОЖ" (здоровый образ жизни). Кто-то занимается разведением пчел, кто-то строительством дома, других влечет рыбалка, траволечение, вышивка - у нас есть литература в помощь любому. Летом мы продаем букинистическую литературу, но в небольших количествах - из-за того, что нам просто некуда ее поставить. Аудиокнига? Пытались, привозили, но на нее пока нет спроса. Заказывайте - привезем.
Интернет сегодня распространяется все шире, с этим не поспоришь, но спрос на книгу все-таки не иссяк, мы выстояли в 90-х, надеемся выстоять и впредь…
Рассказывает Вадим Алексеевич Камышный, генеральный директор ООО "ДиН-книга":
- По образованию инженер-физик, в книжный Бизнес я пришел в 1993 году; многие годы сотрудничества связывают меня с Торопцем, где я занимался поставками товара в магазин "Книги". После того, как магазин закрылся, соответственно, возникла мысль: а не попробовать ли самому… Так появился книжный магазин на улица Еременко. На сегодняшний день, помимо Торопца, мои магазины открыты в Московской и Владимирской областях. Вообще, мне интересно работать с небольшими городами, где ощущается определенный книжный голод. Но работается во многом непросто. Ни для кого не секрет: читать люди стали намного меньше. К сожалению, и торопецкие реалии таковы, что чуть более серьезная новинка почти не пользуется спросом. Так, на полках со "взрослой" литературой у нас представлены книги отечественных и зарубежных авторов, фэнтези, мемуары, книги по военной тематике, православная литература - но раскупаются все это не быстро. Приходится признать, что людей, желающих читать серьезные книги, осталось немного: я знаю их если не по именам, то в лицо. Исчерпала себя и тема подарочной книги; хорошо изданная на качественной бумаге книга сегодня практически не востребована.
Цены? Но у меня нет задачи продать книгу по завышенной цене, моя задача, чтобы человек, купив ее, вернулся за следующей покупкой. Более пятнадцати лет работая дилером крупнейших издательств, я четко отличаю понятия оптового прайса издательств и розничного прайса; это правило игры, и не в моих интересах его нарушать. Да, я не люблю работать с дешевыми раскрасками за 10 рублей: криво напечатанными, на плохой бумаге. Не люблю дешевую литературу, штампованную на конвейере, и не вижу смысла ее продавать. Я лучше продам книжку подороже, но качественную, добротную, которую не стыдно взять в руки. При отборе ассортимента предпочитаю умную детскую литературу: энциклопедии, сказки, развивающие детские книжки, учебники. Они, кстати, привозятся под заказ в течение 4-7 суток - своевременно и в необходимом количестве. Родители, которые внимательно относятся к воспитанию своих детей, нашу литературу охотно покупают.
В планах на будущее - увеличение ассортимента, представление новых книжных серий, новых направлений. Думаю и в дальнейшем работать с учебной литературой, готов работать с литературой краеведческой. Ее, кстати, постоянно спрашивают приезжающие в Торопец туристы, и в любом городе такие книги пользуются неизменным спросом. Но решение всех проблем, связанных с изданием и продажей в Торопце литературы по краеведению, не в моей власти.
Хотелось бы, конечно, побольше обратной связи, чтобы люди высказывали свои пожелания и в то же время умели работать с книгой, думать над прочитанным. Ведь книга есть и будет всегда. Неважно, в Москве или в провинции - люди продолжают читать, и никакой Интернет хорошей книге не помеха.