Об известном украинском скульпторе Владимире Александровиче Филатове очень трудно писать, поскольку не успеваешь следить за событиями, в центре которых он оказывается. Его сегодняшние достижения уже через короткое время остаются в прошлом, в своем творчестве он постоянно движется вперед, и каждое новое его произведение становится откровением и событием.
Владимир Филатов в своей мастерской во время работы над памятником Валерию Лобановскому
Совсем недавно, в октябре, в Запорожье был открыт памятник атаману Азовских казаков Осипу Гладкому. Его автор Владимир Филатов – наш земляк, бердянец, человек интересной судьбы, который, как и многие, получил признание сначала за границей, и только уже потом на родине. Может быть, когда-нибудь на него обратят внимание и властьпредержащие или просто состоятельные люди в нашем городе, и бердянцы смогут знакомиться с его творчеством, не выезжая за пределы Бердянска.
От спорта к скульптуре
Родился Владимир Филатов 7 июня 1958 года в г. Бердянске. С раннего детства увлекался рисование и лепкой. В спальне ему был отведен маленький уголок, где размещались как пластмассовые, так и изготовленные им самим из пластилина фигурки.
Учился в школе №2, и в старших классах серьезно увлекся игрой в волейбол. Настолько серьезно, что выступал за сборную области и трижды был признан лучшим нападающим. Он и после окончания школы в 1975 году решил связать свою жизнь со спортом – поступил в Киевский государственный институт физкультуры. Сделать это было непросто, поскольку мать одна растила троих детей, и семья испытывала материальные трудности. Получив от нее 25 рублей и 50 сушеных азовских бычков, Владимир отправился в г. Киев и, несмотря на конкурс 7 человек на одно место, поступил в институт на кафедру волейбола.
В столице он столкнулся с другой жизнью, в которой приехавшему из провинции надеяться нужно только на самого себя, и, чтобы выжить, требуется много трудиться. На стипендию прожить было невозможно, поэтому после ежедневных трех пар занятий и двух тренировок он отправлялся работать. Был санитаром в психбольнице, дворником в детском саду, работал на конфетной фабрике, в больнице для ученых, массажистом…
Подрабатывая в больнице, познакомился с медсестрой хирургического отделения Анной, с которой после окончания института расписался. Сегодня у них двое взрослых сыновей – их гордость и радость.
А тогда, сразу же после окончания института, Владимир был призван на службу в армию. Вначале был водолазом в г. Чернигове, затем его перевели в политотдел армии в г. Харьков, после чего вновь оказался в г. Чернигове. В политотделе, общаясь с армейскими художниками и скульпторами, понял, что может выполнять эту работу не хуже, но нужно учиться.
После службы в армии, работая врачом лечебной физкультуры на кафедре хирургии и нейрохирургии Киевского медицинского института, Филатов стал посещать скульптурную мастерскую профессора В. Сухенко. Его первая самостоятельная работа – голова Гомера – получилась не хуже, чем у других. В это время он и принял окончательное решение отойти от спорта и посвятить себя творчеству.
В Национальную Академию изобразительного искусства и архитектуры Владимир Александрович поступил в 1985 году с третьей попытки. Его приняли сразу на 2-й курс с досдачей нескольких предметов за первый курс! Тогда никто еще не знал, какое будущее ждет молодого человека из южного городка на Азовском море.
Учителями Владимира Филатова были профессора В. Борисенко, И. Макогон, В. Швецов, академик В. Бородай. Это все яркие личности, известные скульпторы и прекрасные педагоги.
С 1987 года В. Филатов стал активно участвовать в выставках и конкурсах. Еще будучи студентом, разработал трансформируемые манекены для известного модельера В. Зайцева, которые в 1989 году на І Международной выставке рекламы в г. Москве были удостоены серебряной медали.
Дипломной работой стал выполненный из дуба монумент «Афганская Голгофа». Для того, чтобы взяться за эту тему в те годы, когда еще только закончилась эта странная и бессмысленная война, забравшая жизни и сделавшая калеками многих его ровесников, требовались смелость и гражданское мужество. В 1990 году на выставке дипломных работ, проводимой Академией художеств в г. Ленинграде, «Афганская Голгофа» Филатова была признана лучшей среди дипломных работ из Украины. Сейчас она стоит в Киево-Печерской Лавре на территории церкви «Вознесение Христово» в комитете афганских вдов.
В том же 1990 году Владимир Филатов был принят в члены Союза художников СССР.
К пятой годовщине вывода советских войск из Афганистана им был выполнен из бронзы новый вариант памятника «Афганская Голгофа», который люди назвали иначе – «Обманутые мальчики».
В 1994 году скульптура была установлена в г. Киеве в Харьковском районе, и каждый день жители и гости столицы к ней несли цветы. Но прошло два года, и какими-то вандалами она была разрушена и по сей день не восстановлена.
К сожалению, вандализм по отношению к памятникам характерен и для нашего города, где неоднократно уродовали памятник воинам-афганцам на спуске в город с Мелитопольского шоссе, фонтан на проспекте Ленина, скульптурную композицию «Остап Бендер и Шура Балаганов». Что же касается скульптурной композиции «Взятие Азова», то ее даже не успели в городе установить – она была вывезена со склада морского порта и исчезла в неизвестном направлении. При этом ни городская прокуратура, ни милиция палец о палец не ударили, чтобы задержать похитителей и вернуть украденное произведение искусства жителям нашего города.
Первой признала Европа
Но вернемся к Владимиру Филатову. Начало его творческой деятельности пришлось на сложный период, когда произошел распад огромной страны СССР, и на ее просторах возникло несколько самостоятельных государств, в том числе и Украина. И в этой новой стране ученые, художники, скульпторы и другие категории представителей науки и культуры сразу же лишились государственной поддержки и должны были выживать каждый сам по себе.
Не все к этому смогли приспособиться. В результате страна лишилась многих талантливых людей, которые приняли решение выехать за рубеж или заняться чем-то другим, позволяющим прокормить себя и семьи.
В Украине появились богачи-нувориши, которые предпочитали вкладывать деньги в произведения известных за рубежом художников и скульпторов, в упор не замечая свои отечественные таланты.
При сложившейся ситуации В. Филатов принимает решение искать признание не в своей стране, а за рубежом. Взяв с собой три работы (триптих «Адам и Ева»), он в 1995 году отправился в туристическую поездку в Австрию. Опытный директор галереи «Отто» в г. Вене оценил оригинальность и высокий уровень выполнения скульптур и сразу же приобрел все три работы.
На полученные деньги Владимир делает 14 новых работ и показывает их в 1996 году на І персональной выставке в г. Киеве в галерее «Золотые ворота». В том же году его коллекция была показана в г. Бердянске. Затем в 1996-1998 годах в Киеве его работы экспонировались неоднократно.
В 1997 году в галерее «Лавра» в г. Киеве были выставлены первые работы его будущей коллекции скульптур «Духовный мир славян», которая стала основой всего его творчества.
«Мой скульптурный цикл «Духовный мир славян» – это итог поиска ответа на вопрос «Кто мы, откуда и куда идем?», – говорит сам Владимир Филатов
Как видим, жизненный принцип В. Филатова заключается в том, что для понимания происходящего в нашей жизни сегодня и для того, чтобы понять, что ждет нас в будущем, необходимо разобраться в прошлом нашей истории. Потому-то в его серии скульптур «Духовный мир славян» мы видим княгиню Ольгу, князей Владимира и Ярослава Мудрого, Нестора-летописца, иконописца и целителя Алипия и других представителей древнеславянской истории. Тем самым скульптор нам показывает, что, при такой славной истории только от нас сегодняшних зависит будущее и страны, и наших детей и внуков. И рассчитывать при этом нужно только на самих себя, а не на призрачную помощь со стороны.
В 1998 году, имея уже до полусотни работ, В. Филатов решается выставиться на Западе и отправляется туристом в г. Париж (Франция) – центр европейской художественной жизни. В галерее Сан Дени он показывает директору каталог работ, и тот сразу же покупает три скульптуры и предлагает организовать выставку. Вместо запланированного месяца, выставка работ В. Филатова продлилась рекордное время – 25 месяцев. Его скульптуры выставлялись в центре г. Парижа в галерее «Искусство без границ» на Елисейских Полях и в галерее «Бульвар искусств» на Монмартре. В 2000 году парижская галерея «Искусство без границ» признала его скульптуру «Чувство» самой романтической работой, представленной на выставке «Миллениум» в Париже. По просьбе этой галереи В. Филатов создал ее эмблему.
В те же 1999-й и 2000-й годы творчество скульптора было представлено в галереях «Пирамида» и «Прага» в г. Праге (Чехия), а в 2001 году – в галереях «Современное искусство» и «Меднянска» в г. Будапеште (Венгрия) и снова в галереях «АРТ-майстер» и «MAX-ART» в г. Праге.
Итак, за короткий срок Владимир Филатов становится в Европе известным и популярным, о нем пишут в зарубежных газетах и журналах, его работы покупают. Наконец-то материальное положение его семьи нормализуется, чего достичь в те годы в нашей стране было очень непросто.
Человек с мировым именем
В 2002 году В. Филатов выставляет свою коллекцию «Я в свой город вернусь» на родине, в Бердянске, где впервые его мама смогла увидеть работы своего известного сына. И здесь, в Бердянске, он получает сообщение, что из 40 представленных и 15 принятых к рассмотрению проектов памятнику легендарному тренеру киевского «Динамо» В. В. Лобановскому его проект стал победителем.
Памятник был открыт в г. Киеве на стадионе «Динамо» в 2003 году, и имя украинского скульп-тора В. Филатова стало известно не только в столицах европейских государств, но и в Украине.
В том же году он стал лауреатом общенациональной премии «Человек года-2002» в номинации «Художник года», а его работа «Высокое До» была воспроизведена в учебнике средней школы «Изобразительное искусство», изданном в г. Киеве в 2004 году.
Сегодня Владимир Филатов в расцвете творческих сил. Упорство и трудолюбие, приложенные к таланту, выдвинули его в число лучших европейских скульпторов нашего времени. Ему ничто не давалось и не дается просто и легко, но он постоянно ставит перед собой большие цели и, как сказал однажды о себе, «преодолевает свою собственную планку».
Свои работы В. Филатов регулярно показывает в Украине и за рубежом. В том числе в престижных галереях «Виктория Дессоль» в г. Монтре и «АРТ-парк» в г. Женеве (Швейцария), в музее Каменю в г. Мюнстер (Германия), галереях «Анна-Мария» и «Прага» в г. Праге (Чехия) и др.
Одна из последних работ – памятник атаману Азовского казачества О. Гладкому – был открыт в октябре 2010 года в г. Запорожье. Сегодня работы В. Филатова находятся в государственных и частных коллекциях в Украине, России, Италии, Австрии, США, Швейцарии, Франции, Венгрии, Чехии и других странах. В конце этого года он приглашен на Олимпиаду искусства в Южную Корею, где впервые будет выставлена его коллекция.
Но есть одно место на планете, где творчество В. Филатова не востребовано, это его родной город Бердянск. И происходит это не столько из-за отсутствия в городе средств, сколько из-за разногласий в понимании назначения и целей произведений искусства. Магистральная идея творчества В. Филатова – любовь к миру и человеку, стремление сделать наш мир лучше, гармоничнее, прекраснее, сделать его соразмерным и соизмеримым Человеку. Произведения искусства, и в частности скульптура, должны давать людям положительные эмоции, должны призывать их к совершенствованию, развитию всего того лучшего, что может быть в них. «Художник должен противопоставлять современному хаосу гармонию вечного творчества» – вот творческая установка В. Филатова.
В 2002 году в Бердянском художественном музее был представлен проект памятника графу М. С. Воронцову, который В. Филатов сделал для нашего города. Этот вариант памятника долго обсуждался в кабинетах горисполкома, но там он чем-то не понравился. В общем, не оценили.
Теперь в центре города установлен другой вариант памятника другого автора. Возле этого памятника люди часто спорят: а можно ли вообще-то стоять в той позе, в которую поставили графа? Пока что это никому не удалось, поскольку так стоять может только человек с физическим недостатком, имеющий левую ногу значительно длиннее правой. Граф М. С. Воронцов такого дефекта не имел. Так Бердянск утратил одну из возможностей установить в центре города работу не просто своего земляка, а человека с мировым именем.
В 2009 году Международным обществом Франца Кафки, которое работает под эгидой ЮНЕСКО, Владимиру Филатову была вручена одна из наиболее престижных наград для деятелей литературы и культуры в Европе – Международная премия «Большая золотая медаль имени Франца Кафки». Такую награду имеет ограниченное число представителей культуры, среди них – четыре Нобелевских лауреата, знаменитые кинорежиссеры С. Спилберг и М. Форман, итальянская актриса Д. Лоллобриджида, писатель А. Солженицын и др.
В том же 2009 году В. А. Филатов был награжден призом Международного альянса Сальвадора Дали…
И все-таки хочется надеяться, что и в Бердянске появятся выполненные Владимиром Александровичем Филатовым памятники, и жители города, взирая на них, будут гордиться и своим земляком, и своими городом, давшим миру такого талантливого скульптора.