Созданная в 30-е годы прошлого столетия в бывшем СССР система ГУЛАГ преподносилась известными писателями А. Солженицыным и В. Шаламовым, а также некоторыми современными украинскими политиками, как средство уничтожения властью недостаточно лояльных к ней жителей страны, совершивших пусть и незначительные, но проступки. Но вызывал некоторое недоумение тот факт, что при такой политике власти и несмотря на длительное пребывание в лагерях остались живы и А. Солженицын, и В. Шаламов, и Л. Лукьяненко, и многие другие.
Г. Горчаков в ссылке, Колыма, поселок Усть-Омчуг, 1953 год
Горчаков. Израиль, 2001 год
И вот, вначале в Израиле в 1995 году, а в 2010-2011 гг. в России была издана книга «Л-1-105», в которой автор убедительно и аргументировано доказывает, что лагеря существовали не ради уничтожения людей, а с целью освоения в короткие сроки таких громадных окраин страны, как Север, Сибирь, Дальний Восток с золотоносной Колымой и др. И люди в этой экономической системе использовались как расходный материал. Это, действительно, страшно. Это стоило стране колоссальных жертв. Но все же данный подход не имеет отношения к понятию тотального уничтожения. Уничтожения ради уничтожения.
Автор книги «Л-1-105» – Г. А. Горчаков. Найти ее весьма непросто. Но сейчас речь пойдет не об этом, и не о репрессиях. Данную тему мы подняли потому, что автор книги – еще один уроженец Бердянска, который приобрел известность за его пределами.
Генрих Натанович Горчаков (урожденный Эльштейн) родился 5 июля 1919 года в Бердянске Таврической губернии. Отец, Натан Самуилович, 1891 года рождения, в юности вступил в Бунд (от еврейского Bund – союз) – националистическую организацию, объединявшую главным образом еврейских ремесленников. С самого своего зарождения эта организация являлась носителем национализма и сепаратизма, противопоставляя интересы евреев интересам трудящихся других национальностей. Царское правительство России умело использовало Бунд для раскола рабочего движения, натравливая трудящихся разных национальностей друг на друга, доводя ситуацию до еврейских погромов, а затем производя репрессии и против одних, и против других.
В результате Натан Эльштейн отбыл три года в ссылке. После этого он отошел от деятельности Бунда, занялся журналистикой, позже стал адвокатом. Мать Генриха, Рахиль Мееровна, 1893 года рождения, была домохозяйкой, потом работала в артели инвалидов. Умерла в 1961 году.
В 1924 году семья переехала в Москву. В 1938 году отец был арестован и получил «десять лет без права переписки». Да и вряд ли он успел бы с кем-нибудь завести переписку, поскольку уже 4 октября 1938 года был расстрелян. Об этом КГБ сообщило его семье в 1956 году, когда он был реабилитирован.
В том же 1938 году Генрих Эльштейн поступил в ИФЛИ (институт философии, литературы и истории), сдал все девять вступительных экзаменов на «отлично», но не был принят – из-за ареста отца. Однако документы из института не забрал, в течение года вел бесполезную, с точки зрения здравого смысла, борьбу, обивая всевозможные пороги московских кабинетов. И победил – в 1939 году он был зачислен в институт без экзаменов. Случай уникальный.
В августе 1941 года, имея «белый билет» по зрению, Генрих Эльштейн добровольцем пошел на фронт. По октябрь служил в особых частях разведотдела Западного фронта, готовился к заброске в партизанский отряд, но подвела «неблагонадежная» анкета. Поэтому до мая 1942 года он находился в запасных полках, затем был демобилизован по состоянию здоровья.
В сентябре 1942 года Генрих Эльштейн поступил на третий курс Литературного института им. Горького (ИФЛИ к тому времени был расформирован). В 1943 году в качестве будущей дипломной работы представил главы романа «Одиннадцатое сомнение». Разразился скандал. Достаточно сказать, что на институтское собрание прибыл ответственный секретарь Союза писателей СССР Д. А. Поликарпов. Генрих Эльштейн был исключен из комсомола, а затем и из института – с формулировкой «за творческую несостоятельность». И, наконец, 16 апреля 1944 года был арестован по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. II ст. 58-10 и ст. 58-11. Это пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, а также организационная деятельность подобного рода. Особым совещанием был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
«Я не отношу себя к безвинно пострадавшим, – позднее писал наш земляк. – Они правильно сделали, что посадили меня. Во время войны у нас шел английский фильм «Багдадский вор». Там есть такое эпизод. Молодой король спрашивает визиря, за что казнят человека.
– Он совершил страшное преступление, – отвечает визирь. – Он думал.
Я тоже думал и потому был врагом этого режима».
В своем высказывании Г. Горчаков не совсем прав. Тот, кто думает и позволяет себе высказываться о том, что он думает, является врагом любого режима.
С августа 1945 года по июль 1949 года он находился в Мариинских лагерях Кемеровской области. Затем – по август 1951 года – в различных лагпунктах на Колыме. В августе 1951 года был освобожден и определен на бессрочное ссыльное поселение там же – на Колыме, в поселок Усть-Омчуг.
В 1960 году, после снятия судимости, вернулся в Москву. Восстановился в литературном институте, который окончил в 1962 году. Вышло так, что для получения высшего образования ему понадобилось 24 года.
В 1963 году Генрих Натанович Горчаков был реабилитирован. Чем сразу же после окончания института занимался, где работал – неизвестно. Но с конца 80-х годов прошлого столетия стали появляться его статьи в российских журналах «Вопросы литературы», «Наше наследие», а также в западных журналах «Новый журнал» (Нью-Йорк, США), «Венский альманах» (Вена, Австрия), «Русская мысль» (Париж, Франция) и ряде других.
В 1993 году американское издательство Antigvari опубликовало его книгу «О Марине Цветаевой. Глазами современника».
В те годы такая творческая активность за пределами страны не приветствовалась. И хотя он был реабилитирован, но находился под жестким контролем КГБ.
С сентября 1994 года Г. Горчаков стал проживать в Израиле. Регулярно печатается в журнале Russian Literature (Амстердам, Голландия), в сборниках «Песнь жизни» (Париж, Франция) «Культурное наследие российской эмиграции» (Москва, СССР), в московской и израильской прессе.
Уже в 1995 году в Израиле была издана его книга лагерных мемуаров «Л-1-105», удостоенная в 1997 году первой премии Союза русскоязычных писателей Израиля.
В этой книге автор пишет только о том, что пережил сам, что сохранила его память. Оттого показана не лагерная жизнь, а лагерная, но жизнь. Пристальный взгляд и просвещенный ум, углубленный жизненным опытом много повидавшего и пережившего человека, – и перед нами объемное, вызывающее доверие повествование о том особом мире, в котором он провел долгие годы. Эти воспоминания представляют своего рода энциклопедию жизни середины двадцатого века, где проходили громадные преобразования за счет индустриализации и коллективизации, ликвидация безграмотности и возможность получения бесплатного, в том числе и высшего, образования. Но были и массовые репрессии, тюрьмы, пересылки, этапы, сибирские лагеря и колымские особлаги.
Воспоминания людей, прошедших через лагеря ГУЛАГА, и приоткрытый доступ к архивным материалам тех лет позволяют нам знать, что модернизация страны велась совсем не гуманными методами. Но без этой модернизации победа над гитлеровской Германией была бы невозможна. Стоила ли независимость страны, сохранение государственности понесенных жертв? На этот вопрос нет единого ответа, каждый сам себе должен дать ответ на него. Но, безусловно, принесенные народом жертвы обязаны стать уроком для нас сегодняшних, прививкой против идеологически сформированных проектов, за которыми всегда стоят чрезмерные издержки. Особенно это важно сегодня в нашем государстве, где идеология стоящих у власти отличается от идеологии большинства жителей страны.
В книге «Л-1-105» впервые дан глубокий анализ функционирования тюрем и лагерей. Г. Горчаков убедительно показывает, что лагеря существовали в качестве действующей экономической системы, в которой жизнь людей не принималась во внимание.
Деятельность системы ГУЛАГ была эффективна, пока не стоял вопрос о рентабельности, пока она работала на хозяйственную инфраструктуру государства, на капитальное строительство. Эта система дала возможность освоения в короткие сроки громадных, еще не освоенных окраин страны. Но как только в стране появилось товарное производство, где на первое место выходят показатели, обеспечивающие прибыль, ГУЛАГ стал не нужен. Ныне это подтверждено исследованиями ученых-экономистов, допущенных к архивам.
Изложенное в книге свидетельствует о торжестве человеческого духа даже в тех тяжелейших условиях, которые имели место в то время в лагерях. В книге есть места, посвященные авторскому рассказу о том, каким образом он пришел к выработке кодекса поведения в лагерях, который дал ему возможность как выжить, так и сохранить чувство собственного достоинства и нравственного самосознания. Выстоять в тех условиях – значило победить. Вот почему лагерные годы стали определяющими в жизни Генриха Горчакова: там он выстоял.
В 1997 году была издана вторая часть мемуаров Г. Горчакова «Судьбой наложенные цепи. От Колымы до Иерусалима».
В 2000 году, в соавторстве с женой писателя Лией Горчаковой, вышла книга «Л-1-105. Послесловие». Сборник «Тайны поэзии», в которой содержатся статьи и эссе, посвященные творчеству Цветаевой, Пушкина, Тютчева, Баратынского, Блока, Айтматова, Маяковского, издан в Иерусалиме в 2002 году.
Особое отношение у Генриха Горчакова было к творчеству Марины Цветаевой. С лекциями и докладами о ней и ее поэзии он неоднократно выступал во многих странах мира: в 1989 году с лекцией «К источникам трагического у Марины Цветаевой» – в Йельском университете (США); в 1992 году с докладом «Смерть как подвиг» – в Париже (Франция) на международном симпозиуме, посвященном ее столетию; в 1993 году с докладом «Тайна стиха» – в Москве на международной научно-тематической конференции и др.
В 2010-2011 гг. трилогия воспоминаний Г. Горчакова пришла к российскому читателю. Книги вышли не только в классическом «бумажном» варианте, но были прочитаны и записаны на СД-дисках. Трудно ожидать, что то же самое может быть сделано в нашей стране. Единственная надежда – на краеведов-любителей, но для этого им необходимо объединить свои усилия и по примеру краеведов других городов создать свою организацию. Только тогда жители нашего города смогут получить возможность знакомиться с творчеством известных в мире писателей-земляков. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru