Опись Воскресенского со Стадища монастыря в Пскове
Опись Воскресенского со Стадища монастыря в Пскове
О Воскресенском монастыре со Стадища у нас сохранились достаточно скудные сведения. Известно только, что Воскресенский монастырь был женским. Впервые монастырь упоминается в летописи под 1458 годом. Сохранившаяся до нашего времени церковь Воскресения со Стадища была построена в 1532 году. Монастырь был упразднен в 1765 году (по Н.Ф.Окулич-Казарину; В.В.Зверинский полагал, что монастырь был упразднен в 1764 году), церковь сделана приходской. С 1788 года она была приписана к Варлаамовской со Званицы церкви.
В черновиках редакционно-издательского отдела Московского архива Министерства юстиции сохранился черновик описания описи Воскресенского монастыря. Опись монастыря была составлена поручиком Ильей Солнцевым, специально командированным во Псков Комиссией о церковных имениях. Несмотря на то, что главной задачей было описание церковных имений, Ильей Солнцевым дается и описание немногочисленных строений самого монастыря. Опись 1764 года является для нас тем более ценным документом, потому что это последняя фиксация действующего Воскресенского монастыря и его вотчин. Черновик рукописи «Описание 1-й части описи Псковского Воскресенского монастыря» из фонда канцелярии Московского архива Министерства юстиции (РГАДА, ф. 337, оп. 1, д. 6304, лл. 42 об. – 44) публикуется в сокращении.
Описание описи Псковского Воскресенского женского монастыря. № 76. 1764 год.
«Опись» состоит из четырех самостоятельных описей или ведомостей: 1. из описи собственно Воскресенского монастыря и трех описей монастырских вотчин, составленных командированным Высочайше утвержденной Комиссией о церковных имениях поручиком <Ильей> Солнцевым.
Псковский Воскресенский монастырь на Запсковьи, именуемый Стадища.
Церковь двупрестольная: Воскресения Христова и Введения Пресвятой Богородицы, каменная, под церковью «погреб каменный». Кроме каменной кладовой близ церкви, все строения, в том числе две кельи игуменьи, деревянные. Во двор вели ветхие деревянные ворота. Во дворе кроме келий находились: а) две житницы, в одной хранился монастырский хлеб, собранный с крестьян, в другой «жалованный» хлеб игуменьи; в) два деревянных мешка с ледником; с) два таких же ветхих стенных анбара.
Все монастырские строения, за исключением пяти монашеских келий, по древнему обычаю построенных монахами на собственные средства, были сооружены, тоже по установленному обычаю, крестьянами, кроме кирпича, стекол и железа, приобретенных на средства казны. За монастырем сад размером 33х29 саженей.
Монастырь окружала ветхая деревянная, сооруженная крестьянами же ограда, с единственными въездными деревянными воротами «в трех столбах», при воротах – караульная изба.
В монастыре состояли: кроме настоятельницы-игуменьи (Евпраксии), шесть монахинь: наместница, казначея, житенная, церковница и печатница; из престарелых – одна. Все, кроме искусства рукоделия «ничего не знают делать».
За неимением в монастыре «общебратственной трапезы», монахини получали годовое жалование деньгами и хлебом: игуменья деньгами 6 рублей и хлебом (рожь, жито и овес) 12 четвертей в год. Наместница и казначея по 4 рубля и 8 четвертей. Остальные – по 2 рубля и три четверти хлеба каждая.
При монастыре полагался 1 священник с жалованием деньгами 12 рублей и хлебом 12 четвертей в год, 1 дьякон (8 рублей и 8 четвертей), дьячок (4 рубля и 4 четверти), пономарь (4 рубля и 4 четверти), просвирник (4 рубля и 1 четверть ржи), послушнику-стряпчему (3 рубля и 4 четверти хлеба), сторожу (1 рубль и 6 четвертей хлеба), игуменской келейнице (4? четверти хлеба). Всего деньгами 58 рублей, 83? <в рукописи ошибочно написано 93?> четверти хлеба.
За Воскресенским монастырем не числится никаких приписных монастырей или церквей, а из монастырских вотчин в Псковском уезде следующие:
(Далее следует перечисление деревень, принадлежащих монастырю: Алмазово, Ольгино поле, Малые Мильцы, Пнева и др., всего 21 деревня, 1 пустошь, исад Талабск).
Всего крестьян в монастырских вотчинах 225 душ, пашенной земли 365 четвертей, тягла 22 двора.
С крестьян перечисленных деревень никакого «особливого» сбора на Воскресенский монастырь в 1761 году не делалось, а на монастырские работы крестьяне выходили «временно», т.е. для покоса сена для единственной коровы настоятельницы, или на необходимые постройки.
В монастырских вотчинах соляных варниц, поверстных лесов, заповедных рощ и мельниц не имеется.
Никаких «определенных управителей, приказчиков и земских писцов» в названных деревнях также не имелось, равно как (помольных, окладных или неокладных с садов, огородов и <за> проданный скот) денег с крестьян не собиралось. Напротив, с хлеба и льна, при урожае, неокладных, ? т.е. постоянных доходов, размеры которых при составлении бюджета не поддавались предварительно точному определению – сборов с означенных деревень взималась пятая часть ржи, жита, овса, гречи и «столовых доходов» с тягла с трех дворов взимались: масло, молоко, яйца, мед сырец (или деньгами по 5 коп. за фунт), хлеб (3 коп. за фунт), грибы (соленые и сухие).
Ежегодный денежный расход монастыря – протопопу и певчим Троицкого собора – 2 рубля 80 копеек, в архиерейскую контору – 2 рубля 35 копеек, Провинциальную канцелярию – 45 рублей, военным чинам, состоящим на монастырском иждивении – 12 рублей 37 копеек, причту церковному – 32 рубля. Итого 94 рубля 52 копейки.
В конце ведомости приписка: «В сей ведомости все что есть в тех вотчинах все без всякой утайки показано и написано подлинно».