Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой
Уолтер Питер
Музыка есть во всем. В пластике тела, в интонации голоса, в каждой отдельной букве. Что касаемо живописи, тут и говорить нечего. Многие талантливые живописные произведения напрашиваются на музыкальное воплощение. Связи между искусствами существовали всегда. С музыкой живопись связана с эпохи Возрождения, скорее даже сюжетно, чем по средствам выражения.
Можно долго перечислять талантливые музыкальные произведения, навеянные именно живописными работами, например «Картинки с выставки» Мусоргского и «Море» Дебюсси, «Остров мертвых» Рахманинова по одноименной картине Беклина, опера «Художник Матис» Хиндемита по картинам английского живописца Хогарта, опера «Альфа и омега» израильского композитора Гиля Шохата по картинам Мунка.
Многие художники стремились разрушить барьеры между различными видами искусства и соединить их в художественное целое, отражающее сложный мир человека и природы.
Мелодии обычно вызывают у слушателя определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.
Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Только когда смотришь на произведения воистину талантливых мастеров, можно услышать «звучание».
«Музыка красок», выставка, на которой можно увидеть мелодичную живопись. Экспозиция представляет зрителю тему музыки в произведениях русской и советской живописи, графики и скульптуры двадцатого века из собрания Тверской областной картинной галереи.
Константина Коровина считали первым в России художником-импрессионистом. Слово «импрессионизм» произошло от французского «импрессион», которое переводится как «впечатление». Можно предположить, что, если бы Коровин был композитором, он создал бы гениальные музыкальные произведения. «Музыкальность» художественного дарования проявилось в его небольшой работе «Вечер», представленной на выставке. Здесь ритм ощущается во всем: лунный свет в окне, тени на стене, рисунок пола комнаты, складки платья, выполненные широкими мазками, слышатся нам размеренным вступлением. Драпировка скатерти, переданная «заверченными» по кругу рубиновыми и алыми мазками, — как стремительный музыкальный пассаж. И завершается все несколькими звонкими верхними нотами, которыми написан букет на столе. Художник позволяет зрителю «услышать» мелодию, которую исполняет на гитаре девушка, изображенная на картине. Эта работа — один из лучших «ноктюрнов» мастера.
Выставка позволяет увидеть, как раскрывается «музыкальная» тема в творчестве русских художников второй половины двадцатого века, а также оценить работы классика ленинградского андеграунда Рихарда Рудольфовича Васми. Среди прочих в экспозиции представлены произведения тверских художников — Николая Перлова «Романтический мотив» и Евгения Царева «Поклонение скрипке».
Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает у нас чувства, которые владели в тот момент творцом, делится его настроением. Художник, словно дирижер, рисунком и цветом создает певучесть и звучность, гармонию образного аккорда.