В доме Александра Берегова вся мебель сделана его руками.
В доме Александра Берегова вся мебель сделана его руками.
То, что здесь живет человек, умеющийобращаться со столярным инструментом, поймет и случайный прохожий – по красивойрезной двери, ведущей в дом. Внутри дом (его, кстати, Александр Дмитриевич построил сам, когда они с женой приехали в Кстово из Ферганы) похож на затейливую резную шкатулку. Всездесь - от резных гардин до паркета - дело рук этого человека.
Паркет, например, он сделал из дощечек для упаковочных ящиков, самвыстрогал (а их в рисунке около двух тысяч! ) и сам настелил. Мебель, светильники – все деревянное. Даже простых часов в этом доме не найти – каждый"счетчик времени" обязательно в резном "окладе".
В молодости Александр Дмитриевич очень любилшахматы, поэтому сделал эксклюзивный шахматный столик, шахматные фигуры выточилна самодельном токарном станке, столик украсил затейливой резьбой. Есть в доме"стенка" - своеобразный набор шкафов для книг и посуды, кухонные ящики сукрашенными резьбой дверками, удобные табуретки и стулья, настенныесветильники. Все, что делает Александр Дмитриевич, он делает с большойтворческой и практической смекалкой. В стульях обязательно спрятаны ящики длянужных вещей, которые должны быть под рукой, светильники – двусторонние. Надоест рисунок на доске - ее можно перевернуть и любоваться другим.
Увлечению Берегова уже 30 лет. За это времямастер и опыта накопил, и инструмента, причем делает его тоже сам, приспосабливая под определенный вид работ.
Каждый из предметов мебели, сделанныхБереговым, начинался с чертежа и эскиза узора:
- Без этого нельзя, - говорит АлександрДмитриевич, - сначала нужно видеть, что хочешь сделать. Потом этап подготовки заготовок. Потом сбор. Получается – хорошо. Не получается – думаешь, что сделать, чтобы все пошло, какнадо.
Но главным залогом успеха Александр Дмитриевич считает все же нечертежи и инструменты, а на вопрос о секрете мастерства отвечает твердо:
- Душа. Надо работать с душой. Дерево этолюбит, потому что материал живой, все чувствует. Я уверен, оно само знает, чемему стать: картиной, шкатулкой или столом. Нужно просто вовремя понять, что жеиз определенной доски можно сделать.
Еще одно кредо мастера – работать не на показ, не на потеху, а для дела:
- Стараюсь делать такие вещи, чтобы они моглилюдям служить, - говорит Александр Дмитриевич.
Но при этом практическом укладе и о красоте не забывает. Из-под егорезца появляются удивительные вазы, шкатулки, блюда, картины и даже иконы –один в один с каноническими.
Изготовление икон Александр Дмитриевич относитк особому разряду:
- Икону просто так не вырезать. К этому надоготовиться, в определенное состояние приходить. Это ответственно.
Работ у Береговамного, в доме – только малая их часть. Большинство подарено, роздано познакомым – не зря Александр Дмитриевич говорит, что его вещи должны служитьлюдям. А для мастера, тем более, народного мастера (такое звание было присвоеноБерегову после одной из выставок) пожалуй, болеежеланную награду и представить сложно.