Елена Николаевна Морозкина, или, как звали ее в детстве, Леля, родилась 16 апреля 1922 года в местечке Черный бор (Смоленской области). Окончила школу, поступила в Горьковский строительный институт, где проучилась один семестр. В 19 лет комсомолка Елена Морозкина ушла добровольцем в Красную армию. Три с половиной года Елена Николаевна служила рядовым в зенитной части. Воспоминания о Великой Отечественной Елена Николаевна пронесла через всю свою жизнь. В стихах она неоднократно обращалась к страшным фронтовым будням:
Луна расплавлена была,
Кривила жалко рот.
И падал с красного чела
На лес свинцовый пот.
И ужас ледяной бродил,
Как призрак, у болот.
А у людей хватило сил.
То был, Свинцовый год.
Сослуживец Елены Морозкиной, старшина пулеметной роты, комсорг 289-го Отдельного зенитного артиллерийского дивизиона старший сержант Вера Харченко писала: «Елена Николаевна Морозкина – мой дорогой фронтовой друг. Наше поколение, участвовавшее в войне, много повидало. Мы не герои, но гордимся тем, что в тяжелые для Родины годы встали на ее защиту, не жалея своей жизни и молодости, не дожидаясь, пока другие отстоят ее свободу. Добровольцами уходили лучшие. И поэтому все тяготы армейской службы, тяжелые бои и потери переносили одним сердцем, одной душой. У нас все было общее, хотя все мы были такие разные. Но Леля Морозкина выделялась среди всех. У нее всегда находились силы, чтобы стихами выразить нашу боль, страдания, чтобы добрым юмором поднять настроение, организовать самодеятельность, чтобы сохранить радость жизни. Все, что накоплено в душе, с радость отдает людям, только берите!».
После Великой Отечественной Елена Николаевна окончила Строительный институт Моссовета в Москве, поступила в аспирантуру Московского архитектурного института. Диссертация Елены Николаевны была посвящена церковному зодчеству Пскова. Десять лет она работала над этой темой под научным руководством Николая Ивановича Брунова. Сейчас даже название работы может вызвать некоторое удивление – «Зодчество Пскова как наследие». Впрочем, в 1960-е годы этот постулат приходилось доказывать. Церковное зодчество Пскова еще не воспринималось так бесспорно – тем проще было его разрушать. «Первое, что бросается в глаза при подходе к архитектуре Пскова, ? это простота и сходство ее памятников. Они, как дети одной матери, близнецы, хотя между ними есть большие и маленькие. Простота и сходство – это два разных свойства, но во Пскове они так срастаются, что составляют единое качество» ? писала в своей работе Елена Николаевна.
Она одной из первых обратила внимание на удивительную живописность псковской архитектуры, которая является логическим продолжением природы, окружающего пейзажа. Елену Николаевну можно по праву назвать поэтом Псковского зодчества. Собственно сама диссертация – своеобразная поэма, восхищение и преклонение перед мастерами средневековья – каменщиками, иконописцами. «Органичность псковской архитектуры – в бережном отношении к природе и слиянии с ней, в отношении к человеку, которого псковская архитектура никогда не подавляет, а всегда радует».
И стоит Мирожский Спас,
Как старинный русский сказ,
В арке входа.
Не собор, а богатырь.
В нем твоя родная ширь,
Мать-Природа.
В годы хрущевских гонений на церковь Елене Николаевна удалось привлечь внимание общественности к погибающим памятникам псковского церковного зодчества. Благодаря ряду публикаций она смогла доказать художественную ценность (!) Крыпецкого монастыря, который намечался к сносу. Министерство культуры поставило ансамбль Крыпецкого монастыря на государственную охрану как памятник республиканского значения. Заступничеством подвижницы был спасен замечательный ансамбль памятников архитектуры, который теперь радует глаз паломников и туристов…
Защита кандидатской диссертации продолжалась около 5 часов. Академик М.В.Алпатов, известный ученый, выступая на ученом совете, сказал: «Увидев эти материалы, я подумал, что это отчет о работе целого института лет за пять, а это сделал один человек». Ученый совет Московского архитектурного института присвоил Морозкиной степень кандидата искусствоведения…
Не всегда позиция Елены Николаевны нравилась гражданским и духовным властям. Целенаправленная травля разлучила ее с Московским архитектурным институтом. Не могли простить независимость позиции, принципиальность, а по сути «травили за научные достижения женщину – солдата Великой Отечественной». Несмотря на решение ученого совета Московского архитектурного института работа «Зодчество Пскова как наследие» не была опубликована; книга «Псков» была напечатана на 4 иностранных языках, а на русском – нет; книга «Псковская земля» вышла со значительными сокращениями, а ее первая часть – «Щит и зодчий» ? вообще увидела свет только в 1994 году, через 20 лет после написания. Но не сломили эти невзгоды и запреты. В предисловии к «Псковской земле» Елена Морозкина писала: «Дороги к прекрасному… пути к нему… Они внешние и внутренние – географический и ведущие в глубь себя самого. Первое значит – пойти и найти, второе – постигнуть». Она смогла постигнуть. Книги Елены Николаевны помогают прикоснуться к замечательному наследию эпох, помогают понять и постигнуть древности земли Псковской.
Во всех работах Елены Николаевны сквозила боль за разрушающее наследие. Она ставила в укор гражданским властям разрушение исторического центра Пскова, бедственное положение ряда памятников города: «Беда постигла душу города – поющую Пскову… Сломана единственная во Пскове водяная мельница… Перерезана звезда улиц, ведущих к церкви Богоявления с Запсковья. Фоном для ее живого силуэта стали мертвые коробки современных зданий и упирающиеся в небо трубы». Не оставляла Елену Николаевну равнодушной и судьба Крыпецкого монастыря, некоторые памятники которого погибают или погибли уже сейчас, после того как монастырь был передан Церкви. «Древний Псков уходит от нас» ? так назывался цикл статей Морозкиной в «Новостях Пскова»: «Увы! Тревожно и невесело. Хочется ударить в набатный колокол: ПОМОГИТЕ!…» Мы будем несправедливы, если не выполним главного завета замечательной подвижницы: «Надо сберегать все, что осталось в Пскове ценного»…
«Осенняя песня» ? так назвала свою последнюю книгу стихов Елена Николаевна Морозкина. Она словно чувствовала, что смерть уже на пороге. А что же остается нам? Постараемся найти утешение в словах Елены Николаевны.
Ищу созвездий и созвучий,
Благополучья не ищу.
На рок суровый и на случай,
На дождь и тучи не ропщу.
Ищу созвездий и соцветий,
И землю теплую в цвету,
И ухожу в тысячелетья
Встречать простую красоту.
Будем надеяться, что когда-нибудь в возрожденном Пскове рядом с улицей Спегальского появится и улица Морозкиной.
Краткая библиография работ Е.Н.Морозкиной:
Морозкина Елена Николаевна. Зодчество Пскова как наследие (диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения). Рукопись хранится в отделе диссертаций Российской государственной библиотеки (г. Москва) и Древлехранилище (г. Псков).
Морозкина Елена. Осенняя песня. М., 1998.
Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1975
Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986 (с дополнениями)
Морозкина Елена. Щит и зодчий. Псков, 1994.
Морозкина Е.Н. Архитектурный ансамбль Крыпецкого монастыря // Архитектурное наследство. М., 1963. № 15.
Морозкина Е.Н. Древний Псков уходит от нас // Новости Пскова. 1998. 3, 8, 9 дек.
Морозкина Е.Н. Новое в зодчестве Пскова XVI века // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. М., 1964.
Морозкина Е.Н. Петровский Псков (Прогулки по Пскову) // Псков. Памяти Юрия Павловича Спегальского. Псков, 1999.
Морозкина Е.Н. Псковская крепость в конце XVII века // Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994.