О нашем вкладе духовных цeнностей в человеческую копилку
Следуя традиции предыдущих статей, продолжим разговор о современной живописи и ее месте в современном искусстве.
Начиная цикл статей я задавалась вопросом: какой не только материальный, но духовный багаж несет нам Европа и какие духовные ценности мы принесем в человеческую копилку? Повторю: осознание себя в Европе, в системе ценностей, сложившихся в современной европейской цивилизации, не с точки зрения духовного иждивенчества, а именно с позиции привнесения своих ценностей — самая важная задача современного искусства.
Конечно, этот процесс взаимно проникающий и, честно говоря, не такой уж и заметный, пока находишься дома, не выезжая за пределы страны. Да, фильмы, телевидение, пресса несут нам «массовую» культуру агрессивно и насильно, поп-музыка в разных проявлениях вошла в наш быт, и мы понимаем, что надо ко всему относиться избирательно и воспитывать своих детей так, чтобы и они смогли сделать выбор осознанно. Этот выбор мы делаем, посещая различные выставки, следя за рецензиями в прессе, изучая историю искусств, развивая свой вкус на разнообразных примерах.
Возвращаясь к современной живописи, могу сказать, что и наши, и зарубежные выставки заметно изменились за десять лет. Все больше мы, находясь за границей, отдаем предпочтение музеям и выставочным залам. Что же видим там? Картины в традиционном смысле – живопись на холсте или бумаге переместились в частные галереи и магазины. Музеи и выставочные залы современного искусства отданы инсталляциям, пластике, видео, фото- и компьютерной графике. Все это на протяжении 10 лет у меня вызывало шок. Вспоминаю музей современного искусства – огромное современное здание из стекла и бетона — в Антверпене в
1998 году. В одном зале, площадью 250 кв. м, были выставлены вдоль стен лыжи. В другом – унитазы. В третьем – фотовыставка, которую до сих пор вспоминаю с содроганием: вот женщина на какой-то вечеринке, потом она, беременная наркоманка, делает себе уколы, потом – роды, потом она в гробу, ребеночек в гробу и
т. д. Выходишь на улицу в солнечный день и понимаешь, что эта спокойная бюргерская жизнь бельгийцев настолько, видимо, скучна, что нужны людям сильные эмоции, и они их получают сполна, придя в музей современного искусства.
В Страсбурге современнейшее здание музея прекрасной архитектуры поразило меня выставкой — пирамида из рваных бумажек.
В Ницце демонстрировалась классика современного искусства. Видео показывало фильм о том, как создавались те «шедевры», которые висели на стенах. Зрители (показывался фильм 1962 года) чинно сидят в зрительном зале, а художник на их глазах делает картины. У него в руках автоген, и он выжигает на холсте дырки. На полу лежат настилы со свежей краской. Обнаженные женщины катаются в этой краске, а потом художник прижимает их тела к холстам. Сейчас эти отпечатки выставлены в музее Ниццы как классика современного искусства.
Но то, что мы увидели недавно в Вильнюсе, затмило все предыдущие впечатления. Гордость Вильнюса – самый большой в Балтии Центр искусств – отдан под выставку известной художницы из Лондона A K Dolven. Мы попали на открытие. Почему-то еще в вестибюле толпы людей ходили, говорили с бутылками пива в руках. Причем все были в верхней одежде. Как оказалось, в залах по 300—500 кв. м было очень холодно, а пиво, которое раздавали желающим, было и того холоднее.
В одном из залов на огромном экране во всю стену в режиме реального времени все желающие наблюдали рассвет — щебетали птицы, и можно было бы, засекая время, узнать, сколько в реальном времени длится рассвет. Было очень холодно, садиться на пол не хотелось, поэтому мы решили, что лучше рассвет встретить где-нибудь на природе в теплое время года.
В другом зале на таком же экране увидели море, на берегу которого на сугробах сидели обнаженные женщины спиной к зрителю. Море тихо плескалось, а женщинам, видимо, было холодно и грустно.
Но то, что увидели в третьем зале, заставило меня взяться за фотоаппарат. Тут комментарии излишни. Но вопрос остается: какие духовные ценности несет нам Европа?
Хотелось узнать, как называется выставка и как долго она будет проходить. Глубоко потрясли сроки 26.11.2004 – 01.09.2005. Лучший и самый большой в Балтии выставочный Центр искусств в Вильнюсе — весь — отдан этой выставке. Кто не верит, до 1 сентября следующего года может во всем убедиться сам.
Мы нашли листок, где узнали о большой творческой биографии художницы и о том, какое замечательное образование она получила в различных академиях искусств от Лондона до Парижа. Но это не самое интересное. Потрясает название выставки: Сan women think - «Может ли женщина думать?». Автор охарактеризовала ее не только как выставку абстрактных картин, но и имеющую политический смысл. Об этом зритель должен догадаться сам, объяснений, при чем тут политика, не дано.
Больше, чем ответ на вопрос, заданный в названии, волнует нравственный аспект, и он гораздо серьезнее. Во что трансформировалось традиционное бюргерское место женщины «Kinder, Kuche, Kleide, Kirche» в современном мире? Или этот пятый элемент — секс?
Может быть, таким шокирующим путем люди приходят к осознанию новых ценностей в мире или трансформации старых? Нельзя так просто отмахнуться от подобных вещей, нужно попытаться разглядеть в них разные, может быть, не понятные даже точки зрения. Для этого нужно следить за тенденциями, которые проявляются и в современной живописи. Можно говорить, что таков современный язык искусства, допускаю, что он непривычен и непонятен не только для нас, но и для людей в тех странах, где на таком языке говорят уже лет 40.
В прошлых статьях я писала о том, что в современном искусстве, если брать мировой контекст, существуют целые «агентства стилей», которые каждый сезон выпускают специальные «тетради тенденций» — путеводители в мировом океане идей искусства для дизайнеров, декораторов, журналистов и потребителей. Именно эти идеи законодателей моды потом развивают, дополняют, трактуют и практикуют.
Формируются эти «тетради тенденций» на различных messe, биеннале и т. д., законодателями которых являются Лондон и Париж. И живопись, какую бы отдельную нишу она ни занимала, несомненно, включена в этот процесс. Теперь встает закономерный вопрос, как мы можем и можем ли вообще вписаться в мировой контекст? Есть ли у кого-либо из художников Балтии возможность 10 месяцев выставляться в центре Европы, даже если у него есть новые, оригинальные, современные средства выражения своих идей?
Проиллюстрирую свое представление об этом на примере мне близком. В прошлом году, отправляясь на открытие выставки картин Виталия Ермолаева в Париж, мы заехали в Германии в знакомую галерею, хозяйка которой София Пресс имеет большой авторитет в своем регионе Essen — Gelsenkirschen как эксперт по искусству Восточной Европы. Она позвонила директору замка HORST г-ну Алшуту, он захотел посмотреть картины, которые мы везли в Париж. Замок, являясь филиалом городского музея, представляет собой очень большой и авторитетный культурный центр, в который на различные мероприятия съезжаются гости со всей Германии.