За очень короткий срок, несмотря на многочисленные трудности военного времени, был создан фронтовой ансамбль Украинской песни и танца в составе 74 человек, который на фронте называли просто – ансамбль Лидии Чернышевой. Нашей землячки, родившейся и выросшей в Бердянске. Первого января 1942 года в селе Каменка Ростовской области была впервые исполнена программа нового ансамбля.
Лидия Чернышева и министр культуры Екатерина Фурцева
В грозные военные годы этот коллектив вместе с войсками Южного, Юго-Западного, Закавказского, Северо-Закавказского, Воронежского, Степного, Первого Украинского фронтов и Центральной группы войск прошел по дорогам нашей страны, Польши, Чехословакии, Австрии, Румынии, Венгрии, Германии – почти 80000 км и дал 2850 концертов. Если поделить общее количество концертов на время пребывания ансамбля на фронтах войны, то получится, что артисты этого коллектива ежедневно давали по два концерта. И это – не смотря на налеты вражеской авиации, артиллерийские и минометные обстрелы, внезапные атаки, гибель товарищей.
Выступление ансамбля перед бойцами. 1944 год
Концерты, данные ансамблем на фронте, были высоко оценены выдающимися военачальниками Г. Жуковым, К. Ворошиловым, И. Коневым, Н. Ватутиным, Р. Малиновским, И. Тюлениным. Указом Президиума Верховного Совета УССР 24 января 1943 года за большие достижения в развитии украинского искусства коллектив был награжден Почетной Грамотой Президиума, а Л. Чернышевой было присвоено почетное звание «Заслуженная артистка УССР».
И после окончания войны ансамбль Лидии Чернышевой продолжил давать концерты в странах Восточной Европы. Но во время гастролей в освобожденной Чехословакии беда подстерегла Л. Чернышеву по дороге из Праги в Карловы Вары. 30 мая грузовик, в котором ехала Лидия Демяновна, подорвался на мине. Тяжело раненная Л. Чернышева поступила в госпиталь в Карловых Варах, затем ее перевезли в Прагу в одну из лучших хирургических клиник. Тяжелые последствия ранения вынудили ее побывать в госпиталях Дрездена, Баден-Бадена… Наконец, режиссер-хореограф смогла возвратиться в свой коллектив, который все еще гастролировал в Европе.
В октябре 1945 года решением правительства Украины ансамбль Лидии Чернышевой был отозван из Центральной группы войск и передан в распоряжение Комитета по делам искусств УССР. Коллектив вернулся в г. Киев, начался новый этап в художественной деятельности ансамбля, который с успехом гастролировал по Украине, Дальнему Востоку, Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, в Ленинграде.
Свой вклад наша землячка внесла даже в культуру Казахской СССР
В ноябре 1951 года Государственный ансамбль песни и танца УССР был реорганизован в Государственный ансамбль танца УССР. Но заниматься только танцевальным коллективом Л. Чернышева не согласилась. Она уходит и создает народные самодеятельные ансамбли песни и танца на заводе «Большевик» и в Киевском государственном политехническом институте.
В 1954 году Л. Чернышеву вновь приглашают возглавить Государственный ансамбль танца УССР. За прошедшие три года в этом коллективе сменилось несколько главных балетмейстеров и дирижеров, но их постановки успехом не пользовались. Ансамбль не смог сохранить и развить лучшие вокально-хореографические достижения танцевальной группы прежнего вокально-хореографического ансамбля Л. Чернышевой.
Лидия Демьяновна принимает решение возглавить ансамбль, поднять художественную и профессиональную культуру коллектива и возродить в нем понимание природы и традиций украинской народной хореографии. Она создает оригинальную постановку спектакля «Метелица», принесшего впервые за последние годы успех коллективу ансамбля.
И в это же время Чернышева получает приглашение создать большой вокально-хореографический коллектив в Казахской ССР. Это был период освоения целинных земель Казахстана, когда туда ехали люди со всех концов огромной страны СССР. Требовалось создать коллектив, который бы своей творческой деятельностью активно способствовал углубленному процессу взаимообогащения и сближению художественных культур народов СССР, их успешной интернационализации. Такой коллектив был создан и успешно показывал свои спектакли по всей стране.
Создание Государственного ансамбля песни и танца Казахской ССР стало значительным событием в культурной жизни республики, позволило осуществить реконструкцию почти забытых ценностей казахского народного творчества и обогатило его новым актуальным смыслом.
За большие успехи и достижения в развитии многонациональной музыкально-театральной культуры Л. Д. Чернышевой в 1957 году было присвоено почетное звание «Народная артистка Казахской ССР», а в декабре 1958 года она была награждена орденом Ленина.
В 1967 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в развитии многонационального искусства Лидии Демьяновне Чернышевой было дано высшее почетное звание – «Народная артистка СССР».
Сын считал мать погибшей
Работа в Казахстане принесла не только удовлетворение творчеством, всенародное признание. В это время она смогла найти утерянного во время войны сына.
Начав в 1941 году создавать фронтовой ансамбль, супруги Чернышевы отправили дочь Альбину в Макеевку, а девятилетнего сына Юрия к бабушке в г. Бердянск. Вскоре в г. Бердянск вошли немцы, и связь с родными прервалась. Узнав, что семья Перио итальянского происхождения, немцы отправили бабушку и внука в Италию, где им сообщили, что Чернышевы погибли в г. Одессе. Прошло много лет, Юрий поехал к друзьям в г. Ливорно и, слушая у них по радио музыку из Москвы, неожиданно услышал: «Мы передавали концерт Государственного ансамбля песни и танца Казахской ССР под управлением Лидии Чернышевой». Были многочисленные хождения по различным административным учреждениям, длительная переписка, телефонные переговоры и, наконец, после долгих лет разлуки мать и сын встретились. Юрий вернулся на Родину.
Последний проект
В декабре 1970 года Лидию Демьяновну приглашают в г. Киев на должность директора-распорядителя Укрконцерта. Но она мечтает о создании нового украинского профессионального вокально-хореографического ансамбля на основе современных достижений многонационального искусства, вынашивает идею развития и качественного обновления лучших традиций вокально-хореографического искусства.
Ее задумки находят поддержку, и в 1971 году Л. Чернышева с мужем, назначенным директором Крымской государственной филармонии, едет в г. Симферополь, где создает Государственный женский вокально-хореографический ансамбль УССР «Таврия». Сотни концертов во всех уголках Крымской области дал этот ансамбль, завоевав популярность и любовь своих земляков. Своеобразное и оригинальное Искусство таврийчанок вызвало признание зрителей Москвы, Ленинграда, многих мест Российской Федерации, Белоруссии, республик Прибалтики, Казахстана. Где бы ни гастролировала «Таврия», везде ее старательно отрепетированные, тщательно отшлифованные концерты-представления проходили с огромным и заслуженным успехом.
Творческие принципы и достижения продолжают жить в программах «Таврии» и после того, как в г. Симферополе 23 сентября 1975 года перестало биться сердце Л. Д. Чернышевой. Похоронена она в г. Киеве на Байковом кладбище. Всю свою сознательную жизнь народная артистка СССР, кавалер шести орденов, в том числе орденов Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны, румынского ордена Звезды и многих медалей, передавала ученикам свое видение классической и отечественной хореографии. Среди выдающихся деятелей многонациональной музыкально-театральной культуры и сегодня продолжает сиять имя нашей землячки, выдающегося украинского хореографа-режиссера Лидии Чернышевой. Но в родном городе о ней ничего не напоминает, ее вспоминают очень редко. К сожалению. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru