Бердянцы уже привыкли к тому, что летом Бердянск привлекает внимание приезжих не только ласковым морем, а и всевозможными форумами, концертами и фестивалями. 9 сентября, в воскресенье, шестой раз жители и гости города смогли насладиться виртуозной игрой всемирно известных джазовых коллективов. Порадовали слушателей очередным классным выступлением и музыканты нашего легендарного коллектива «Азовская чайка». О прошедшем событии, о своем оркестре, его прошлом и настоящем в интервью рассказали художественный руководитель и дирижёр коллектива Владимир Жуковский, члены коллектива – известный саксофонист Вячеслав Самойлов и барабанщик Андрей Рыбас.
«Азовская чайка» на репетиции
Владимир Жуковский, руководитель коллектива
– Владимир Николаевич, когда я договаривалась с Вами об интервью, Вы согласились с радостью, но при одном условии: о коллективе будут рассказывать сами музыканты.
– Естественно, кто, как не сами люди, смогут рассказать о том, чему отдали большую часть своей жизни. Конечно, оставлять весь состав никто не собирался, но люди, которые стояли у истоков создания нашего биг-бэнда, могут поведать много интересного. Вячеслав Николаевич Самойлов и Андрей Николаевич Рыбас – это те люди, которые играли еще в первых составах «Азовской чайки», я пришел в коллектив значительно позже.
– А расскажите, каким ветром Вас занесло в наш Бердянск? Ведь, насколько мне известно, сами Вы не местный?
Владимир Жуковский: «Да, я из Херсона, а бердянцем я стал в начале 70-х годов, а точнее, после апрельского Всесоюзного смотра-конкурса самодеятельных коллективов, который проходил в Одессе. Тогда вся страна отмечала 100-летие нашего вождя. На фестивале я был просто очарован бердянским народно-драматическим театром под руководством Тамары Васильевны Волошиной. Их спектакль «Тополі шумлять про любов» никого не оставил равнодушным. Но больше всего мне запомнилась в спектакле музыка, которую написал Виктор Семенович Зюзин, композитор, дирижер и художественный руководитель «Азовской чайки». Там же, в Одессе, я познакомился с еще одним человеком, Лазарем Борисовичем Цывкиным, директором Дворца культуры. Обстоятельства сложились так, что Виктор Семенович решил заняться музыкальным воспитанием детей во Дворце пионеров, возглавив детский оркестр, после его ухода руководителем «Азовской чайки» стал Вячеслав Самойлов. Ну а после его перехода в ДК Калинина, где он стал руководителем оркестра «Лотос», возглавить оркестр предложили мне. Я приехал в Бердянск и влюбился в этот город, в людей, которые в нем жили, в коллектив, который мне доверили, и понял, что эта любовь на всю жизнь. И вы знаете, эта любовь оказалась взаимной. В этом году будет уже 42 года, как я здесь живу и работаю с этим коллективом.
Вячеслава Николаевича судьба с «Азовской чайкой» связывает с 1963 года. Андрей Николаевич появился чуть позже. А вообще сам коллектив был создан в 1956 году».
Вячеслав Самолов: «Но все началось гораздо раньше. До «Азовской чайки» уже существовал коллектив духовой музыки, до этого же оркестра работал Борис Михайлович Пругер, легендарный человек и музыкант, о его судьбе можно писать книги. Вы не поверите, этот человек два раза стоял под дулом автоматов у немцев. Его расстреливали, но он остался в живых. Вообщем, исходная точка немного растворилась, но официально годом создания считается 1956».
– А почему именно 50-е годы, не раньше и не позже?
Вячеслав Самойлов: «Ну, во-первых, в стране началась хрущевская оттепель, стало больше свободы. И именно в это время в стране началось течение эстрадных оркестров, появилась мода на зарубежную музыку, которую играть не запрещали, и джаз в том числе. Кстати, в Бердянске он родился благодаря Виктору Зюзину и Ревазу Дудаеву».
– Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на культуру, образ жизни и мышление людей, и музыка, естественно, не исключение в этом ряду. Как дела обстояли с репертуаром «Азовской чайки», ведь на смену вольным шестидесятым пришли строгие семидесятые?
Андрей Рыбас: «Отпечаток отложился не так на репертуаре, как вообще на жизни оркестра. Менялось руководство города, а с ним и отношение. Кто-то больше любил футбол, кто-то музыку. Однако ничего плохого о бывших руководителях нашего города мы сказать не можем. Одно только большое спасибо».
Владимир Жукаовский: «Да, каждое десятилетие диктовало свои условия и правила. В 60-ых годах жизнедеятельность «Чайки», в основном, проходила менее на концертах, более на танцплощадках. Центральная танцплощадка, сегодня это парк Шмидта, тогда он назывался парком Пушкина, была нашей репетиционной базой. Проводились танцевальные вечера, собирались аншлаги, а это, сами понимаете, наша зарплата. В те времена танцплощадки собирали более двух тысяч человек ежедневно. И кстати, коль мы затронули руководство города в разные годы, так вот я хочу сказать, что большая половина этого руководства воспитывалась и провела свою молодость на танцплощадках, где играла «Азовская чайка», они выросли на нашей музыке. Поэтому и отношение к коллективу всегда было лояльным. Коллектив всегда был флагманом всего передового. Вот, например, в годы работы Реваза Артемовича Дудаева все новинки звучали на танцах. Только в кинотеатре появляется новый фильм – Реваз Артемович на следующее утро уже там, а вечером «Чайка» исполняет новую, модную композицию».
– Наверное, было сложно списать музыку. Ведь компьютеров тогда не было?
Владимир Жуковский: «Все записывалось на магнитофон, а потом на слух перекладывалось на ноты, делались аранжировки. Поэтому народ не просто ходил на танцплощадку, а бегал, чтобы послушать новье. Одним словом, весело было.
Андрей Рыбас: «Ну, а потом пришли 90-е годы, начался бедлам. Вот тогда-то у нас начались не самые лучшие времена. Денег нет, выступлений тоже, какие там зарплаты. Вообще вопрос стоял ребром: быть или не быть? Чего скрывать, зарабатывал кто как мог. Большинство музыкантов уехали из страны. Кто-то на свадьбах играл, кто-то на похоронах. Было очень тяжело. Однако костяк, остов, так сказать, сохранился».
Вячеслав Самойлов: «Сейчас некоторые люди хотят услышать, что в 70-х годах нам многое запрещалось, нами манипулировали, так вот хочу всем ответить, что никто, никогда, ничего нам не за-пре-щал. Джаз не играл только тот, кто не умел его играть. А руководители города, от Петрыкина до Шаульского, все были влюблены в музыку. Нам помогали всегда. Так, например, на 55-летие «Азовской чайки», которое мы отмечали в прошлом году, Алексей Бакай подарил коллективу духовые инструменты. А еще мне вспоминается прошлогодняя история, когда мы, на День независимости, в составе бердянской делегации приехали в Запорожье и по просьбе нашего мэра возглавили областную колонну. Нас не стоило упрашивать и предлагать какие-то гонорары. Нас просто попросили. Однако хочу вам сказать – такой неповторимой и трогательной любви к нашим музыкантам, как у Валерия Баранова, не было ни у кого. Наше сотрудничество и теплые отношения длятся уже не один десяток лет».
– А если точно, то сколько лет вы плотно общаетесь с Валерием Алексеевичем?
Владимир Жуковский: «Плотно, пожалуй, с первых дней его мэрства. А так пересекались неоднократно, часто общались в неформальной обстановке. Он был комсомольским лидером, а мы дружили с комсомолом. Каждый год, лет этак десять подряд, на День пограничника, он, как секретарь комитета комсомола, вывозил нас с концертами в Севастополь и Балаклаву. Давали там по 6-10 выступлений. Еще тогда он поощрял хорошую музыку».
Андрей Рыбас: «Здесь уже говорилось о трудностях 90-х. Не то чтобы жить – дышать было тяжело. С Барановым в те годы мы встречались, но встречи эти были, скорее, случайными. Узелок на шее начал развязываться после прихода его к власти. Лично мне запомнилось, как в 2000 году перед депутатским корпусом было четко сказано, что в городе будет муниципальный оркестр. Так мы стали муниципальными, и у нас появилась зарплата, маленькая, всего 60 гривен в месяц, но после нескольких лет мракобесия это была хоть какая-то стабильность».
Владимир Жуковский: «Валерий Алексеевич всегда мыслил на три шага вперед. Не секрет, что музыкой он увлекался с детства. Сначала играл в ВИА в 10 школе, где учился, потом поступил в Мариупольский институт, там тоже играл. Ну и казалось бы, человек пошел на руководящую работу, стал мэром города, а там уже не до барабанов, но у Валерия Алексеевича остались тяга и стремление к самосовершенствованию. Поэтому и неудивительно, что в пятьдесят лет, уже будучи народным депутатом, он в Киеве начал брать уроки Игры на ударных инструментах. И это просто прекрасно. Отсюда, я думаю, и симпатии к музыкальным форумам, таким, например, как джазовый фестиваль, который прошел в Бердянске 9 сентября».
Вячеслав Самойлов со своими учениками
– Но этот фестиваль имеет уже свою историю, кто его автор и как все начиналось?
Вячеслав Самойлов: «А был такой небольшой резервуарчик творчества, который с каждым годом наполнялся идеями и в один момент просто лопнул. Совсем недавно стали говорить, что джаз не популярен, его не понимают, его не принимают, оказывается, сегодня такие разговоры модны, в 60-х же годах было все наоборот, тогда звучало: «Я люблю джаз». Однако остались люди, которые с годами не поменяли своих убеждений, они и поныне в джазе, для них это религия, а не модные тенденции. В один момент эти люди решили создать джаз-клуб. Пригрел нас тогда ректор АРИУ Марк Борисович Котляревский. Так в клубе «Аквариум», на том месте, где сегодня стоит колесо «Мираж», зазвучали ритмы джаза. В город приезжали джазовые музыканты, которые с удовольствием играли с нами в клубе. С каждым годом ряды их множились, мы уже дошли до Антона Румянцева из оркестра Лундстрема, он играл с Костей Горбатенко, тогда-то у меня и возникла мысль выйти на просторы Бердянска и сделать джазовый фестиваль. С ней я и обратился к нашему тогдашнему мэру Валерию Баранову, идея ему понравилась. Помню, обговаривали все в кафе. Я прорабатывал различные схемы, строил планы. Валерий Алексеевич дал добро и сказал, что поможет всем, чем сможет. И слово свое сдержал. Так в 2001 году с его легкой руки и при непосредственной поддержке мысль обрела форму, и фестиваль получил путевку в жизнь. И, кстати, все, что тогда зависело от власти, было выполнено. С тех пор в Бердянске появилась такая основательная практика проводить джазовый форум, правда, не ежегодный».
Владимир Жуковский: «Надо сказать, что форум получился солидным и сразу стал международным».
– А почему был такой большой перерыв между фестивалями?
Вячеслав Самойлов: «А все упиралось в деньги. Первые фестивали нам финансово помогли провести бывшие члены оркестра Анатолий Круглый, Николай Падалкин и Анатолий Киосев. Когда-то они играли с нами джаз, а потом стали директорами крупнейших предприятий, организаций. Помню, первый фестиваль обошелся в смешную сумму – 9 тысяч гривен. Заметьте, все артисты выступали бесплатно. Мы им оплачивали только лишь проживание, питание и переезд. Да и цены тогда не так кусались. Например, аренда оборудования стоила тысячу гривен. Второй фестиваль проводить было уже труднее, но мы поднатужились. А потом с деньгами стало туговато, и пришлось сделать небольшой перерыв. В 2007 и 2008 годах, с подачи начальника отдела культуры Елены Дмитриевны Черневой, прошли третий и четвертый, но уже молодежные джазовые фестивали. Далее мы немного притихли, и вот в 2011 году, по инициативе и при поддержке Валерия Алексеевича, мы провели пятый Международный фестиваль. Как говорится, дали джазу на всю катушку. Между прочим, Валерий Баранов не только был устроителем форума, он еще и на барабанах играл. Вот, порадовал публику и в этом году. Приезжал наш земляк Анатолий Вапиров, второй наш земляк, Костя Горбатенко, привез квартет сильнейших музыкантов. Они не только играли джаз, Константин для бердянцев подготовил целое часовое шоу. Думаю, слушатели оценили».
– Вашему коллективу в этом году исполнилось 56 лет. Года бегут, люди не вечны. Однако количественный состав неизменен.
Вячеслав Самойлов: «У нас состав типа биг-бэнда, т. е большого оркестра. Это не наша прихоть, такие коллективы в мировой практике появились еще в 30-х годах. Сегодня «Азовская чайка» – это пять саксофонов, четыре тромбона, пять труб и ритм-секция, в которую входят барабаны, бас-гитара и ритм-гитара».
Владимир Жуковский: «Все это очень сложно, особенно в последние время. Но у нас есть замечательный кузнец кадров в лице Вячеслава Николаевича Самойлова. Вся наша молодежь – на данный момент это четыре человека – все они его ученики».
Вячеслав Самойлов: «В музыкальной школе класс игры на саксофоне открыли недавно. Сначала было тяжело, приходили люди случайные, но со временем появились и таланты. А вообще же из нашего коллектива люди уходят либо по болезни, либо… ну вы сами понимаете. Мы играем до последнего. Когда же приходят молодые музыканты, мы для них создаем все условия для творчества и для работы. Честно скажу, не балуем, но при этом помогаем кто чем может, стараемся, чтобы человек задержался. Однако, если он хочет учиться дальше, выйти на просторы большой музыки, мы не препятствуем. Наоборот, поощряем, помогаем и радуемся тому, что человек пошел дальше и продолжает нас».
Владимир Жуковский: «Зачем далеко ходить. В нашем оркестре играет единственная девушка Катя Белянская. Нет, женщины-вокалисты у нас были всегда, но девушка-инструменталистка, да еще на саксофоне, впервые. Это тоже ученица Вячеслава Николаевича. Он преподавал ей в музыкальной школе, затем подготовил в музыкальное училище, Катя поехала и поступила. Отучилась, но вернулась в Бердянск. А по приезде стала студенткой БГПУ. Сегодня же у Екатерины в музыкальной школе есть уже свои ученики, т. е она преподает».
Справка. Преподавательскую деятельность Вячеслав Самойлов начал в 1987 году. Несмотря на то, что музыкальную школу Вячеслав Николаевич закончил как баянист, преподавать в школу его пригласили по классу флейты. Духовые инструменты саксофон, тромбон и флейту Самойлов осваивал самостоятельно уже после окончания школы.
– А какую музыку играет ваш оркестр?
Андерй Рыбас: «Скажите лучше, чего мы не играем. Мы играем все: танцевальную музыку, марши, джаз, песенные шлягеры, народные ритмы, инструментальные композиции, классику. Мы даже когда-то играли оперетту».
Вячеслав Самойлов: «Сегодня «Азовская чайка» задействована практически во всех городских мероприятиях. Музыкантам скучать некогда. Иногда в день оркестр дает по три-четыре концерта. Городок у нас маленький, но зритель благодарный. Частенько после выступления подходят и хвалят, как было здорово, хотя мы знаем, что было не очень. Ведь это живая музыка, а не фонограмма. Это касаемо и игры на фестивале. Поверьте, даже у великих иногда бывают лажи».
– Вы, наверное, как одна большая семья. Как проводите свое свободное время, если оно у вас есть? Ведь большую часть праздников вы на работе?
Владимир Жуковский: «Раньше, конечно, собирались всем коллективом, с женами и детьми. Выезжали на море, на пикники, накрывали пышные столы и праздновали. Сегодня уже возраст не тот. И нам тяжеловато, и жены постарели, но раньше мы и замуж выдавали, и женили оркестром, и хоронили оркестром, и рождение детей, а потом и внуков, тоже отмечали оркестром, заметьте, не коллективом за столом, а музыкой».
– Вы сами сказали, что уже в возрасте, у каждого своя жизнь, но ведь репетиции – это святое. Иногда трех-четырех людей собрать сложно, а тут двадцать, как боретесь за дисциплину?
Владимир Жуковский: «Вы знаете, есть такие нехорошие слова, как наркомания и наркотик. Я думаю, что для людей, которые играют в нашей «Чайке», музыка это наркотик в лучшем понимании этого слова. Они без нее жить не могут».
Вячеслав Самойлов: «Я хочу сказать, что «Азовская чайка» – это единственный коллектив, который всегда был стабилен. Он не подвластен времени. Были года, когда говорили, что пришел конец эстрадным, духовым оркестрам, потому что в моду вошли всевозможные ВИА, рок-группы. И на старичков, которые играли музыку 30-60-х годов, начали посматривать с некоторой презрительностью. Прошло время. Где эти все новомодные коллективы? А мы выжили и доказали, что шли правильным курсом. Где бы мы не играли: будь-то танцплощадка, Приморская площадь или эстрада, нас приходили послушать и простые обыватели, и профессионалы, которые говорили, что не в каждом городе есть такой большой коллектив с такой жизненной историей. И это при том, что мы постоянно испытываем дефицит хороших музыкантов, потому что в городе нет музыкального училища. Тем не мене, процесс идет, в оркестре появляются молодые лица. Это дает нам повод почувствовать бессмертие этого коллектива и вселяет уверенность в то, что мы на правильном пути. И еще хочу сказать, что «Азовской чайке» всегда сопутствовала большая удача. Достаточно того, что в разные годы этот коллектив возглавляли такие профессионалы, как Виктор Семенович Зюзин, Реваз Артемович Дудаев, а ныне Владимир Николаевич Жуковский, который вот уже 42 года стоит у руля. Это успешный музыкант, который мог бы работать и на мировом, и на европейском уровне. Поверьте, его мастерство и знания это позволяют, однако он посвятил всего себя небольшому городу Бердянску».
Владимир Жуковский: «И, поверьте, об этом не жалею. Стоять в одном ряду с такими музыкантами для меня большая честь. Кстати, 17 сентября, в День города, на доме, где жил Виктор Семенович Зюзин, будет открыта мемориальная доска. В этом году нашему талантливому земляку, музыканту и композитору, заслуженному работнику культуры Украины Виктору Семеновичу исполнилось бы 90 лет». Автор: София МОН По материалам сайта http://vesvladivostok.ru