или Маленькое путешествие в мир современного искусства. Людмила Ермолаева, артменеджер.(Окончание. Начало в номере 9)
Цвет и свет наиболее активные художественные элементы современного искусства
Начиная с 60-х годов прошлого столетия архитекторы, художники, дизайнеры стали активно вводить свет и цвет в интерьер.
Если значение цвета в живописи вряд ли кто-то будет оспаривать, хотя у каждого художника имеется свое представление о роли цвета в его живописи, вспомним хотя бы Сальвадора Дали, который основной своей заслугой считал способность работать «чистым цветом», то свет (освещенность) — это как бы всегда было вторичным, не от художника зависящим, хотя, быть может, и революционным свойством. Например, появление масляных красок, упакованных в тюбики, позволило художникам впервые выйти на пленэр, писать картины на свежем воздухе и это стало переворотом в искусстве на все последующее время — породило импрессионизм и последующие ему-измы. Картины стали писать при дневном свете, и они требовали дневного освещения или близкого к нему в помещении.
В начале ХХI века широкое распространение получили цветные интерьеры, в которых главное — яркое колористическое освещение. Отношение к этому архитекторов, дизайнеров и художников — различное, есть среди них те, кто считает, что цветное и пронизанное светом пространство активизирует «вибрации в душе» и стимулирует эмоциональный подъем, другие же воспринимают цветное освещение как агрессию со стороны дизайнера, художника, архитектора.
У человека любой профессии творческий поиск — это поиск самовыражения. И каждый художник проблемы с цветом и светом решает самостоятельно. Вершиной такого творчества является не воспроизведение реальности, которую в тысячах вариантов воспроизводили многие века художники на языке, понятном современникам, а, вполне возможно, создание новой реальности, которой не существует в природе и окружающем нас мире, но она есть в воображении художника и передается им на полотно. Именно таким подходом отличался весь ХХ век и в его историю вошли художники, видевшие мир по-своему и показывавшие это миру.
Как и в любую эпоху, появление новых технологий в живописи дает совершенно новые, уникальные возможности изображения, которые делают революцию в живописных изобразительных средствах. Рассмотрим одно из таких средств, позволяющих художнику увидеть мир по-своему и по-своему показать это миру.
Очевидно, что мы всегда воспринимали любую картину как плоскостное изображение красками на холсте. Появление современных светоотражающих красок абсолютно меняет старые представления о картине. С помощью специального освещения изображение на холсте выглядит объемным.
Светоотражающие краски, которые распространены в обиходе, например в маркерах, естественно, не используются в живописи. Это яркие, насыщенные цвета, которые не имеют колористических возможностей, то есть получения цветовых нюансов. Но эти краски с успехом применяются в оформительских работах, рекламе, вывесках, на дискотеках. Художники, использующие эти краски в чистом виде в живописи, работают на грани китча.
Однако плодотворным оказался пятилетний поиск и эксперименты в области совмещения различных живописных техник со светоотражающими красками. Результат поиска удостоился патента. Этой техникой занимается художник Виталий Ермолаев, назвал он ее светоживопись.
Светоживопись — уникальная живописная техника ХХI века.
Техника светоживописи успешно объединяет традиционные живописные краски со светоотражающими красками. Состав этой смеси позволяет то, что никогда раньше не было возможным. Например, мы не могли смешать масляные краски с акварельными, так как первые разводятся маслом, а вторые — водой. Мы знаем еще со школы, что, смешивая синий и желтый цвета, получим зеленый. Светоживопись дает возможность смешивать любые краски друг с другом и получать тот цвет, который нужен художнику, а не тот, который получится в результате химической реакции. При специальном освещении в картинах появляется эффект объемности и свечения, создается впечатление, что из-под верхнего изображения проявляется до этого скрытая картина.
Картинам Виталия Ермолаева свойственны «дневной» и «ночной» варианты. То есть при одном освещении на картине видно одно, а при другом иногда совершенно другое. В зависимости от замысла художника «дневной» и «ночной» варианты иногда схожи, а иногда весьма отличны. Переход от дневного варианта к ночному может быть очень постепенным, одни образы в эти мгновения исчезают, другие возникают. Использование таких красок и света наряду с тематикой произведений позволяет художнику добиваться необыкновенного эффекта и воздействия на зрителя.
На первый взгляд, картины Виталия Ермолаева переполнены романтическими ассоциациями, с радостью, волнением, а иногда и со слезами, узнаваемыми. Но за этим скрывается кропотливая работа, за которой лежит путь строительства некого духовного моста от сознания к подсознанию.
Впечатление от картин и воздействие на эмоции зрителя порождают такие сильные и возвышенные чувства, что человеку зачастую названия картин даже мешают. У него начинается собственный процесс эстетического переживания, которому чужой ассоциативный ряд просто не нужен. Самое удивительное, что иногда мешает даже реализованное художником его собственное, авторское понимание того или иного сюжета или его представление о прекрасном.
Видимо, сочетание цвета, света и сюжета, каким бы условным он ни был, воздействует не только на психофизичекие каналы восприятия человека, на его эмоциональное состояние, но и поднимает пласты его подсознания, духовной культуры, и начинается творческое самовыражение зрителя, опирающееся на его жизненный опыт и мировоззрение. Главная ассоциация от света и цвета в светоживописи, что это — Божественный, «живой» свет, необыкновенная энергия, которая идет от картин и которую чувствуют люди, — такова сила ее психологического воздействия.
Уникальность такой живописи еще и в том, что цвет, как и свет, являясь величайшими, бесценными дарами человеку от природы, только человеку и дают возможность адекватно увидеть и оценить эту красоту. Ни одна фото- или видеокамера не передает и близко ощущения объема, воздушности, загадочного свечения светоживописи.
Усиливает воздействие на психическое состояние души сочетание светоживописи с тонко подобранной музыкой, которая сопровождает показ картин. Необычность самих светоживописных картин подталкивает к поиску новых форм их показа, отличных от просто галерейной демонстрации.
Одной из форм такого показа служит светоживописный театр, который существует в Центре светоживописи. Для него специально готовились светоживописные театрализованные представления, которые или сопровождают, или предворяют восприятие картин.
Так, новое направление в живописи влечет за собой совершенно новые формы других смежных ему видов искусств, что открывает совершенно уникальные возможности их сочетания в различных областях архитектуры, дизайна, интерьера, декора, сценографии и т. д. Это позволяет использовать светоживопсь с одинаковым успехом как в общественных помещениях, так и в частном интерьере. Регулируя только свет, можно самостоятельно создавать гармоничное пространство, менять атмосферу и свое настроение, быть творцом любого количества вариантов одной и той же обстановки без кардинальных ремонтов и замены всего интерьера. Это подтверждают и счастливые обладатели светоживописи. И это реально здесь и сейчас. И может быть тогда мы сможем лучше всего ответить себе на один, давно мучивший вопрос: «Чего же я хочу на свете больше всего?» — в любое время быть автором меняющегося по своему велению пространства и творить зримую музыку в созданном окружении.