Юон Константин – живописец, график, театральный художник. Помимо разносторонности в своих работах, его призванием стала пейзажная живопись. Душа его лежала к истории, старине. Революцию, Великую Отечественную войну пытался показать тоже через пейзажи, однако делал это обобщенно, пытаясь максимально быть достоверным. Русскую старину любил за ее декоративность, красочность и неповторимость. Именно по этой причине в 1904 году он приезжает в Псков.
События и люди. Не видали мы Батыя, А за Троицы Святыя. Постояли мы не раз... Мы ? перед Троицким собором ... И снова всплывают страдные слова князя Довмонта, неотделимого от Пскова так же, как сам Троицкий собор: «Се же братья нам предложить (предстоит ? Е.М.) животъ (то есть жизнь ? Е.М.) и смерть; братья моужи псковичи, потягнете за святоую Троицоу и за святыа церкви, за свое отечество». И гневные слова летописца, повествующего о нашествии врагов: «В лето 6988 ... (1480-й ? год критический ?
ГДЕ ПСКОВСКИЕ ПУШКИ? Псков во времена царя Ивана Грозного был, как известно, первой крепостью в России и в царствование императора Петра Великого имел важное стратегическое значение, почему здесь был, между поочим, пушечный двор и в 1777 г. учреждена была должность коменданта. С присоединением белорусских провинций к России Псков утратил военное значение. Должность коменданта была упразднена за ненадобностью, а пушечный двор продан ?
Угол Успенской и Георгиевской улиц (Калинина ул., д.5) При Александре I Главное народное училище в Пскове было преобразовано в губернскую мужскую гимназию. (В память об этом через сто лет по Высочайшему повелению ее стали именовать Псковской Императора Александра I Благословенного гимназией). Длительное время она не имела собственной церкви, и гимназистов на богослужение водили в соседние храмы: то в церковь Георгия со Взвоза, то к Успению с Полонища.
В дворянской усадьбе графа Строганова в селе Волышово Порховского района ? одной из самых ярких жемчужин земли псковской ? рухнул потолок сельского клуба. К счастью, обошлось без жертв, однако беда заставила вспомнить о всей исчезающей святыне: в поруганном аварийном здании размещалась... фамильная церковь Всемилостивейшего Спаса. Вероятно, последняя на псковской земле, подвергнувшаяся осквернению и ждущая спасения.
2. По Великой. И снова грезится ночами. Когда бегу я от тоски. Предгрозовое величанье. Порогов княжеской реки. С.Шварцванд. Иду с душою полной до краев. Мне берег — дом, и небо нынче — кров. ВЫБУТЫ. Чтобы видеть землю, на которой живешь, нужно ходить по ней пешком. Положим, видеть землю теперь можно и с самолета. Но чтобы увидеть ее близко, понять, почувствовать сокровенное... Там, где можно, стоит плыть на лодке, вдыхая освежающий запах воды и зелени.
Часть I. В начале XVIII века пограничная Псковская земля снова сделалась центром военных событий. С 1700 по 1721 годы шла Северная война за выход России на побережье Балтийского моря. (Задача была та же, что у Ивана Грозного в Ливонскую войну), Петр I «прорубал окно в Европу». Его противником был шведский король Карл XII. Война началась поражением Петра под Нарвой и решилась в пользу России Полтавской битвой 1709 года. С 1701 года Псков стал базой русских войск.
Поганкины палаты являются одной из самых известных исторических достопримечательностей Пскова. Первым хозяином здания стал в XVII веке Сергей Поганкин. Местный купец возвел аскетичное внешне сооружение, состоящее из трех соединенных частей. Историки считают, что в одноэтажной постройке располагались поварни, а в двухэтажной селились взрослые дети со своими семьями или другие независимые от хозяина родственники. Глава семьи жил в наиболее комфортабельной трехэтажной части дома.
Образская ул. (Первомайская ул., 27) Придел: Новомучеников и Исповедников Российских. Местность, где находится церковь, в старину называлась Жабьей Лавицей и была покрыта болотами. Так как лавами или лавицами назывались искусственные переходы через речки, ручьи или топкие места, то, очевидно, здесь был один из таких переходов. Первоначальная церковь была деревянная и поставлена в один день, по обету, по случаю сильнейшего мора в 1487 году. Кем и когда поставлена нынешняя каменная – неизвестно.
Псков принадлежит к числу древнерусских городов, которые трудно осматривать. Только прожив в нем некоторое время, начинаешь постепенно разбираться в основах средневекового строительства, понимать принципы старой планировки, чувствовать внутренний смысл отдельных шедевров древнего зодчества. Красотами древнего города можно восхищаться, не думая об исторических закономерностях строительства и истоках творчества старых мастеров.
Псковские монастыри и церкви искони были средоточием духовной жизни. С наступлением великого раскола в Русской православной церкви Псков стал одним из центров распространения старой веры. Наши старообрядцы поддерживали тесную связь с далекой Выговской обителью в Олонецкой губернии и вели богослужения по поморскому уставу. В начале XX века в Пскове одной из самых глубоко религиозных купеческих семей считалась старообрядческая Батовых.
Недавно картинную галерею Пскова посетил Иван Дьконофф, который является праправнуком всемирно известного художника, каким являлся Илья Репин, который был отличным портретистом. Потомок Репина, который проживает во Франции, вот уже несколько лет путешествует по России. Целью его путешествия является ознакомление с биографией и работами своего предка. До этого он уже успел побывать в Москве, где посетил Третьяковскую галерею, затем в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.
Чтобы дополнить представление о домах и улицах древнего Пскова, нужно вернуться с Завеличья и пойти по улице Гоголя к знаменитой Солодежне, которую называют также домом Лапина. Там встретишь целый куст памятников архитектуры. На углу, где начинался Торг, перенесенный сюда после 1510 года (то есть после присоединения Пскова к Москве, чтобы меньше люда собиралось в черте Старого Застенья, откуда выселили псковичей, заменив их москвичами) , стоит церковь Покрова от Торга.
В Российском государственном архиве древних актов (бывший Московский архив Министерства юстиции) хранится несколько писем митрополита Евгения (Болховитинова) к разным адресатам. Поскольку значение личности митрополита Евгения для псковской земли крайне велика, приводим одно из этих писем, написанное еще епископом Евгением в 1813 году к неизвестному адресату.
В настоящем документе приводится краткая подборка сведений из исторической и краеведческой литературы с упоминанием подземелий и подземных ходов древнего Пскова. Подборка является интересным дополнением к записке Николая Фомича Окулич-Казарина для Московского архива Министерства юстиции. Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков // Воинские повести Древней Руси. Л., 1985, стр. 346-392. стр. 346.
В моей мастерской, что находится во флигеле бывшей Поливановской гимназии на Кропоткинской улице, гости, попадающие сюда впервые, как правило, удивляются отсутствию икон, редких картин, старинной мебели. Удивление их мне понятно. Более тридцати лет заниматься реставрацией и изучением древностей и ничего не оставить себе на память о любимой работе может человек или ко всему на свете безразличный, или тщательно эту любовь скрывающий.
Угол Новгородской и Петропавловской ул. (угол ул. Карла Маркса и Воровского) Находится рядом с Петропавловской церковью, в 10 саженях к югу от нее. Происхождение ее таково: у стены 1309 г., возле самой церкви, была плитяная башня. После сооружения новой стены 1375 г. прежняя стала уже ненужной и только напрасно стесняла жителей, а потому ее стали понемногу разбирать. В 1433 году Петровские «суседи», т. е. жители данной местности, разобрали старую башню и из нее построили Борисоглебскую церковь.
Согласно монастырскому преданию Иоанно-Предтеченский княжеский монастырь был основан в первой половине XIII века дочерью полоцкого князя Рогволда Борисовича, теткою князя Довмонта Псковского и супругой псковского князя Ярослава Владимировича Евфросинией Рогволдовной (в иночестве – Евпраксией). В 1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), где она была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены (8 мая).
«ПРИГОРОД Владимирец построен псковичами на рубежах своих владений для защиты от нападений своих соседей – братьев новгородцев», ? сказано в одном из исторических источников. Володчина гора, на которой возвели крепость, находилась в начале прошлого века на территории Сонинской волости (ныне Шиковской) в 50 верстах от Острова. В длину она составляла 54 сажени, в ширину ? 29, по форме напоминала четырехугольник. При этом подошва горы продолговатая, поверхность площади ровная, обрытая вокруг валом.
Богоявленская ул. (Герцена ул., 7) Приделы: Трех Святителей, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Название «Броды» произошло, очевидно, от того, что в этом месте переправлялись в брод через Пскову-реку. Теперь тут проложены так называемые Барзовы мостки. Местность носила еще другое название – «Кстова», от слова крестить или, по-простонародному – кстить. По мнению Прозоровского, поводом к этому названию мог послужить праздник Богоявления, называемый Крещением или Кщением.