Если бы всем тем, кому дают чаевые, платили достаточно, чтобы они не зависели от этого источника заработка, было бы просто прекрасно. Однако, к сожалению, в действительности дело обстоит по-другому. Поэтому мы не должны забывать, что очень многие люди нуждаются в денежном вознаграждении за хорошо выполненную работу, которое им выплачивают помимо их основного жалованья.
Тем не менее, я твердо верю в то, что чаевые нужно заслужить. Если оказанная услуга выполнена недобросовестно, обслуживающий персонал нарочито груб, невнимателен или небрежен при исполнении своих обязанностей, сумма вознаграждения должна быть уменьшена. В том случае, когда вас обслужили совсем плохо, давать «на чай» не следует вообще, а о случившемся надо поставить в известность управляющего. Если все будут давать одинаковые чаевые прислуге вне зависимости от качества услуг, исчезнет стимул для того, чтобы хорошо работать. Мы не в состоянии решить всех социальных проблем, однако более щедро вознаграждая за добросовестный труд и снижая оплату, когда человек работает спустя рукава, мы можем так отрегулировать систему выплаты чаевых, что она станет более или менее приемлемой.
Говорить о каких-то общих правилах выплаты чаевых достаточно трудно, поскольку сумма их во многом определяется тем заведением, которое вы посетили, а также услугами, которые вам там были оказаны. Иначе говоря, если вы привыкли посещать дорогие рестораны, требовать к себе специального внимания или услуг, то и «компенсировать» их следует более щедро, чем в обычных ресторанах и при отсутствии специальных требований к обслуживающему персоналу.
Официанты, официантки и старшие официанты
Еще совсем недавно в хороших ресторанах считалось, что 15 процентов от суммы счета за вычетом налогов - это щедрые чаевые. Теперь же при отличном качестве обслуживания эта цифра все более уверенно поднимается к 20 процентам. В обычных ресторанах, где работают в основном члены одной семьи, 15 процентов, оставленных «на чай» - нормальное вознаграждение. Если напитки вам предлагает мэтр погреба, цена их не включается в тот счет, на базе которого вы определяете сумму чаевых. Когда напитки подает обслуживающий вас официант, их стоимость включается в общий счет. Размер чаевых определяется суммой счета за вычетом налогов.
Если вы платите наличными, чаевые вам следует оставить на небольшом подносе, на котором официант принесет сдачу после того, как передаст всю сумму по оплате вашего счета кассиру.
Когда вы расплачиваетесь кредитной карточкой, сначала просмотрите счет, поданный официантом, потом поверх него положите вашу кредитную карточку. Официант отнесет оба документа кассиру, который подготовит счет к оплате, после чего принесет его вам обратно либо на том же подносе, либо в специальной папке. В счете, подготовленном к оплате кредитной карточкой, обычно имеется четыре строки: на первой указывается цена заказанных вами блюд, на следующей - сумма налога, третья строка остается пустой - она оставлена именно для того, чтобы вы вписали туда сумму чаевых, а на последней строке фиксируется вся сумма счета. Вы должны указать размер чаевых, после чего подсчитывается общая сумма.
Как и у рядовых официантов - но в отличие от метрдотеля - уровень жизни старшего официанта определяется получаемыми им чаевыми. Если к чаевым, оставляемым обычным официантам, вы добавите старшему официанту еще 5 процентов от суммы счета без налога, этого будет вполне достаточно. В том случае, когда его услуги особенно значительны, например, если он обслуживает вас вместе с другими официантами, общую сумму чаевых можете разделить таким образом, чтобы официанты получили 75 процентов всех чаевых, а старший официант - 25 процентов.
Метрдотелю «на чай» давать не принято, как и хозяину или хозяйке ресторана, если только вы не являетесь завсегдатаем заведения. В этом случае, когда они, к примеру, помнят, какое вино вы предпочитаете, или всегда следят за тем, чтобы вас обслуживали быстро и вежливо время от времени можете давать им чаевые в размере 5-10 долларов. Многие владельцы ресторанов считают, что платить метрдотелю вознаграждение за то, что он усаживает вас за удобный столик, не следует, но не возражают против того, чтобы постоянные посетители иногда давали ему «на чай», как и в тех случаях, когда он помогает вам организовать приглашение многочисленных гостей на обед или провести какой-нибудь другой прием.
Обслуживающему персоналу в буфетах или ресторанах со «шведским столом» обычно оставляют на чай 10 процентов от суммы счета. В закусочных, столовых, кафе и при обслуживании за стойкой чаевые не должны быть меньше двадцати пяти центов даже в том случае, если вы заказали чашечку кофе, либо они должны составлять приблизительно 15 процентов от суммы счета.
Уборщики посуды
Помощникам официанта, убирающим посуду, чаевые давать не принято, за исключением тех случаев, когда они приносят вам поднос с едой к столу в кафе-ресторанах, которые становятся все большей редкостью. Обычная плата за такую услугу - 50 центов.
Оплата услуг
Во многих зарубежных странах плата за услуги, которые вам оказывают в гостиницах и ресторанах, автоматически включается в общий счет. В Соединенных Штатах мы с такой практикой обычно не сталкиваемся, а если она существует в каком-то отдельном ресторане, это указывается в меню, и дополнительные чаевые в таком случае давать не следует.
Бармен и мэтр погреба
Когда вы ждете в баре, пока в ресторане освободится столик, можете либо оплачивать напитки сразу, либо бармен включит их стоимость в общий счет, который будет вам подан после окончания трапезы. В любом случае, как только столик освободится, и вас пригласят в ресторан, оставьте бармену чаевые.
Если вы заказывали в баре только напитки, чаевые бармену должны составлять 15-20 процентов от суммы заказа, причем 20 процентов следует давать в том случае, когда счет вам выставляет бармен.
Мэтру погреба полагается давать «на чай» 15-20 процентов от суммы, указанной в счете за спиртные напитки, в том случае, если он уделил вам особое внимание (помог выбрать вина, исходя из ваших вкусов и финансовых возможностей, наполнял ваш бокал по мере надобности и т. п. ), либо 10-15 процентов тогда, когда он просто принял ваш заказ и налил первый бокал вина. Сумма, которую вы ему дадите, зависит также от числа заказанных бутылок и цены вина. Мэтру погреба платят наличными. Он подойдет к вам, заметив, что вы уже закончили трапезу и собираетесь уходить, или в том случае, когда увидит, что ваша бутылка уже опустела. Если вы не намерены больше ничего у него заказывать, расплатиться лучше сразу, а не откладывать это до того момента, когда вы будете готовы покинуть ресторан.
Гардеробщицы и туалетные работники
Гардеробщице обычно дают «на чай» 1 доллар за оставленное пальто или 2 доллара, если вы сдавали в гардероб пакеты, зонтики, атташе-кейсы и т. п.
Туалетным работникам дают «на чай» не менее 50 центов лишь за то, что они подают вам бумажное полотенце для рук. Если же они оказывают дополнительные услуги, например, смахивают щеткой пыль с вашего платья или дают вам нитку с иголкой, чтобы вы могли что-то зашить, то им следует оставить не менее 2 долларов. Как правило, в туалете стоит небольшая тарелочка, на которой лежит несколько монет или долларовая банкнота, как бы напоминающая о том, что чаевые следует положить туда, а не совать в руку туалетному работнику.
Музыканты
Если вы попросили пианиста или другого одинокого музыканта исполнить какое-то произведение, дайте ему не менее 1 доллара. Когда участники большого приема заказывают исполнение нескольких музыкальных произведений, чаевые положено давать за каждое из них. Во многих ресторанах одинокие музыканты время от времени подходят к посетителям, что-то наигрывают, а потом спрашивают сидящих за столиком людей, не хотят ли те, чтобы было исполнено что-нибудь специально для них. Даже тогда, когда единственное ваше желание состоит в том, чтобы такой музыкант скорее пошел играть куда-нибудь подальше от вас, ему следует дать «на чай». Одного доллара будет вполне достаточно, вне зависимости от того, попросите вы его чтонибудь сыграть или нет. Никто, естественно, не ждет от вас, что вы отложите в сторону прибор и будете смотреть только на исполнителя, хотя вам может быть неловко продолжать в это время есть, и вы, как вежливый человек, захотите уделить ему внимание. Музыкальная пьеса может звучать от двух до пяти минут, и за это время только что принесенное вам филе из морского языка успеет быстро остыть. Продолжайте спокойно есть, а когда музыкант закончит игру, с улыбкой поблагодарите его и дайте чаевые. Если же он обратился к вам, когда вы обсуждаете важный деловой вопрос или ведете доверительную личную беседу, с вашей стороны не будет грубостью сказать, что вы заняты.
Служители, паркующие машины у ресторана
Чаевые за парковку машины в небольших городах составляют 1 доллар, а в крупных - 2, причем расплачиваетесь вы не когда вашу машину ставят на стоянку, а в тот момент, когда вам ее пригоняют после вашего посещения ресторана.
Приемы в ресторане и организация домашних приемов
Некоторые рестораны и службы, организующие домашние праздничные обеды, берут за услуги 15-20 процентов от стоимости большого приема. Эти деньги делятся между официантами и/или официантками. Дополнительные чаевые хозяин им давать не обязан, если только он не хочет кого-то отблагодарить особо. После приема, на который были приглашены многочисленные гости, хозяину, кроме того, следует дать «на чай» не менее 10 долларов человеку, который был ответственным за организацию приема - старшему официанту, метрдотелю или кому-то еще. Это вознаграждение в значительной степени определяется размерами и характером приема. Если сумма оплаты услуг не включена в счет, хозяин дает человеку, ответственному за прием, примерно 20 процентов от общей суммы счета и просит его разделить деньги между официантами.
Когда фирма, взявшая на себя организацию приема у вас дома, присылает вам для обслуживания гостей одного-двух официантов или, например, бармена и официантку, чаевые положено давать им лично перед тем, как они покинут ваш дом. Если вы приглашаете десять человек, и счет выставлен на 150 долларов, каждому из двух официантов следует дать «на чай» по 15 долларов, что составит их долю от 20 процентов суммы счета, предназначенных на оплату оказанных услуг.