В испытаниях на выживание в условиях рекордно низких температур жители Сорска, сами того не желая, принимают участие уже без малого месяц.
Для тех, кто не в курсе, – все дело в городской котельной №1, которая с 19 января является эпицентром головной боли хакасских чиновников. Все началось с того, что на котельной в день, когда вся страна купалась в проруби, оборвалась цепь элеватора на топливоподаче. Следом за этим ЧП произошло еще несколько аварий, в результате которых параметры теплоснабжения верхней части города были снижены в несколько раз. Ситуацию усугубляло и то, что на дворе в те дни стояли морозы за минус 30. Итог — температура в квартирах, школах, детских садах и других социально значимых учреждениях резко понизилась.
Спустя приблизительно пару недель с момента первой коммунальной катастрофы по республике поползли слухи о грядущей эвакуации части населения.
Чтобы оценить все масштабы трагедии и понять, так ли уж ситуация безнадежна, в Сорск ранним утром 14 февраля отправился наш журналист.
"Дубак"
На первый взгляд ничего экстра-ужасного в городке не происходило: не было суеты, снующих туда-сюда людей с бешеными глазами, гоняющей спецтехники МЧС, МВД и других служб. Все было тихо и спокойно. Единственное, что смущало, – так это неспешно прогуливающиеся по улицам люди в форменной одежде министерства чрезвычайных ситуаций.
– Все ходят, проверяют, – кивнув в сторону сотрудников, прокомментировала бабуля в зеленом пальто. – А толку нет. Ой, милая, холодно у нас. Уже какую неделю замерзаю. Вот набираю в бутылки горячую воду и обкладываю ими себя. Соседка говорила, не скоро дадут тепло. Там на котельной снова что-то приключилось. Говорят, хотят эвакуировать. Только куда? В яму какую-нибудь?
Нужно отдать должное жителям, они без лишних раздумий рассказывали о том, что творится в их населенном пункте. При этом в адрес местных чиновников (что удивительно) никто не позволил себе сказать плохого слова.
– Котельная уже несколько недель не работает. Там постоянно какие-то проблемы, – признался мужчина. – Давайте, я не буду своего имени называть. Городок маленький, мало ли что... Да, дома настоящий "дубак". Вот недавно на котельной пожар какой-то был. В этих кирпичных домах еще терпимо, а в тех, что повыше, температура ниже 16-17 градусов.
– Я, чтобы согреться, на весь день эвакуируюсь на дачу, – добавляет стоящий рядом Александр. – В угловой квартире – 14 градусов, хотя раньше было 26. Она вон, по Кирова, 22. Так вы знаете, что слесаря еще делают? Они открывают задвижки сразу у двух труб. Всю грязь сгоняют в стояки угловых квартир! Впереди дома еще более-менее, а вот угловые хаты мерзнут. А откуда теплее станет – стояки забитые! Вот сейчас отогреюсь на даче, приду домой, включу два электрических обогревателя в спальне. И так до самого утра.
Поговорив с десятком горожан, узнаю – с конца января температура в квартирах, расположенных в верхней части города, держится в диапазоне от 12 до 14 градусов выше нуля. Уже больше трех недель народ согревается, как может: облачается в тулупы и валенки, закутывается в одеяла, включает от одного до нескольких электрических обогревателей. Но это, к сожалению, спасло немногих. Организм, не привыкший к таким низким температурам в жилищах, сдался.
– Заболела я. А вылечиться не могу. На градуснике в комнате – 12 градусов. Ночью вроде потеплело, но ненамного, – рассказывает женщина в красной куртке.В семье три ребенка. Самому маленькому – 11 месяцев. Чтобы не простыл, одеваем на него двое ползунков, штаны, рубашку, кофту, шапочку. Сами под одеялами сидим. С 19-го живем в самой маленькой комнате с обогревателем, – шепотом, чтобы не разбудить спящего в коляске малыша, призналась Ирина. – Недавно заплатила за свет в два раза больше, чем обычно. Вместо 130 рублей выложила 300. Правда, за квартиру на тысячу меньше вышло. Но это совсем не радует.
Люди, где вы?
Несмотря на полдень и относительно теплую погоду, горожан на улицах было немного. Впрочем, это и неудивительно — основные социально значимые объекты уже несколько дней закрыты.
Школа №1 не стала исключением. Опустевший двор — тому подтверждение. Сделав несколько снимков, отправляюсь к школьному входу в надежде встретить хоть одну живую душу. Ждать долго не пришлось — на крыльце показался девятиклассник Миша:
– Зря вы пришли. Никто не учится. Вчера три урока было по 40 минут. Сидели в теплых кофтах. Некоторые даже в куртках. А сегодня из-за того, что в кабинетах холодно, занятия снова отменили. Завтра, наверно, тоже отдыхаем. Вечером на школьном сайте посмотрю, может, что-нибудь изменится. Учителя говорят: если хотите жаловаться на холод, жалуйтесь родителям. Вот так. Вы меня только не фотографируйте, не надо.
В фойе учебного заведения — непривычная тишина. Коридоры и раздевалки пусты. Несмотря на это, учителя – на месте. Кутаясь в шали и сильнее опуская на руки рукава теплых свитеров, они обсуждали последние городские Новости, главная героиня которых уже долгое время — злополучная котельная.
– Холодно в классах, – охотно рассказали они. – Да и дома нисколько не лучше. Вот недавно сотрудники МЧС с мэром Жуковым приходили, посмотрели все, пощупали батареи. А вам, наверно, лучше к Светлане Александровне зайти. Давайте вас проводим.
В маленьком кабинете исполняющего обязанности директора школы Светланы Ганжиной, по сравнению с температурой в коридорах, тепло. Но никаких обогревательных приборов не видно.
– Сегодня батареи немного нагрелись. Можете даже потрогать. Мы не переживаем, такие внепланове каникулы не сильно скажутся на учебном процессе. Каждый классный руководитель либо учитель-предметник выкладывает на сайт домашние задания. Дети их выполняют. Особенный упор делаем на девятый, одиннадцатый классы. Ребята усердно занимаются через сайт школы. Что касается начальных классов, то родители сами звонят педагогам и узнают задания, которые необходимо выполнить. Надеемся, что в ближайшие дни школа начнет работать полноценно.
Похожая картина и в расположенном рядом детском саду "Солнышко". Центральный вход его, правда, оказался закрыт. Но, увидев постороннего человека, воспитатели показали мне через стеклянную дверь, что нужно попытать счастье через черный ход, где нас уже встречала заведующая.
– Здравствуйте, проходите, пожалуйста, – улыбаясь, поприветствовала Алена Кокова и повела в свой кабинет, где на видном месте стоял обогреватель. – В группах температура до нормы сильно не дотягивает. Некомфортно.
Как оказалось, детки сидят дома еще с 9 февраля. До этого, когда на улице стояли лютые морозы, в садике работали так называемые "дежурные" группы. Но после очередной аварии на котельной температура резко упала и, несмотря на все усилия, так и не поднялась.
– Сегодня утром мы приняли четырех детей, – по пути в одну из пустующих групп сказала Алена. – Родители знают, что у нас очень холодно. Но там просто безвыходная ситуация.
Два одеяла —
это мало
Следующими объектами, куда наведался "ШАНС", оказались городская больница и поликлиника.
То, что в больницу люди в последние дни не ходят, стало ясно по тому, что снег на ступеньках у центрального входа был практически не утоптан. Внутри — тишина, пустые скамейки и полное отсутствие людей. Единственная, кого мы встретили, была гардеробщица Татьяна:
– Поверьте мне, народу мало. Даже можете не смотреть. Больные посещают процедуры и уходят домой. Те, кто лежит здесь, приносят из дома обогреватели. Так и напишите: тяжелое положение у нас.
Для сравнения, в поликлинике было людно. Намного. Даже на втором этаже в приемной главного врача были разъяренные посетители. Пока они пытались криком воздействовать на присутствующих медиков, заместитель главного врача по лечебной работе Наталья Евсюкова без лишних слов согласилась рассказать о том, как лечебное учреждение справляется с холодом.
– Мы с заведующим ежедневно пересматриваем всех пациентов. Выздоравливающих переводим на амбулаторно-поликлиническое долечивание. В настоящее время приостановлена плановая госпитализация. Но, несмотря на это, всем оказывается помощь. Всех больных, находящихся в стационаре, мы сконцентрировали в несколько палат, чтобы теплее было. В каждой — обогревательные приборы. Нуждающимся выдаем по второму одеялу. Температурный режим контролируется каждый час. По последним данным, сейчас в коридорах от 9 до 13, в палатах с обогревателями — не ниже 18 градусов. В ночь с 13 на 14 февраля в учреждении ночевало 25 человек. Кстати, за последние часы батареи стали немного теплее.
Табличку видели?
Встретиться с мэром города Александром Жуковым никак не удавалось. Он, словно неуловимый, появлялся в своем кабинете, когда мы покидали администрацию, и исчезал оттуда, когда заезжали вновь. Так было три раза. В итоге, потеряв всякую надежду на встречу, было решено отправится в "святую святых" – несчастную городскую котельную.
На территории одного из главных отопительных центров Сорска было нелюдно. Два человека в фирменной одежде с надписью "Хакресводоканал" пытались завести какой-то генератор. А неподалеку от них гусеничный трактор бороздил угольные просторы.
– Здравствуйте. А не подскажете, где найти начальство, – обращаюсь к одному из работников.
– Вот оно, – неохотно проговорил мужчина и указал на стоящего рядом коллегу, который в этот момент разговаривал по телефону.
Положив трубку, гражданин представился:
– Николай Подавай, главный специалист по ГО и ЧС "Хакресводоканала".
Выслушав цель визита, он, достав из кармана сложенный в несколько раз тетрадный листок, принялся докладывать последние новости:
– Значит, на котельной обстановка такая — вчера (13 февраля — прим. ред.) два котла работали. Третий запустили в 23.30. Пошла температура: 50-60 градусов. Вскоре она поднялась до 74. При температуре на улице в минус восемь, как было накануне, по норме должны давать 67 градусов. А мы давали 74! Так было до часов восьми утра, когда температура упала до 60. Вскоре один котел лопнул по сварке. Когда он остынет, его начнут заново варить. В настоящее время работают два котла. Через несколько часов будем пробовать запускать котел номер четыре.
– А если не получится? – не могла не поинтересоваться я.
– Получится! Он надежный. Сейчас держим температуру примерно 62 градуса на выходе — немного ниже нормы. На улице, как видите, тепло. Но дома, конечно, остыли. Недавно был здесь МЧС, Фирсов и Жуков. Они сказали, что город живет обычной жизнью, а режим повышенной готовности снят. Все спокойно. Здесь задействовано много абаканских специалистов: 16 человек от "СибУС", четыре – от "Монтажсервис", столько же – еще в пути. А еще четыре специалиста – от "Промстрой". Итого — 28, не считая местных.
На мое репортерское счастье, попасть внутрь котельной труда не составило. В невероятно темном помещении мелькали туда-сюда несколько десятков человек. Всюду грязь, копоть, вода... Вместо стекол — натянутая полиэтиленовая пленка. С потолка лианами свисают провода. Одним словом — жуть! Если бы в Хакасии снимали фильм "Сталкер", то это было бы самое удачное место для съемок.
– Что вы здесь делаете? Кто вас сюда пустил? – неожиданно одернул меня мужчина в форменной одежде "Хакресводоканала". – А ну-ка пойдемте отсюда. Вы видели табличку: "Посторонним вход запрещен"? Вы даже умудрились зайти не с центрального входа.
Спустя несколько минут работник (а им оказался не кто иной, как первый заместитель "Хакресводоканала" Анатолий Безлепкин) сменил гнев на милость.
– Основные причины аварий на этой котельной — старое оборудование, – констатировал Анатолий. – Если бы вы зашли с другой стороны, то увидели бы надпись – "1968 год". За последние много лет ремонтировались только основные детали, то есть трубные части котлов. Возможностей подлатать остальное у предприятия, ранее эксплуатировавшее этот объект (муниципальное предприятие Сорска), не хватало. Прогнозы на будущее делать не буду. Неблагодарное это дело. Сегодня мы пытаемся нагреть жилой фонд, который остужен чередой мелких аварий. В результате последнего крупного инцидента (11 февраля) на котельной поплавилась проводка. Причина? 1968 год. Лично я здесь нахожусь уже третий день. Сколько еще пробуду — неизвестно.
Ждите — не ждите
Напоследок было решено еще раз попытаться встретиться с главой Сорска. К счастью, он оказался на месте.
Секретарь, подробно расспросив о цели визита, попросила подождать. Спустя минут 15 она сообщила: "Александр Аркадьевич пока не может вас принять. Занят".
Мы – люди не гордые, поэтому решили подождать его еще. Вдруг удача повернется к нам лицом?!
Через какое-то время специалист по ГО и ЧС Наталья Арискина сообщила, что Жуков никаких комментариев давать не будет. А всю последнюю информацию он рассказал журналистам на состоявшейся накануне в Абакане пресс-конференции. По всем остальным вопросам чиновница предложила обратиться в пресс-службу "Хакресводоканала".
Что ж, не повезло. Вот только кому?
P.S.: Когда уже верстался номер, из Сорска поступила информация о том, что 15 января на городской котельной вышел из строя котел номер один.