Сказать, что порт имеет для Бердянска стратегическое значение, – это практически ничего не сказать. Так уж сложилось исторически и экономически, что состояние дел в порту определяло состояние дел в городе. Бердянцев всегда интересовало, чем и как живет предприятие, что нередко порождало массу как достоверных новостей, так и просто слухов и домыслов. Самые «свежие» на сегодняшний день мы попросили прокомментировать начальника порта Владимира Пикинера.
Начальник Бердянского морского торгового порта Владимир Пикинер:
«К следующему курортному сезону порт будет иметь совершенно другой вид»
О делах насущных…
– Даже с учетом трудной ледовой обстановки в январе-феврале нынешний год для Бердянского морского торгового порта складывается очень удачно. Последний раз такие объемы переработки грузов наблюдались аж в 1991 году.
Немного хуже для нас прошла вторая половина августа. Но все равно, даже по сравнению с прошлым годом, показатели существенно улучшились по всем категориям.
Впереди зима. Как вы знаете, в этом плане трудно что-то прогнозировать. Если бы у нас было шесть миллионов евро – мы бы, не задумываясь, купили ледокольный буксир. Но понятно, что об этом нам пока можно только мечтать. Даже если мы купим буксир, то потом всю жизнь будем работать на банк. На государство надежды, прямо скажем, нет. Так что будем решать эти проблемы по мере их поступления.
Правительство периодически помогает…
– С первого сентября правительство повысило расценки на услуги портов на 42 процента. Это в какой-то мере помогло нам сопоставить затраты и прибыль. Хотя, замечу, что и такое повышение недостаточное. В целом, ситуация в Украине относительно портов остается удивительной: сырье мы должны покупать по рыночным ценам, наши же услуги предоставляются по фиксированным тарифам, навязанным сверху.
Меня очень порадовало, что по последнему варианту закона «О портах» ни одна из комиссий не высказала претензий. Этот закон далеко не идеален, но он нам нужен, как воздух. Поэтому, если депутаты примут его в первом чтении, то это даст возможность портам планомерно развиваться.
О сокращениях…
– Сейчас в порту работают 1740 человек. Средняя заработная плата – 2134 гривни. Мы постепенно сокращаем кадровый состав. И будем это делать, пока количество персонала не станет оптимальным. Это непопулярные действия, которые мне самому доставляют большую головную боль и массу отрицательных эмоций. Но это законы бизнеса. От них не уйти.
Я недавно был в турецком Измире. В их порту, который гораздо мощнее Бердянского, работает 700 человек. У начальника порта нет даже секретаря. Зарплаты – в несколько раз больше наших.
Численность людей на предприятиях должна определяться экономическим расчетами. Меняются технологии, идет более глубокая специализация. Сокращение неизбежно. А те, кто работают, должны получать хорошие деньги, иметь полный социальный пакет и гарантии. Хочешь, не хочешь, но мы все к этому придем.
О сотрудничестве с местными предприятиями…
– Порт не существует сам по себе. Наш Бизнес определяет сотрудничество с предприятиями, которые находятся вокруг нас. И здесь очень важным моментом является взаимодействие с представителями нашего города. У порта даже есть специальная программа развития отношений с большими и малыми предприятиями Бердянска.
То есть, мы сотрудничаем со всеми, кто в этом заинтересован. Просто вполне естественно, что общественную огласку получают самые крупные проекты.
В течение 2008-2009 годов мы планируем потратить на программу по улучшению экологической составляющей нашего производства около двух миллионов долларов. Полностью изменится технология переработки навалочных грузов. Это позволит резко сократить пылевыделение, что очень важно для нас, важно для города и горожан.
Лично для меня очень приятно, что тендер выиграл наш завод ЖБК. Кстати, их это заставит наладить совершенно новое производство. Конструкции к нам уже поступают, устанавливать их начнем примерно через месяц-полтора. К следующему курортному сезону все будет завершено. И поверьте, даже визуально порт будет иметь совершенно другой вид.
Мы также продолжаем сотрудничество с «АЗМОЛом» в плане строительства нефтяного трубопровода. Я допускаю, что по этому поводу были и будут различные мнения со стороны жителей. Мол, как это: город-курорт – и рядом нефтепродукты. Но хочу заверить, что технология будет соблюдена такая, что экологический вред акватории будет практически исключен. Почти две трети стоимости этого проекта составляет надежность. А защита от утечки вполне сопоставима с той, которая используется на атомных электростанциях
О Геническом порте…
– От Генического порта нам избавиться не удалось. Какое-то время мы старались не выполнять постановление, потом хотели доказать, что лучше бы Генический порт присоединили к Херсонскому, но все осталось на своих местах.
Я понимаю смысл таких решений со стороны правительства. Малым портам выжить очень тяжело. Но для нас это дополнительные нагрузки.
Мы вкладываем туда свои деньги. Генический порт на сегодняшний день не имеет долгов ни по зарплате, ни в бюджет, ни в пенсионный фонд.
Стоит отметить, что нас там очень здорово поддерживает местная власть. Так что надеемся, в будущем это сотрудничество станет взаимовыгодным.
О социальной сфере…
– Когда нам утверждают финансовый план, то вопросы социальной защиты вообще не принимают во внимание. А это стоит нам денег, и притом – немалых.
У порта есть детский сад, общежитие, поликлиника и база отдыха «Моряк». Только последний объект не является убыточным. Все остальное приносит нам только финансовые потери. Тем не менее, с учетом сложившейся в городе демографической ситуации, мы не откажемся от детского садика. Возможно, будет принято решение, что те, кто не работают в порту, будут платить за содержание детей больше наших сотрудников.
Поликлинику мы тоже оставляем. Мое мнение, что город ее содержать не будет.
А вот с общежитиями сложнее. Дело в том, что там все меньше живет непосредственно работников порта. Некоторые злостно не платят. И в условиях нашего законодательства мы не можем забрать эти деньги. Вполне возможно, что мы откажемся от общежитий. Этот вопрос будет решаться на следующей профсоюзной конференции.
О морском вокзале…
– Периодически возникают эти вопросы. Но тут все упирается в экономику. Проезд по морю будет стоить в три-четыре раза дороже, чем на поезде. Наши люди не обладают такими финансовыми возможностями и, наверное, мышлением, чтобы платить такие суммы. Поэтому, если мы и вернемся к пассажироперевозкам, то это будет нескоро.
В этом плане очень красноречивым является тот факт, что в этом году мы потеряли деньги на теплоходе «Генерал Кунгурцев». Люди не захотели платить девять гривень за поездку. Говорили, дорого. И это при том, что пять минут на машинках в луна-парке стоили то ли 10, то ли 15 гривень, а народу там было хоть отбавляй..
Возможно, здесь есть вопросы и к сотрудникам нашей службы, которые не смогли преподнести это на должном уровне. Но факт остается фактом – с морвокзалом придется повременить.