«Я болею за свой город Бердянск и хочу, чтобы он был привлекателен для всех»
1 октября пенсионеры всего мира отметили свой, так сказать, «профессиональный» праздник – День пожилых людей. Этот праздник смело можно назвать днём бабушек и дедушек. Именно благодаря им мы пришли в этот мир. Согласно данным мировой статистики, наше общество неизбежно стареет. Так, в 2002 году на десять человек приходился один шестидесятилетний, а к 2050 году это соотношение будет составлять уже один на пятерых. Ожидается, что к 2150 году население мира постареет на треть.
Старение человечества является крупной проблемой современности, требует переоценки роли пожилых людей и, как следствие, коренного изменения отношения к ним. Обычно пожилыми людьми принято называть тех, кто достиг пенсионного возраста. После выхода на пенсию в большинстве случаев жизнь человека кардинально меняется. Люди остаются без любимой работы, сужается круг их общения. Кто-то испытывает колоссальный стресс и, как следствие, впадает в депрессию. А некоторые стараются в сложившейся ситуации найти массу приятных моментов. Не только не выпасть из жизненного круговорота, а наоборот, стать еще более активным членом общества. С одним из таких бердянских пенсионеров мы и решили побеседовать.
Иван Федорович Петренко родился в Воронежской области, но, как утверждает сам, предками его были запорожцы. Может быть, кто-то из его пращуров варил кулиш в Запорожской Сечи и ходил воевать с султанами. Как бы то ни было, а родные места звали и манили. Судьба же решила подыграть молодому человеку, и после окончания Новочеркасского политехнического института в 1955 году Иван Федорович получил направление на свою историческую родину. Так молодой инженер Петренко оказался в Бердянске.
– Иван Федорович, а с чего Вы решили, что Ваши предки именно из наших мест?
– Слишком много в Воронежской области было таврических поселений, я сам там родился, да и фамилия моя украинская. А когда я приехал в Бердянск, то выяснилось, что Петренков здесь очень много. Ну я и решил покопаться. Прямых родственников не нашел, однако понял, что корни мои именно из Таврии.
– Куда Вас распределили после окончания института?
– На Первомайский завод. И проработал я на нем 48 лет.
– Что, все 48 лет проработали на одном производстве?
– На одном. За это время он для меня стал родным. Я, наверное, отношусь к редкому экземпляру людей, которым больше 80 и они почти пятьдесят лет проработали на одном месте, да к тому же до сих пор живы. (Смеется).
– А Вы на завод кем пришли?
– Трудовую деятельнсоть на заводе начал мастером ремонтно-механического цеха (РМЦ), затем механиком литейного и сварочно-сборочного цехов. В начале 60-годов стал начальником ремонтно-монтажного цеха. Именно опыт работы начальником РМЦ, механиком цеха подготовили меня на должность главного механика завода. Главным механиком я проработал 8 лет, а затем 8 лет заместителем главного инженера. Затем я работал в должности зам. генерального директора по сельскому хозяйству. Так что послужной список у меня большой, синяков было достаточно.
– А по поводу синяков можно как-то поподробней?
– Ну, здесь я несколько утрировал. Но в должности начальника РМЦ и главного механика для меня не было ни выходных, ни праздников. Именно в эти дни велась подготовка к неотложному ремонту оборудования. Чтобы завод работал бесперебойно. Возьмем должность зам. главного инженера. Все, что вы видите на заводе: здания, сооружения, всевозможное оборудование в цехах, служба главного механика, гл. энергетика, РМЦ, энергоцех, строительный цех, кабельный – все это замыкалось на должности зам. главного инженера. Все должно быть в рабочем состоянии и обеспечивать выполнение государственного плана. Бывало всякое. И крупные аварии, и пожары, и смертельные случаи. Отметины или рубцы где-то оставались.
Я очень ответственно относился к своим служебным обязанностям. Слов на ветер не бросал. И это сторицей окупалось для меня. Мне верили, мне доверяли, и я это очень ценил. Еще в бытность начальником РМЦ мне настоятельно предлагали работу инструктором горкома партии. Но я уже себя вне завода не представлял.
Будучи зам. главного инженера, я 8 лет был неосвобожденным зам. секретаря парткома завода по Народному контролю.
– Вы работали с Вержиковским?
– Работал и с В. П. Вержиковским, и с Н. И. Моринцем Они возглавляли Народный контроль города, а я – завода. Но у нас до штрафных санкций или освобождения от занимаемой должности за хозяйственные нарушения не доходило. Меня начальники цехов, отделов понимали и как зам. гл. инженера, и как председателя Народного контроля. А республиканский комитет Народного контроля изучал и распространял опыт работы Народного контроля Первомайского завода.
– Простите, а что это за должность – заместитель генерального директора по сельскому хозяйству?
– По решению Совмина СССР союзные министерства обязывались на крупных заводах ввести должность зам. директора по сельскому хозяйству и организовывать подсобные хозяйства. Почему выбор пал именно на меня? Дело в том, что я, будучи зам. гл. инженера, возглавлял шефскую помощь колхозам, которые закреплялись за заводом горкомом партии. Поэтому я был более других приближен к этой проблеме. Дело в том, что на Украине для этих целей земельных угодий не выделялось, а предлагалось использовать неугодья, пустующие фермы, делать совместные с колхозом проекты долевого участия в производстве селхозпродукции. И мы остановились на подшефном нам колхозе «Перемога» в Успеновке, где нам разрешили использовать пустующую ферму и неиспользованные три пруда.
Завод отремонтировал ферму под выращивание уток, закупил малька-толстолобика и зарыбил три пруда. Закупили и 150 пчелиных ульев. В итоге мы ежегодно продавали заводчанам более 3-х тыс. уток, десятки тонн рыбы и около 2-х тонн меда. Певомайцы были очень довольны нашей продукцией и уровнем цен. С развалом колхозов и заводов все это прекратило существование. На других заводах Бердянска эта директива не практиковалась.
– Эпоха развала практически совпала с Вашим уходом на пенсию, как Вы, прожив такую яркую, наполненную всякими событиями жизнь, пережили те времен?
– Вы знаете, я до сих пор не могу пройти завод по улица Коммунаров, теперь уже сквозной. Пытался дважды пройти завод, но как увижу свой цех, здание отдела главного механика, разрушенные цеха – душа заболит, сердце частит, и я возвращаюсь. В этом меня многие поймут. Часто снится завод живой, действующий, с дорогими для меня сотрудниками. Пусть так и будет.
– Иван Федорович, но ведь жизнь продолжается, и все понимали, что трудные времена проходят, а сильные люди остаются
– Вы правы. Я вспоминаю, какое было трудное время. В это время меня избрали председателем совета ветеранов завода. На учете было более 2500 человек. Я знал и видел, что многие ветераны голодают. В это время завода как такового уже не было, а были организованы дочерние предприятия. Среди этих руководителей были и мои воспитанники, и коллеги по работе. Как уважительно они относились к моим просьбам помочь ветеранам. Отказов не было. Делились бартером. Мы тоннами завозили продукты питания: крупу, муку, картофель, масло подсолнечное. Проблемы это не решало, но это была большая помощь для ветеранов. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. И я задумался, как разнообразить работу, чтобы у ветеранов и праздники были. И я обратился к совету ветеранов, к ветеранам эстрады Н. Карасеву и Л. Кабанцову с предложением создать в организации художественную самодеятельность. Меня поддержали. Быть художественным руководителем дал согласие музыкант-профессионал Ю. Н. Слятин. Тема эта для меня была близка, т. к. в институте занимался в художественной самодеятельности. В начале для участия в концертах я приглашал со стороны известных в городе эстрадных певцов из педуниверситета, Э. Аркдта, Яну Калайтан, ныне заслуженную артистку Украины и др. Но вскоре мы стали самодостаточными, к нам пришли любители эстрады. Так у нас организовался ансамбль песни «Ветеран». Привнес авторитет ансамблю и приход М. Ф. Кривошей, бывшего редактора «Південної зорі». Своим прекрасным голосом он подарил много прекрасных мгновений зрителю. И вот уже 16 лет живет и здравствует наш ансамбль, радуя зрителей на праздник Победы, в День города, в День защитника Отечества и др. После развала завода, чтобы сохранить ансамбль, его перевели под учредительство Городского совета ветеранов (ныне художественным руководителем является известный в городе музыкант С. В. Коваленко). Я уже в ансамбле не участвую и не опекаю его, т. к. по «уважительной» причине не в одночасье лишился певчего голоса. Но я горжусь тем, что мне удавалось сделать для ветеранов такое доброе дело.
– Иван Федорович, Вы всю трудовую жизнь были коммунистом, неужели, глядя на то, что происходит в стране, Вы ни разу не изменяли своих убеждений, не было соблазна поменять цвет?
– Не было никогда. Я и сейчас состою на учете в парторганизации. У меня на этот счет аргументированные убеждения. Советская власть начала строить новую жизнь с чистого листа. Всех посадили учиться, стране были нужны грамотные кадры. Все были трудоустроены. Строили школы, детские садики, дома культуры, жилье – все для народа. Весь мир удивляли темпами роста экономики. За 20 лет после гражданской войны было построено экономически мощное государство, которое не смогли победить капиталистические страны. Народ защитил свою власть.
Да, жили мы не в роскоши. Мы вынуждены были содержать огромную армию, каждый третий работал на оборонную промышленность. А сколько строили! И все для людей. Это было социально справедливое государство. А сейчас? Ни армии, ни оборонки, ни строительства заводов, жилья. И отовсюду всякий секонд хенд. Специалисты после вузов – лоточники или уезжают за границу. Сравните, что сделали за 20 лет предвоенных и что сделали за 20 лет после развала Союза?
– Иван Федорович, а какими Вам видятся кандидаты-мажоритарщики?
– Что могу сказать. Большинство из них я не знаю. Поэтому и обсуждать не берусь. Баранова знаю. Что могу о нем сказать? Его дела лучше всего скажут о нем. Его заражающий пример по реконструкции города уже не остановить. Он знает, что надо делать и как организовывать выполнение. Здесь я нового ничего не сказал. Это всем известно. Еще будучи мэром города, он уже был на слуху у всех в Украине. Во всяком случае, его знали все мэры городов: симпозиумы, семинары, обмен опытом и т. д.
И став депутатом Верховной Рады он уже был на слуху, узнаваем, вхож в министерские кабинеты и к самому премьер-министру.
Дело в том, что из 450 депутатов мы знаем десятка два чудаков, десятка два должностных и влиятельных депутатов. Остальных мы не знаем. Им и не суждено видеть порог руководителя Кабинета Министров. Этим я не хочу сказать, что они плохие, но таковы реалии.
Надо видеть государственный подход Баранова к проблемам Бердянска. Бердянск – город-курорт государственного значения, который очень отстал в своем развитии. И если Бердянск будет успешно развиваться как город-курорт, то выиграют не только бердянцы, а все граждане Украины. Сколько едут к нам лечиться или на отдых! Им всем нужен благоустроенный город-курорт.
А вот что меня удивило в ходе нынешней выборной кампании. Все кандидаты в депутаты одержимы сделать нэньку Украину процветающей, а город Бердянск самым благоустроенным, привлекательным. Значит, вы все – единомышленники, братья-патриоты. И вас, кандидатов, если можно так сказать, объединяет единая национальная и общегородская идея. Если так, то вам и Бог велел собраться вместе и обсудить, какими путями решать эти благородные цели. Но не случилось. Не пришли на дебаты. Налицо лукавство.
– Иван Федорович, я смотрю Вы четко следите за всем, что происходит в городе. Несмотря на Ваш возраст, Вы находитесь в гуще событий…
– А как же. Я болею за свой город Бердянск и хочу, чтобы он был привлекателен для всех. И конечно же, для моих внуков и правнуков. Я люблю свою семью и радуюсь их успехам. Жизнь прожита не зря. А Вам спасибо, что пригласили пообщаться и поразмышлять. Автор: София МОН По материалам сайта http://vesvladivostok.ru