У финансового контроля &mdash стратегические задачи
У финансового контроля &mdash стратегические задачи
Интервью с председателем контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Людмилой Желтовой.
- Контрольно-счетная палата была создана 12 лет назад. Почему же в этом году она отмечает 10-летний юбилей?
- Дело в том, что создание контрольно-счетной палаты и начало ее фактической деятельности не совпадают по времени. Чтобы прояснить этот момент, напомню историю. Создание контрольно-счетных палат в субъектах Российской Федерации началось в 1994 году. Первопроходцем оказалась Москва, которую активно поддержали другие субъекты РФ. В нашем регионе попытка создания контрольно-счетной палаты приходится на 1996 год. Депутатами Законодательного Собрания Тверской области был принят соответствующий закон. Однако на его основе не удалось в полной мере сформировать действенный контрольный орган. И 30 июля 1998 года депутаты Законодательного Собрания, отменив предыдущий, приняли новый закон «О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Тверской области», который действует и сегодня по мере необходимости претерпевая изменения. Поэтому отсчет фактической деятельности контрольно-счетной палаты мы ведем с момента принятия закона в июле 1998 года.
Работу контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области я возглавила с 2006 года, имея за плечами достаточный опыт финансово-экономической, контрольно-фискальной и руководящей работы: свыше десяти лет работы в налоговых органах, около четырех лет руководства Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству в Тверской области. Могу с уверенностью сказать, что благодаря усилиям всех сотрудников деятельность палаты постоянно совершенствуется. По мере становления новых задач меняются методы работы, приоритетность направлений финансового контроля. Нарабатывается опыт, накапливаются необходимые знания, растет авторитет и значимость контрольно-счетной палаты. На сегодняшний день создана четкая система финансового контроля, обеспечивающая прозрачность финансовых потоков региона.
- В чем же заключается работа контрольно-счетной палаты? Как она организована?
- Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за бюджетным процессом, за исполнением областного бюджета, готовит заключения на проекты законов Тверской области об областном бюджете, проводит комплексные и тематические проверки по отдельным разделам и статьям областного бюджета и внебюджетных фондов (Тверского территориального фонда ОМС), т.е. осуществляет внешний по отношению к исполнительной власти области финансовый контроль. КСП определяет оценку эффективности и целесообразности расходования средств областного бюджета, собственности и имущества Тверской области, проводит экспертизу проектов региональных целевых программ, на финансирование которых используются средства бюджета Тверской области, внебюджетных фондов. Установлен постоянный контроль за реализацией приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области на постоянной основе начиная с 2001 года взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, членом которой палата является. КСП принимает участие в совершенствовании законодательства в сфере бюджетного процесса и бюджетного устройства, государственного и муниципального контроля, в разработке и внедрении единой системы контроля за исполнением бюджетов всех уровней.
- Сегодня финансовым контролем занимаются самые разные ведомства. Существует ли между ними координация в работе ?
- Проблема недостатка координации органов финансового контроля, которые зачастую дублируют друг друга, является актуальной на сегодняшний день. Проблема активно обсуждалась на совещании: «Роль контрольно-счетных органов в реализации стратегий развития регионов (на примере Центрального федерального округа)», прошедшем 28 мая в Тверской области. Создание действенной системы финансового контроля в конечном итоге наша общая задача. В последние годы значительно активизировалась работа по организации взаимодействия с исполнительными органами власти. Контрольно-счетной палатой заключены соглашения о сотрудничестве с прокуратурой Тверской области, УВД по Тверской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Постоянный обмен информацией, планирование и проведение скоординированных мероприятий помогают предупреждать и пресекать правонарушения, связанные с незаконным использованием средств областного бюджета Тверской области и бюджета Тверского территориального фонда ОМС, уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей.
- Какие перспективы существуют в развитии государственного финансового контроля в Тверской области?
- Руководство страны и региона уделяет сегодня значительное внимание таким вещам, как долгосрочное стратегическое финансовое и налоговое планирование. Для контроля над выполнением долгосрочных задач государства контрольно-счетные органы на протяжении нескольких лет ведут работу по созданию единой системы сквозного контроля над реализацией стратегически значимых проектов социально-экономического развития России. Эта система, включающая в себя применение стратегического аудита, финансового аудита и аудита эффективности, позволяет органам внешнего государственного и муниципального контроля охватить весь цикл использования бюджетных средств - от разработки проекта до получения конечного результата. В настоящее время Счетная палата России активно готовится к внедрению одной из составляющих системы сквозного контроля - стратегического аудита, который предполагает экспертизу достижения стратегических целей, поставленных высшим руководством страны. Мы готовы подключиться к этой работе. Контрольно-счетная палата планирует расширить масштабы экспертно-аналитической работы, при этом не ограничиваться отдельными контрольно-ревизионными мероприятиями, а проводить глубокий системный анализ особо острых проблем социально-экономического развития региона, проводить экспертизу отраслей, давать оценку эффективности и получению конечных результатов. Нам предстоит сформировать соответствующую правовую базу, отработать методологию проведения контрольных мероприятий, обучить кадры и освоить новые методы контрольно-ревизионной деятельности.
Наметить планы работы и подойти к решению существующих проблем позволило прошедшее 28 мая совещание руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации. Кстати, на этом совещании работа КСП была высоко оценена губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным и председателем Законодательного Собрания Тверской области Андреем Епишиным.