Этот случай тоже уже обсуждался в прессе. Предыстория его такова: житель поселка Балыкса Владимир Хорошовцев однажды решил разводить свиней. Не столько оттого, что животные эти были ему симпатичны, сколько из соображений целесообразности – семью кормить надо, деньги каким-то образом зарабатывать. Работы в поселке нет и не предвиделось, а в городе их никто не ждал.
Одним словом, купили Хорошовцевы поросят, вырастили, дождались потомства, начали потихоньку забивать скотину, продавать мясо, делать фарш. Морозильные лари купили, торговый павильончик соорудили тут же, около дома. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Образовался у семьи Хорошовцевых, таким образом, настоящий бизнес.
Свое дело
Выгодное это оказалось занятие – свиноферма. Вот на семейном совете и решили стать фермерами. Родители молодежь поддержали, и принялись все дружно за работу. Сначала потребовалось оформить документы о предпринимательстве и зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство. Параллельно обратились в местную администрацию с заявлением предоставить земельный участок в аренду. Хорошовцевым предложили три варианта на выбор. Заброшенный леспромхоз в тайге отпал сразу – зимой не доберешься! Приглянулся участок на окраине поселка – дорогу зимой чистят, значит, корма завозить проще, да и из дома добираться недалеко. Сложили из шпалы теплый загон. Тут и начались неприятности. Если соседей с улицы Таежной свиньи Хорошовцевых не беспокоили, то на Ключевой расшумелись не на шутку.
– Не нужны, – говорят, – нам тут свиньи. Будут мухи, крысы, запахи. Разбирайте свое строительство, а то мы его сожжем!
– Позвольте, – не согласились Хорошовцевы, – какие мухи-крысы-запахи? Вы посмотрите, на каком расстоянии строимся. До вас ни одна муха не долетит!
– Долетит, – не унимаются соседи. – А еще ручей, из которого мы воду берем, мимо вас протекает, вы его будете засорять своими отходами.
– Да свинарник ниже от вас по течению строится, и засорять ручей никто не собирается. Неужели мы в этот ручеек будем навоз валить, когда вокруг – тайга без конца и края, а в двух шагах – свалка?!
В общем, конструктивно договориться не удалось. Недовольные соседи начали писать в инстанции жалобы. Из зависти или из вредности – ни Хорошовцевым, ни местной администрации было не понятно.
Как в Балыксе навели, наконец, порядок
Первым делом соседи обратились в газету. После чего к проблеме подключилась прокуратура республики. Жалобу на незаконное строительство свинарника рядом с источником питьевой воды проверяла по подведомственности прокуратура Аскизского района. В результате выяснилось, что не только документы на строительство свинарника еще не оформлены должным образом, но и качество питьевой воды для населения оставляет желать лучшего. После такой всесторонней проверки в районный суд прокуратурой Аскизского района было направлено сразу три исковых заявления. Одно – непосредственно к главе КФК Владимиру Хорошовцеву об обязании получения соответствующего заключения для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Два других – к администрации муниципального образования Балыксинский сельсовет "об обязании получения необходимых документов с целью надлежащего обеспечения населения питьевой водой".
За использование земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов без правоустанавливающих документов, предприниматель был оштрафован на 1500 рублей. А Балыксинский сельсовет на Ключевой улице установил для сельчан новенькую колонку.
И это только начало преобразований. В дальнейшем предприниматель обязан будет оформить экспертное заключение на проектную документацию для обоснования санитарно-защитных зон и мероприятий на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон ручья, расположенного вдоль улицы Ключевой поселка Балыкса, и экспертного заключения о возможности использования земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
В свою очередь администрации МО "Балыксинский сельсовет" необходимо получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи подземной воды, разработать проект зоны санитарной охраны ручья по улице Ключевой, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии воды, потребляемой балыксинцами, санитарным правилам.
Одним словом, не было бы счастья...
Вдали от дорог
Описанные выше события разворачивались в поселке начиная с декабря прошлого года. Как там сейчас обстоят дела, наш корреспондент решил узнать лично.
На автомобиле дорога до Балыксы занимает четыре часа. Это 250 километров пути, из которых 80 – по гравийной дороге. Асфальт заканчивается за поселком Бирикчуль, после него дорога идет по тайге через перевал Аян, дальше развилка на Бискамжу и Вершину Теи, а за марсианскими пейзажами Тейского рудника еще километров 40 по гравийке. На этом участке из тайги выходят дикие звери, скачут по деревьям белки, вдали нет-нет, да мелькнет лисица, а вот за горой и цель нашей поездки – поселок Балыкса. Здесь автомобильная трасса заканчивается. Совсем. Дальше в тайгу только поезда ходят.
Поселок известен с 1848 года. В те давние годы нашли тут сибирские золотопромышленники золото. В 1958 году через поселок прошла железнодорожная ветка Новокузнецк – Абакан. Дороги с тех пор там, кажется, не ремонтировались. Сейчас в поселке много брошенных домов с заколоченными окнами. В центральной части – по 4-5 магазинов на улицу. В них все значительно дороже, чем в городе, а товар отпускают под запись. Наличные расчеты откладываются до момента, когда покупатель сам продаст пару ведер опят на станции или сдаст куль орехов.
Когда мы с Хорошовцевыми возвращались со стройки, около ухоженного домика одной из яростных противниц свинарника сидели мужички и чего-то ждали. Через пару секунд из-за забора показалась рука с емкостью. Бутыль мужички приняли и не спеша удалились.
Такие вот картинки неспешной поселковой жизни пришлось понаблюдать во время прогулки по поселку. Тем неожиданней в этом потребительском средневековье выглядит принципиальная позиция правоохранительных органов к экологии в отношении содержания свиней и лицензирования забора питьевой воды. Ведь чего в Балыксе действительно навалом – так это экологии и чистого воздуха. С прочими благами – напряженка.
Теперь на улице Ключевой для обеспечения населения питьевой водой, как мы уже писали, установлена колонка, а владельцу свинарника выдан на руки "Акт выбора земельного участка".
Когда Владимир Хорошовцев подпишет документ в Роспотребнадзоре и прочих надзорных органах Аскизского района, он сможет продолжить свое затянувшееся строительство. Правда, существует тут еще одна неувязка, которая может застопорить согласование документации – отнести стройку чуть подальше невозможно: она и так у самой тайги. А в пределах ста метров от выделенного Хорошовцеву участка – частные домики. Заброшенные, правда, с покосившимися заборами и заколоченными окнами, но для чиновника – это жилье, а сто метров – это норма. Как выкрутятся?..
Во всяком случае пока еще не фермер Владимир Хорошовцев нашел себе работу в РЖД – железная дорога в Балыксе функционирует, и на сегодняшний момент это, пожалуй, единственное предприятие в поселке, где требуются рабочие руки. Может, оно и к лучшему: фермерское хозяйство – это ведь совсем другие объемы производства, другие налоги и другие затраты. Балыкса, как мы уже упоминали, – достаточно удаленный от райцентра поселок, мешок комбикорма с доставкой сюда обходится в 450 рублей. Согласитесь, дороговато. А еще надо подумать о том, на чем возить мясо на рынок, где его хранить, как обеспечить молодняку надлежащее ветеринарное обслуживание...
Так что если даже на первый взгляд фермерство и свиноводство в этом удаленном от всех благ цивилизации уголке представляется рентабельным, то если как следует все посчитать, затея окажется убыточной. Другое дело, что упертость наших сограждан творит порой и не такие чудеса. В бизнесмены и фермеры слабаки не идут. На этом поприще есть место только для настоящих героев, способных находить компромиссы там, где их быть не может, и годами балансировать на грани добра и зла (или безденежья и беззакония), но это уже тема для другого материала.
Не исключено, что своевременное трудоустройство на железную дорогу не состоявшегося главы фермерского хозяйства – наиболее приемлемый для него выход из создавшейся ситуации. Так что пожелаем нашему балыксинскому герою удачи...
И еще немного про зависть
Что же касается правил содержания сельскохозяйственных животных на селе, то тут законодательство еще более витиевато, нежели в нашей урбанистической действительности. Если подавляющее большинство горожан все-таки предпочитает ограничиваться содержанием на своей территории котов и канареек, то сельчане привыкли вести личное подсобное хозяйство. Со всеми его составляющими – крупным рогатым скотом, овцами, козами, свиньями, курами, утками и прочей живностью. Для этого в окрестностях сельских поселений есть покосы, пастбища, дороги к водопою. Все это существует годами и используется жителями совместно без особых усилий и распрей. Так заведено.
Разногласия возникают, когда в эту "экосистему" вдруг внедряется какой-нибудь фермер, пасечник, а в нашем случае – свиновод. Местные власти выделяют, казалось бы, бесхозные земли новому хозяйствующему субъекту, и вот уже на посевах сортовой кукурузы пасется скот. Знакомую деревенскому стаду дорогу преграждают вновь возведенные загоны. А к запахам лугового разнотравья примешивается вонь навозных залежей. Недовольство вызывает даже не столько зависть лютая привыкших жить по старинке сельчан, а вполне реальное неудобство.
Если герои нашего материала из предыдущего номера корреспонденту открытым текстом заявляли, что готовы соседских свиней засыпать хлоркой, то в Балыксе еще не построенную свиноферму хотят поджечь. Вместе с еще не приобретенными поросятами.
Таким образом, мы снова приходим к выводу о необходимости упорядочить законодательство в части согласования с соседями выделения земельных участков для фермерских хозяйств. Ну хотя бы затем, чтобы действительно не спалили сгоряча новоявленных животноводов.