На публичных слушаниях в ЗС в минувшую пятницу обсуждался проект закона об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2007 год. В прошлом году доходная часть бюджета составляла 24907293,6 тысячи рублей, при этом расходы превысили доходы на 125915, 2 тысячи рублей. Вместе с тем остались недоосвоенными 674 миллиона рублей.
В слушаниях участвовали депутаты ЗС, представители администрации, органов местного самоуправления, общественных организаций. Председательствовал депутат ЗС Иван Райдур.
Первым выступил спикер ЗС Андрей Епишин. Он отметил, что бюджет 2007 года — это первый бюджет, полностью сформированный и принятый новым, четвертым созывом депутатов ЗС:
— Начиная с 2007 года на все расходы регионального бюджета распространяется принцип бюджетирования, ориентированного на результат. Впервые законотворческий процесс стал базироваться на долгосрочной стратегии социально-экономического развития, основывающейся на целевых программах. В каждую из них заложены критерии оценки ее результативности, четкие индикаторы, выраженные в конкретных цифрах: на что потрачены средства и какой результат получили жители региона.
Спикер заявил, что экономический рост, развитие социальной сферы перестали быть случайными, конъюнктурными. В реализации нацпроектов идеология прорыва сменилась поступательным движением.
Напомним, что доходную часть бюджета первоначально предлагалось утвердить в сумме около19 миллиардов 434 миллиона рублей (на 36 процентов больше отчетных данных за 2005 год и на 12 процентов больше ожидаемого исполнения бюджета за 2006 год); расходы — в сумме около 20 миллиардов 969 миллионов рублей (на 42 процента больше отчетных данных за 2005 год и на 12 процентов больше ожидаемого исполнения бюджета за 2006 год); дефицит — 1 миллиард 534 миллиона рублей. Затем было решено увеличить доходную и расходную части бюджета на сумму порядка 150 миллионов рублей.
Легко заметить, что бюджет 2007 года исполнен с заметным превышением в обеих частях. О структуре бюджета и его исполнении доложил начальник управления финансов Евгений Зимонт. Читал он, впрочем, как пономарь, на мониторе мелькали неразличимые диаграммы, и депутат ЗС Юрий Калинин сострил:
— Вы хотя бы бинокль дали. Мы ничего не видим.
Затем выступила председатель контрольно-счетной палаты Людмила Желтова. Она поведала о недочетах, в частности, в среднесрочном планировании и посоветовала депутатам не влезать в долговую яму.
Председатель Собрания депутатов Фировского района Александр Вавер попросил финансовую помощь в размере 78 миллионов рублей. А председатель Кимрской гордумы Татьяна Петровская сообщила, что среднесрочное планирование позволяет принимать важные городские целевые программы. Так, в Кимрах действуют программы «Общественная безопасность и профилактика правонарушений в городе Кимрах на 2008 — 2009 гг.» и «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в городе Кимрах на 2008 — 2010 гг.».
Юрий Калинин в сообщении Людмилы Желтовой обратил внимание на то, что в 2007 году оказалось недоосвоенными 674 миллиона рублей:
— Почему бы депутатскому корпусу не обсуждать такие вопросы хотя бы раз в квартал!.. Мы утверждаем бюджет, и если так, то обязаны контролировать его исполнение. Ведь что такое, к примеру, 35 миллионов рублей, недоосвоенных в образовании? Сейчас выступал представитель Фировского района с просьбой о помощи: дайте, пожалуйста! Пять бюджетов такого района, как Фировский, оказалось недоосвоено. Мне кажется, что здесь громадный прокол. Андрей Николаевич, я обращаюсь к вам как руководителю регионального отделения партии «Единая Россия» — посмотрите, пожалуйста. Уверен, что по этому вопросу ни один человек не будет наказан. А мы не настолько богаты, чтобы вот таким образом заниматься освоением средств. Мы, депутаты ЗС, в неведении, как исполняется бюджет 2008 года. И опять придется такие факты разбирать. Поэтому надо сегодня отрабатывать систему контроля. Иначе каждый год будем пожинать такие плоды.
Иван Райдур согласился с коллегой лишь отчасти:
— В виде справки! Мы уделяем внимание таким вопросам. Ежеквартально губернатору Тверской области направляются документы, в которых дается оценка исполнения бюджета и соответствующие предложения.
В дискуссию вступил Андрей Епишин:
— Абсолютно правильно прозвучали выступления. Законодательное Собрание еще в 2006 и 2007 годах обращалось в департамент финансов с тем, чтобы его руководитель жестче использовал свои полномочия. У него в соответствии с бюджетным кодексом имеются исключительные полномочия. И если по полугодию идет огромное неисполнение по ряду статей, то — как раз Василий Борисович Зимонт вышел! — мы призывали его снимать средства и перенаправлять их на другие более важные направления, чтобы гасить долги и уменьшать дефицит. Вместе с тем хочу напомнить, чтобы бюджет несколько раз менялся. Первоначально утвержденный бюджет и итоговый — цифры совсем другие. В принципе, если бы бюджет корректировался в октябре и ноябре, тогда исполнение было бы практически стопроцентным.
По мнению Епишина, к причинам неисполнения бюджета можно отнести инициативы с мест. В сентябре «единороссы» в некоторых муниципальных образованиях внесли инициативы по ремонту дорог. Чтобы не ремонтировать дороги в декабре, работы переносились на более поздний период.
В то же время Андрей Епишин подчеркнул, что областных законодателей не устраивает
порядок управлением государственным долгом, о чем справедливо говорила Людмила Желтова.
Председатель Федерации тверских профсоюзов посетовал, что очень поздно проводятся слушания:
— В конце октября мы слушаем исполнение бюджета 2007 года. При рассмотрении бюджета следующего, 2009 года нужно знать итоги 2007 года, чтобы было с чем сравнивать и поскольку в целом ведется трехлетнее планирование.
Сославшись на Бюджетный кодекс, ему возразил Иван Райдур:
— Хорошо бы рассматривать в феврале, но есть процедура, узаконенная Бюджетным кодексом. Надо составить отчет, представить его в Минфин для проверки и принятия, а затем отчет передается в ЗС в установленный срок к 1 июня. Затем вступает в действие контрольно-счетная палата, она проверяет достоверность представленного отчета и использование средств, ассигнованных из областного бюджета, у нескольких сотен главных распорядителей кредитов и бюджетополучателей.
Начальник управления административных органов областной администрации Анатолий Головкин, собравшийся, по его словам, на заслуженный отдых, посетовал на нерасторопность депутатов ЗС:
— Уважаемые депутаты, будьте принципиальнее. В мае 2008 года мы разработали программу повышения безопасности дорожного движения и общественной безопасности. Программу можно было выполнить за три месяца с максимальной эффективностью. Вы пять раз меняли заказчика. Эту программу мне передали только в середине сентября. Мы сделаем все возможное, чтобы выполнить эту программу к 25 декабря, но мы уже не успеем снова идти на конкурсы с оставшимися сэкономленными миллионами.
А.Н. Головкин негативно отозвался о практике ежегодного проведения конкурсов в тех случаях, когда ремонт касается одного объекта:
— Я не понимаю позиции властей, может быть, федеральных. Объект ремонтируется два года, и каждый год мы проводим конкурсы примерно в ноябре, а запускаем объект в начале декабря. Если работы ведутся несколько лет, то надо предусмотреть один конкурс по объекту — от начала и до конца. И не надо менять бюджет по двадцать пять раз, как сегодня сказала Людмила Желтова. Если менять, то три-четыре раза и основательно!
Председатель комитета ЗС Надежда Егорова корень зла видит в работе самой администрации:
— Не можете разобраться между двумя управлениями в течение целого года. разрабатываем
Андрей Епишин признал существование проблемы:
— Очень правильный вопрос. Причина общая. Бюджетный кодекс теперь меняется, и конкурсы в 2009 году будут проводиться на весь период строительства. Но есть и другие примеры. На наркологический диспансер выделили сумму, которую фактически запросило руководство, мы не очень возражали, хотя администрация была против, в итоге в луже оказались все вместе. Может быть, правильно губернатор ставит задачу — посчитать все, чтобы не было переходящих объектов.
Иван Райдур подчеркнул, что недоисполнение бюджета наносит ущерб, так как из года в год меняется покупательная способность денег. А Евгений Зимонт одной из причин недоисполнения бюджета назвал несоответствие законодательству некоторых положений программ, причем сумма дефицита укладывается в пятнадцать процентов, оговоренных Бюджетным кодексом.
Замечания и предложения учтены в резолюции слушаний.