Четверг, 23.01.2025, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Бизнес » Экономика

О людях на реке и бунте машин

О людях на реке и бунте машин

О людях на реке и бунте машин
Паника и страх
Кто не рискует, тот.....

17 августа 2009 года навсегда вошло в историю российской энергетики как день техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС – станции, являвшейся гордостью Советского Союза и России, самой мощной и, как верилось, самой надежной. В братской могиле СШ ГЭС оказались похоронены не только 75 ее работников, но и труд всей жизни многих и многих людей, причастных к этому грандиозному и дерзкому проекту. Авария поделила их жизнь на "до" и "после". И пока не наступило это "после": не названы еще виновные, не вернулись к нормальной жизни те, кто потерял близких, не восстановлена ГЭС, эти люди переосмысливают все, что было "до", чтобы понять, почему произошла авария.

"ШАНС" продолжает начатую в прошлом номере публикацию эссе публициста и журналиста Альберта Урмана, на глазах которого проектировалась и строилась Саяно-Шушенская ГЭС. На страницах нашего еженедельника он делится с читателями событиями, очевидцем которых был сам.

Продолжение. Начало – в №17 (1091).

Метод проб и ошибок

Как потом мне стало известно, вопросы, поднятые на совещании, обсуждались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и в большинстве своем были отклонены, водосброс был оставлен таким, какой запроектировал "Ленгидропроект", а именно – плотинный, обводные каналы перечеркнуты по финансовым соображениям.

Было и такое предложение, чтобы не сбрасывать воду по лоткам вхолостую, установить перед водобойным колодцем дополнительно два или три гидроагрегата. Правда, работать они будут лишь во время весеннего и осеннего паводков, когда потребуется снизить уровень в водохранилище, зато нет разрушения лотков, отпадает в принципе необходимость в строительстве вообще водобойного колодца. А энергия сбрасываемой воды будет направлена на выработку дополнительно к номиналу ГЭС электроэнергии, что позволит быстро окупить затраты. В высших эшелонах власти такое уникальное предложение посчитали нецелесообразным, так как уже намечалось строительство Майнской ГЭС несколькими километрами ниже Саянской, как регулирующей уровень Енисея в нижнем бьефе. Кто-то опять же сумел доказать, что вода, сброшенная с Саянской ГЭС, не пропадет даром, а пойдет на выработку электроэнергии на трех гидроагрегатах Майнской станции. Так то оно так, да не совсем. Нетрудно понять, что регулирующая плотина в нижнем бьефе сама собой, а водосброс на Саянской сам собой. Не приняли. Опять же в целях экономии капвложений.

Не захотели в ЦК КПСС рассматривать и другой проект, выдвинутый Кириллом Кузьминым, и тоже уникальный. Беда всех гидростанций в нашей стране, а особенно в Сибири, в том, что реки, на которых ставятся плотины, не замерзают в нижнем бьефе на сотни километров. Ледяной пар над ними наполняет воздух в поймах микрольдинками. Люди вдыхают их, получая ангины, бронхиты, пневмонии. Доказательств тут не нужно, проверено практикой, установлено учеными. И вроде бы ничего здесь не поделаешь, так как из-под турбин вода выходит с температурой примерно плюс восемь градусов. В своей массе она не покрывается льдом, пока не остынет до трех-четырех градусов. Кирилл Константинович Кузьмин предложил при строительстве Саянского гидроузла поднять дно реки частично с помощью укладки бетона, а в основном – расширить русло. Тогда Енисей будет разливаться, терять температуру и покрываться льдом. Комбинация несложная, однако кто у нас в России думает о Здоровье людей?

К обводному водосбросу на Саяно-Шушенской ГЭС пришли лишь годы спустя, горько нахлебавшись на практике с водосбросными лотками и водобойным колодцем. Пробили в правоборежной скале два тоннеля, начали делать ступенчатый слив, но не успели закончить. Авария случилась раньше. И пришлось открывать все лотки на полную мощность. И всю зиму на ГЭС работал водосброс. А зима, как назло, выдалась по-настоящему сибирский, с затяжными морозами в 30-35 градусов ниже ноля. Нигде в мире такого "эксперимента" не проводилось, чтобы сбрасывать примерно две тысячи кубометров воды в секунду по открытым лоткам с восьмидесятиметровой высоты. В результате плотина Саяно-Шушенской ГЭС получила дополнительную нагрузку в виде наростов льда в десятки тысяч тонн.



Паника и страх

И все-таки почему 17 августа 2009 года погибли люди? Накануне на смену вышло 111 человек, в живых из них чудом уцелело 36. За 13 минут до аварии один из мастеров турбинного цеха записал в вахтенный журнал и передал тревожное сообщение диспетчеру станции, что на работающих агрегатах жуткая вибрация, турбины надо останавливать, иначе случится непоправимое. Реакции сверху не последовало, и тут рванул второй. В течение нескольких минут вода затопила все три этажа здания ГЭС, парализовала и вывела из строя все десять гидроагрегатов.

Аварийная защита не сработала, так как была отключена. На тех агрегатах, которые еще полчаса назад стояли под нагрузкой, вода из водоводов уходила, как и положено, в нижние колодцы, а на аварийном, втором, неслась в машинный зал. Не сразу оставшиеся в живых работники гидростанции пришли в себя от шока. Но все-таки нашлось несколько человек, которые бросились на гребень плотины вручную закрывать верхние затворы водоводов. В этот момент на этажах машзала еще были живые люди. После закрытия затворов вверху вода в турбинном цехе начала быстро падать. Однако тут кто-то в панике поднял затворы внизу, в отсасывающих колодцах. И по закону сообщающихся сосудов вода в машзале тотчас подравнялась по уровню нижнего бьефа. Если кто и был еще живой в отсеках турбинного цеха, захлебнулся.

Сейчас мы можем, не торопясь, сидя за столом, рассуждать, делать глубокомысленные умозаключения, кого-то хаять, кого-то возносить на пьедестал, кого-то корить за нерасторопность, а кого-то гладить по головке, тогда же всем правили хаос, паника и жуткий страх. Люди, оставшиеся в живых, либо метались среди обломков здания ГЭС, либо неслись во всю прыть от плотины, либо карабкались по береговым скалам выше и выше. Почему-то как на грех отключились все телефоны, прервалась сотовая связь.

Теперь многие приходят к выводу, что не было нужды открывать затворы в нижнем бьефе, что вода из машинного зала сама собой бы стекла из мастерских турбинного цеха и часть людей осталась бы живыми. По логике вещей это так, ведь после закрытия водоводов наверху опасность миновала. Тут арифметика простая: на момент аварии приток воды в верхнем бьефе, то есть в водохранилище, составлял две тысячи кубометров в секунду, при этом уровень воды около плотины зафиксирован на 537 отметке. Это значит, что до проектного уровня в водохранилище не хватало еще двух метров. А до гребня плотины – 9 метров. Сколько же нужно было "трудиться" Енисею, чтобы преодолеть эти метры с условием, что на плотине закрыты и все водоводы, и все лотки водосброса? Да более 32 суток! Правда, тогда остановилась бы и Майнская ГЭС за неимением воды, водохранилище которой равно 49 миллионам кубометров. Выходит, именно паника и страх перед неизвестным породили последствия аварии. Это так же, как при пожаре, – если люди, оказавшиеся в здании, не знают, куда бежать, то погибнут в дыму и огне.



Кто не рискует, тот...

Мне довелось работать в качестве журналиста на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС со дня укладки первого кубометра бетона до пуска десятого гидроагрегата. А теперь приходится порой слышать дилетантские возгласы, тоже, мол, достижение – одну плотину воздвигать за 25 лет. Но кто не варился в этом котле, тот жара не почувствует. Я был в сопровождении космонавта, дважды Героя Советского Союза Николая Николаевича Руковичникова. Бывалый человек, инженер, доктор технических наук. Он долго смотрел на плотину Саяно-Шушенской ГЭС, потом сказал: "Даже трудно поверить, что такое громадное сооружение мог сотворить человек!" К сожалению, теперь к этому афоризму приходится добавлять: трудно поверить, что такое рукотворное чудо человек мог в одночасье и уничтожить.

Кстати сказать, у этого "чуда" были и свои изъяны. Десятый гидроагрегат запустили в 1985 году, а акт государственной комиссии о приемке ГЭС в эксплуатацию был подписан лишь пятнадцать лет спустя. И то волевым путем по настоянию господина Чубайса, возглавлявшего тогда РАО "ЕЭС России". Станцию нужно было акционировать, но кто же будет брать акции предприятия, не принятого в эксплуатацию? После подписания акта приватизация прошла успешно и по грошовой цене. А не принимали ГЭС по причине крупных и серьезных недоделок, по причине ошибок в проектном решении.

Да, РАО "ЕЭС России" выделило из прибыли 250 миллионов долларов на обводной водослив. А вот на ремонты гидроагрегатов денег, как всегда, не хватало. Работы с обводными тоннелями тоже затянулись.

Я думаю, что всякому здравомыслящему человеку, участвовавшему в сооружении Саяно-Шушенской ГЭС, придет в голову такая думка: а все ли правильно делает те, кто огульно охаивает прежний государственный режим, называя его тоталитарным, застойным, тупиковым? Ведь гидростанцию в Саянах строила практически вся страна, сотни предприятий и семнадцатитысячный коллектив "КрасноярскГЭСстрой". Строили на века, чтобы быстро окупить вложенные средства и в дальнейшем иметь постоянную прибыль, пополняя, как из неиссякаемого источника, государственную казну. Кому же не известно, что гидроэнергетика – это золотой колодец, из которого знай только черпай и черпай хрустально чистую воду? Можно ли было этот самый колодец упускать из рук государства, за здорово живешь передавать в частные руки, акционерам? У нас в России перенасыщен валютой госбюджет, или у него, то есть у госбюджета, слишком много, прямо-таки избыток, источников пополнения?

В памяти моей один за другим встают годы строительства Саяно-Шушенской ГЭС, пламенные годы. Они были трудными, в полном смысле этого слова, но горячими, наполненными духом глубокого патриотизма, романтики и энтузиазма, трудовых подвигов, срывов и достижений. Сейчас это страницы истории, пылящиеся в архивах и музеях, а в людском сознании они хранятся в живых воспоминаниях, эпизодах, в картинах недавнего прошлого.

О Саяно-Шушенской гидростанции, о людях, которые строили ее, вышло немало книг, брошюр, фотоальбомов. И резонно, ведь такой плотины еще никто не возводил. До того строили ГЭС на Днепре, на Волге, на Ангаре и на Енисее, но все они уступали гидростанции в Саянах и по размерам, и по мощности. В дальнейшем в СССР планировалось построить Средне-Енисейскую и Туруханскую ГЭС, которые бы превзошли Саяно-Шушенскую. Получалось, что гидростанция в Карловом створе должна была выступить в качестве определенной ступени развития гидроэнергетики. А где эксперименты, там и предположения, и – не исключено – ошибки. В минэнерго это хорошо понимали. Но шли на это. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Продолжение следует.





Дополнительно:

Победители и призеры конкурсов, проводимых нашей газетой, получили призы.
Победители и призеры конкурсов, проводимых нашей газетой, получили призы.

А как у соседей?
А как у соседей?

Правление ОАО "ЛУКОЙЛ" приняло решение с 15 декабря 2004 года снизить на 5% розничные цены на бензин и дизельное топливо.
Правление ОАО

За шесть месяцев 2004 года зарегистрировано и пресечено шесть несанкционированных врезок на нефтепродуктопроводе "Горький-Новки".
За шесть месяцев 2004 года зарегистрировано и пресечено шесть несанкционированных врезок на нефтепродуктопроводе

Люминесцентные лампы опасны для здоровья!
Люминесцентные лампы опасны для здоровья!

Если в сумке умер скунс…

Александр Пороховщиков: посмертная нищета
Александр Пороховщиков: посмертная нищета

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Экономика | Поместил: Roman (11.10.2012)
Просмотров: 517 | Теги: авария, цеха, Экономика, станция, Россиия, строительство, ГЭС, ссср, Эксплуатация | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Здоровье]
Платная медицинская помощь: что это и как работает (0)
[Вредные привычки]
Лечение наркомании и реабилитация зависимых (0)
[Советы автомобилистам]
Постгарантийное обслуживание Mercedes в Санкт-Петербурге (0)
[Мода и стиль]
Аксессуары для косметических наборов: важный элемент красоты (0)
[Полезные советы]
Доставка цветов в Нижнем Новгороде (0)
[Автоновости]
Навигационный терминал Profi 3.0 от Omnicomm (0)
[Строительство и ремонт]
Технологии стоечно-ригельного остекления (0)
[Полезные советы]
Продажа столов различных моделей (0)
[Кулинарные рецепты]
Индивидуальные заказы бенто-тортов: как создать уникальный десерт в Великом Новгороде (0)
[Футбол]
Спортивные события в мире футбола: анализ команд России (0)
[Бизнес и финансы]
Популярная система управления корпоративной почтой в виде современного почтового сервиса RuPost (0)
[Строительство и ремонт]
Изготовление памятников в Краснодаре (0)
[Советы автомобилистам]
Индивидуальный пошив элементов интерьера микроавтобусов (0)
[Строительство и ремонт]
Ремонт теплонасосного оборудования: особенности и нюансы (0)
[Бизнес и финансы]
Бесплатный хостинг для малого бизнеса: Unlocking Your Digital Potential (0)
[Советы автомобилистам]
Эвакуатор во Всеволожск: надежное решение для вашей безопасности (0)
[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
 


Самые читаемые статьи

Поведение НЛО в полёте (0)
Нступает эра Китайских автомобилей? (3)
АХ, ЭТИ ГЛАЗКИ (0)
Лучшая в мире диета с острова Крит (0)
Зимняя рыбалка. (0)
Из жизни отдыхающих (0)
Новинки рынка. Мини-вэны «Рено-Модус», «Пежо-1007», «Хонда-Джаз» (0)
ЛЕТНЯЯ ДИЕТА (0)
Подробности о Need For Speed Hot Pursuit (0)
Секреты красоты (0)
ЯЗВА (0)
Что такое FIFA 07? (0)
Какой автомобиль называется Комбат Т-98? (1)
УАЗ Patriot Sport (0)
Отзыв о Subaru Impreza XV 2.0i (0)
Пчёлы-лекари (0)
Летняя мода (0)
Что такое вылет колеса? (1)
Как завести машину зимой (0)
Какова история акробатики? (1)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025