Наша поездка на пригорские пруды с начальником отдела рыболовства, рыбоводства и аквакультуры минсельхозпрода РХ Виктором Коптевым состоялась сразу, как только о строительстве прудов заговорили в местных СМИ. Новый комплекс гидросооружений строится при пристальном внимании правительства, поскольку объект представляет опасность и находится поблизости от федеральной трассы. нашего корреспондента заинтересовало, что это за объект и какова цель его возведения. Препятствий нашему любопытству в министерстве чинить не стали, более того, устроили ознакомительную экскурсию на стройку.
Забытый и разрушенный пруд
Как выяснилось, в районе Пригорска в самое ближайшее время восстановят каскад прудов, которые лет 20 назад уже существовали на речке Биджинке. В те давние времена в Хакасии в искусственных водоемах разводили рыбу. Как пояснил Виктор Коптев, сегодня на уровне правительства Хакасии решается вопрос о восстановлении гидромелиоративных сооружений в Хакасии и зарыблении бесхозных и брошенных водоемов.
– Рыбоводство – очень перспективное направление. В таком водоеме, в естественных условиях, за сезон практически без затрат на корм и уход можно со 100 граммов запущенной в пруд рыбы получить 600-800 грамм готовой продукции. Вот и считайте, насколько рентабельным получается производство. Основные затраты – это устройство и поддержание в хорошем состоянии самого пруда: устройство плотины, ее исправность и наполнение водоема. Надо сказать, что вся эта инфраструктура в Хакасии была создана и прекрасно функционировала в годы советской власти. Пару лет назад мы провели обследование и выяснили, что большинство старых прудов сегодня находятся в разрушенном состоянии, вся железная арматура плотин, механизмы шлюзов сданы в металлолом. Между тем в Хакасии вот уже несколько лет довольно успешно рыбоводством занимается ряд предпринимателей. Например, в крестьянском хозяйстве Валерия Паульса из Ширинского района имеется свой пруд, в котором выращивается даже стерлядь. Есть рыбоводческие пруды в Бейском районе, Аскизском, Усть-Абаканском. И возможность создания таких прудов имеется в Хакасии практически повсеместно. Республиканское правительство сегодня готово сотрудничать с рыбоводами. Мы предлагаем им до 70% возмещения затрат на восстановление водоемов и до 50% на кормовую базу. Проблема даже не в деньгах – сложно найти по-настоящему заинтересованных и способных заняться этим бизнесом людей. Один из таких – Андрей Анатольевич Бондарев, на пруды которого мы едем. Он – директор ООО "Русское подворье", инвестиционный проект которого одержал победу на региональной открытой конференции "Развитие Хакасии на 2010-2012 годы". Надо сказать, что у этой компании есть не только идея, но и деньги на ее реализацию. Все работы, которые проводились на протяжении последних двух лет, выполнены на собственные средства. В этом году правительство возместило часть затрат из финансирования, выделенного непосредственно на рыбоводство и восстановление гидросооружений, поскольку направление это считается перспективным для республики.
Белый амур – рыба такая
Тем временем наш автомобиль приближался к Пригорску. Строительство здесь идет полным ходом – "КамАЗы", груженные глиной, колесят по недавно возведенным дамбам. Каскад пригорских прудов раскинется по обе стороны дороги. Два пруда уже заполнены водой, в один из них еще в прошлом году запустили рыбу. Сейчас там водятся зеркальный карп и белый амур. Причем, если карп нагуливает вес на глубине, то белый амур питается камышом на мелководье. Как пояснил Виктор Иванович, его можно кормить даже скошенной травой. Пока мы рассматривали новые гидросооружения, рыбины, чавкая и пыхтя, питались рядом в заливчике. Их спины нарушали ровную гладь воды, и круги расходились по водоему. Это сейчас пруд огорожен, круглосуточно работает пост охраны, а вокруг установлены таблички, что рыбная ловля запрещена. Прошлым летом здесь могли порыбачить все желающие, и без улова никто не оставался.
– Поблизости от Пригорска планируется устроить еще два пруда. Один специально для купания и отдыха жителей. Чуть позже летом спустят воду из верхнего пруда, часть рыбы оставят здесь, а маточное стадо заселят в новый пруд, где пока еще ведутся земляные работы, – рассказывает Виктор Коптев.
– А о какой опасности данных сооружений идет речь? – недоумеваю я, восхищаясь масштабом работ и перспективой в самом ближайшем будущем обнаружить на этом месте вместо маленькой речушки целый комплекс рукотворных водоемов.
- Ну как же! Неужели не помните, как несколько лет назад весной во время паводка этот участок федеральной трассы буквально завалило льдинами. А тот объем воды, который накопится в новых водоемах, вполне может разрушить дорогу. Для того, чтобы этого не произошло, необходим проект. Его заказывали в Абакангражданпроекте, а соответствующие изыскания специалисты проводили на месте запланированных работ. Теперь за ходом работ наш отдел министерства наблюдает с особой тщательностью. Ведь речь идет не только о контроле за освоением денежных средств, но и за качеством работ и за соблюдением всех норм и технологий. Пока нареканий у нас нет.
Пруд Карпово
Через дорогу действительно ведутся работы. Надо сказать, что на этом месте уже был пруд. Строил его бывший черногорский подхоз "Южный", и рыба в нем водилась: из пяти прудов вылавливали около 100 тысяч тонн рыбы в год и снабжали карповыми породами предприятия Черногорска.
Поблизости, в кошарах, разводили овец. На берегу пруда черногорцам были выделены дачные участки. Участки эти давно брошены: не стало пруда, стало бессмысленным и засаживать засушливые степные просторы, благо, не успели дачники построить тут свои домишки. Теперь самое время взяться за строительство: новый пруд углубили, сформировали глиняную подушку на дне, укрепили новые дамбы. Наполнить новый водоем собираются уже этим летом и запустить туда то самое маточное стадо из пруда, что ниже по течению.
Об этих планах расспрашиваю я уже у заместителя директора "Русского подворья" Владимира Жеревердинова.
– Расскажите, как возникла идея рыбоводства в хакасских степях?
– Когда увидели заброшенные пруды, решили заняться их восстановлением. Здесь ведь в свое время располагался целый комплекс прудов черногорского подхоза. Выращивали и рыбу. На продажу и для собственных нужд. Потом, когда пруды забросили, все разрушилось, вода убежала. Сейчас мы не занимаемся строительством – мы восстанавливаем пруды. Два года назад в один из них запустили рыбу, понравилось. В этом году заполним пруд Карпово – так назывался большой пруд подхоза. Планируем набрать 150 га воды – это будет очень большой пруд. Здесь можно будет не только рыбу разводить, но и организовать какой-то досуг для отдыхающих. Место хорошее – близко Черногорск, Пригорск рядышком, да и до Абакана недалеко. А на той стороне, видите, были дачи, сегодня это существующий дачный кооператив, земля в частных руках, хотя сейчас там ничего нет. Будет пруд, возможно, и дачники вернутся.
– Чем еще занимается ваше предприятие?
– "Русское подворье" занимается только рыбой. С 2009 года. Много времени заняла подготовка документов, оформление аренды земли... Получается, что только с прошлого года вышли на производство непосредственно продукта. Но удивительного в этом ничего нет. Это нормальный процесс, на оформление прав всегда уходит очень много времени, а тут не просто земля – это водоем.
– Как первое впечатление, выгодное это занятие – разведение рыбы?
– За сезон каждая рыбка вырастает на 600 грамм. Кормить ее практически не надо – кормовая база вся в озере. Если на стационарных рыбозаводах с цехами и специализированными помещениями 70% – это затраты только на кормление рыбы. У нас все по-другому – запустили мальков и забыли о них на какое-то время. При этом 70% за восстановление водоемов и 50% за рыбопосадочный материал нам возмещает правительство. При такой поддержке рыбоводство в Хакасии просто обречено на успех.
– А какие гарантии, что рыба приживется?
– Это полностью искусственный водоем. Тут главное – проследить за водой, которая, скажем, в паводок очень интересно себя ведет. Главное – отслеживать, чтобы водоем был как следует наполнен летом. Зимой такие водоемы могут промерзать насквозь, поэтому для зимовки рыбы выкапывается специальная яма на дне, рубятся проруби для насыщения воды кислородом. Одним словом, при таком естественном рыбоводстве, как у нас, много совершенно специфических нюансов в работе.
– Мне говорили, что, помимо рыбы, в действующем пруду вы собираетесь развести гусей и уток.
– Да, водоплавающая птица обогащает кормовую базу для рыбы, и она еще сильнее прибавляет вес. Помещения для уток и гусей мы строим на старом пруду. А вот на новом – планируем построить цех для осеменения икры и выращивания мальков. Таким образом, можно будет работать уже со своим рыбопосадочным материалом.
Впрочем, не только у "Русского подворья" столь грандиозные планы на нынешнее лето. На днях стало известно, что в Бейском районе тоже взяты пробы из местных водоемов, которые помогут решить, где какой сорт рыбы где лучше приживется. Биологи делают свои расчеты, а бизнесмены предлагают идеи по развитию рыбоводства. Предприниматель из Бейского района Сергей Стрельников уже разработал проект строительства мальковых прудов и предложил его для реализации. Так что не исключено, что совсем скоро в Хакасии образуется множество таких вот рыбоводческих хозяйств. Ведь еще в советское время на территории нынешней республики успешно развивались такие направления товарного рыбоводства, как прудовое, садковое, озерно-товарное, бассейновое, а также выращивание рыбы в специально приспособленных местах (рыбоводство в малых водоемах), на теплоэлектроцентралях и гидрорелейных электростанциях. И, похоже, Хакасия – на пути возрождения старых традиций.