Один из главных символов России – общественные бани – сегодня переживает не лучшие времена. Для провинциального Абакана это вообще отдельная, причем больная тема. В городе с населением в 164,6 тысячи человек (по данным на 1 января 2011 года) только в центре города – три общественные бани – "Центральные", "Айра" и "Мылча". Казалось бы, в борьбе за клиентов, которые еще пока не разбежались по саунам, эти "дома голой и чистой правды" должны постоянно улучшать свои "помывочные" условия. Но реально ли это?
Приятной
вам "помойки"
Очевидно, что ни одну из этих бань язык не повернется назвать элитной, а уж тем более сравнить с такими старейшими банными гигантами, как "Сандуновские" или "Лефортовские". В абаканских вы не встретите ни сводов с золотой росписью, ни лепнины, ни мозаики на стеклах, ни деревянных шаек, ни даже искусственных пальм, которые красовались в фильме Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". Кстати, для съемок фильма эти тропические деревья специально были позаимствованы в "Сандунах". В общем, даже 36 лет назад некоторые московские бани были более презентабельные, чем современные абаканские. А почему? Об этом – чуть ниже.
Пока давайте все-таки вернемся к нашим пальмам и другим банным аксессуарам. Некоторые спросят – к чему все это в бане и уж тем более в общественной? Все эти красивости рано или поздно либо сломают, либо утащат. Главное в бане все-таки – хороший пар! Однако пар есть пар, но должно же хоть что-то радовать глаз? Да и эстетические удовольствия, в конце концов, еще никто не отменял. Не с закрытыми глазами же мыться?
О заразе, бомжах
и "продажном контингенте"
Если почитать высказывания на форумах, можно сделать вывод – общественные бани – это что-то вроде плинтуса, ниже которого падать некуда. К тому же якобы это рассадник всяческой заразы, перечислять которую попросту противно. Да и, по словам одного "бывалого", лицезреть на десятки сородичей, разгуливающих в чем мать родила, – удовольствие не из приятных.
Еще один нюанс, отталкивающий многих от подобных заведений, – лица без определенного места жительства. Некоторые всерьез считают, что они там – завсегдатаи.
В общем, тихий ужас!
Стоит сказать, что местные жители, большей частью представители молодежи, считают точно так же. По их мнению, лучшая альтернатива общественной бане – сауна. Конечно, ее сухой пар – банному не ровня. Но только почему-то они не учитывают тот факт, что сауны тоже в некоторой степени общественные. По поводу заразы – вообще промолчу. Скажу лишь, что "продажный контингент" в абаканских общественных банях – не частый посетитель.
Впрочем, это отдельная история.
Ну, а чтобы хоть как-то расставить все точки над "i" и понять, что из себя представляют общественные бани столицы Хакасии, наш корреспондент решил увидеть все своими глазами.
А справочка у вас есть?
Первым в списке нашего "рейда" значился "Банно-прачечный комплекс", принадлежащий ООО "Вивак", более известный как "Центральные бани". По своей сути, эта баня не имеет аналогов в республике, а значит, она уникальна.
В день, когда я туда наведалась, там был выходной. Но, несмотря на это, уже при входе чувствовался влажный воздух. На потолке можно увидеть оставленные сыростью следы. Впрочем, в некоторых общественных банях Красноярского края на потолки вообще смотреть страшно.
Блуждая по пустым коридорам в поисках кабинета директора – Натальи Корзун, был осмотрен не один квадратный метр комплекса. Часть комнат бани оказались сданы в аренду под необходимые парикмахерские, массажные, салоны красоты.
Спустя несколько минут искомый кабинет был найден. Внутри – все скромно, но со вкусом. Первое, что чувствуешь при входе, – свежий и прохладный воздух.
Не растрачивая ценное время, Наталья Александровна, пусть и немного смущаясь, сразу перешла к сути вопроса.
Дабы не вводить в заблуждение автора этого материала и, конечно же, читателей, она сразу предупредила, что их баню даже не стоит сравнивать с выше перечисленными московскими аналогами. Дело в том, что положение, в котором они сегодня пребывают, – отнюдь не самое лучшее. Но, вопреки всем финансовым проблемам, они стараются всячески выползать из той долговой ямы, которая с каждым месяцем становится все глубже.
Дело в том, что до 1997 года комплекс существовал на бюджетные дотации. Потом бани передали в ведомство ООО "Вивак", с тех пор они стараются попросту выжить. Вся прибыль уходит на оплату счетов за электроэнергию, тепло и воду.
– Представьте, – сетует директор, – только за коммунальные услуги и аренду земли мы платим около 2 миллионов рублей. А на ежегодные ремонтные работы уходит примерно 500 тысяч рублей.
Оттого в "Центральных банях" нет никаких излишеств. Хотя, несмотря на это, клиентов хватает. В "горячий" сезон (с декабря по февраль) в месяц через банные коридоры проходит около пяти тысяч человек. Это объясняется тем, что в двух банных отделениях (для мужчин и женщин) есть не только парилки, но и сауны, а также малые и большие бассейны. За них, кстати, и ценят горожане эту баньку.
Чтобы не быть голословной, Наталья Александровна пригласила в святую святых. Пока мы шли по извилистым (как мне показалось) банным коридорам, она рассказала, что у них существуют клубы по интересам, ведь люди ходят в общественную баню не столько помыться, сколько пообщаться. К тому же есть и постоянные клиенты. Причем они не только местные, но и из других населенных пунктов – Черногорска, Минусинска, Тагарского, Красного Абакана, Калинино... Привычки большинства посетителей сотрудники (среди которых преимущественно пенсионеры) давно выучили и стараются под них подстраиваться. Так, к примеру, один мужичок, бывший житель Севера, предпочитает париться утром в среду, а другой – вечером в пятницу.
Первым делом мы осмотрели раздевалку, где ровным "строем" располагались новые деревянные шкафчики и скамейки. На стенах – старая советская, но все же ухоженная кафельная плитка. На ней в некоторых местах наклеены объявления: "Запрещается купаться и мыться в нижнем белье и купальниках. Штраф 100 рублей", "Запрещается расчесывать волосы в раздевальном помещении", "Запрещается пользоваться мазями, глиной, медом и другими средствами в раздевальном помещении".
Если честно, я сначала пришла в недоумение от этих надписей. Увидев мой вопросительный взгляд, Наталья Александровна пояснила: "Некоторые посетители пытаются намазать себя всевозможными мазями. А это в общественной бане запрещено санитарными нормами. Вот и вынуждены мы их так предупреждать".
В большом помещении всюду стоят скамейки, которые местами покрыла ржавчина – коренная жительница подобных мест. Тут же тазики – на любой вкус и цвет, выбирай: красный или зеленый, металлический или пластиковый.
Неподалеку – душевые. Сказать, что они в хорошем состоянии – значит, слукавить. Однако, как заверило руководство, ремонт, который начнется в начале июля и продлится до 1 сентября, все здесь преобразит.
Помещение парильной и сауны, как и положено, отделаны под дерево. Придраться тут оказалось не к чему. Хотя я и пыталась.
Как выше было сказано, в бане был выходной, поэтому воды в бассейнах не оказалось. Увидев мои удивленные глаза, сопровождавшая меня сотрудница пожала плечами. Что ж тут поделаешь – за последний год вода бассейн немного подпортила. Впрочем, уже осенью посетители не увидят ни облупившейся плитки, ни облезшей краски.
Но все это мелочи. Главное – то, что люди могут отдыхать в "Центральных банях" спокойно, не переживая за свое Здоровье. Ведь, по словам директора, сотрудники
санэпидемстанции и Роспотребнадзора ежемесячно к ним наведываются. Конечно, бывают и нарушения, но незначительные. Пробы воды – всегда в норме. Отчасти это благодаря тому, что в баню ходят преимущественно состоятельные люди. Если человек, мягко говоря, не внушает доверия, то ему в посещении будет либо отказано, либо предложено прийти в следующий раз уже со справкой о состоянии здоровья.
Зеленый свет –
спецконтингенту
Главный конкурент "Центральных бань" – МУП "Абаканское банно-прачечное предприятие "Айра", в которое входит не только банька с одноименным названием, но и не менее известная в Абакане "Мылча". Кстати, обе – старейшие в городе. Первая была построена в 1962 году, вторая – гораздо раньше – в 1936 -м (для сравнения – "Центральные" были введены в эксплуатацию в 1989 году).
Конечно, занимаемая ими площадь меньше в разы. Но, несмотря на это, в них спокойно размещаются женское и мужское отделения, каждое из которых рассчитано на 25 посадочных мест. А с учетом того, что бани две – то за одно посещение в них может помыться ровно 100 жителей Абакана. В год, по подсчетам директора "Айры" и "Мылчи" Афанасия Демидюка, к ее услугам прибегают около 70 тысяч человек. И это не считая солдат, которые здесь дорогие и частые гости.
Кстати, баньки – муниципальные и дотируются из бюджетных средств.
Кабинет у директора скромный. Обводя взглядом свои "хоромы", Афанасий Мартынович откровенно говорит, что больше ему и не надо. На выделенные деньги он лучше что-нибудь в "домах голой и чистой правды" отремонтирует или заменит.
Возможно, оттого он без лишних раздумий и согласился показать нам баньку. К счастью, утро было раннее и посетителей еще не было.
Если снаружи глаз может и не радоваться, то внутри – наоборот – все уютно и даже красиво.
Так, в женском отделении на стенах – розовая плитка, в мужском – цвета морской волны. Скамейки – точно такие же, что и в "Центральных", только в более презентабельном виде. Парилки так же отделаны под дерево. Душевые – как у конкурентов. Даже тазики похожи.
На момент нашего посещения раздевалки – единственное, что не было отремонтировано. Стены в них по старинке отделаны мрамором. Но, как я ни искала, так и не нашла на них никаких угрожающих надписей. Неужели здесь клиенты такие понятливые? Единственное, что смутило, – вместо шкафчиков – обычные вешалки.
За время нашей непродолжительной экскурсии Афанасий Мартынович несколько раз сделал акцент на том, что их контингент – от рабочих и до уважаемых в городе людей. Вот и пытаются они соответствовать последним. В похожее состояние они в ближайшее время планируют привести и "Мылчу".
– Коллектив у нас женский, – подчеркивает директор. – Вот сделали здесь ремонт, так работницы той бани просят сделать так же. Эх, женщины...
На просьбы рассказать что-нибудь о сложившихся у них банных традициях директор отказался. А почему – я так и не поняла. Видимо, то, что происходит в их "помоечных" залах, простым смертным знать нельзя.
Хотя, если это вам так уж интересно – идите в баню! Сами все увидите, а потом, если захотите, и нам расскажете.