Слухи о том, что в Хакасии скоро будет построен самый крупный в регионе многофункциональный торгово-развлекательный центр площадью свыше 50 тыс. кв.м., распространились по республике стремительно. И практически сразу же девелоперская компания "ХакДевелопмент" организовала презентацию этого, пожалуй, самого масштабного инвестиционного проекта на территории Хакасии.
Основным докладчиком на презентации была Мария Гурова – разработчик амбициозного проекта, генеральный директор девелоперского агентства "МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг", бизнес-тренер Российской Академии Государственной службы при президенте РФ (РАГС) и автор популярного образовательного курса по управлению недвижимостью.
Сегодня Мария Гурова – в гостях у "ШАНСА" с рассказом о своем новом проекте.
Я нашла свое призвание
– Признаемся, ваш доклад на презентации произвел сильное впечатление. Как, впрочем, и докладчик. Молодая, красивая, образованная женщина, успевшая сделать блестящую карьеру. О возрасте, конечно, не спрашиваем, но расскажите немного о себе. Как нам известно, вам уже много чего удалось достичь.
– У меня прекрасная работа. Девелоперское агентство "МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг" существует уже шесть лет. Сегодня агентство занимает прочные позиции на рынке торговой недвижимости, мы являемся лауреатами престижных премий: CRE, "Рейтинга Российского Совета Торговых Центров", PRO Estate и др. Нам доверяют клиенты, и наша работа оценена деловым сообществом. Так что в профессиональном плане я действительно реализовалась и нашла свое призвание.
Немного о личном: у меня семья, подрастает дочь. Мое хобби – иностранные языки – сказалось первое образование, лингвистическое.
Что у меня получается лучше всего? Наверное, решать сложные задачи и преодолевать трудности. Именно поэтому мне так нравится работать с российскими регионами.
– Проект торгово-развлекатель-ного центра – не первый аналогичный комплекс, разработанный вашей компанией. Где уже функционируют подобные центры и насколько они успешны?
– Наше агентство имеет узкую специализацию исключительно в сфере торговой недвижимости. Деятельность компании ориентирована на российский региональный рынок и страны СНГ как наиболее перспективные для развития торговой недвижимости. Работаем мы с 2004 года, и за это время нами было реализовано более 50 девелоперских проектов. Если говорить о проектах, аналогичных хакасскому, то похожий мы запустили в 2009 году в Южно-Сахалинске (ТРК "Сити Молл"). Его общая площадь составила 64 тыс. кв.м. Сегодня заполненность этого торгово-развлекательного комплекса составляет 100%! Наши проекты уже несколько лет успешно реализуются в Ульяновске и Альметьевске (Татарстан), а в декабре 2011 года будет открыт еще один наш торговый комплекс в городе Нягань Тюменской области. Ну, а в 2013 году новый формат торговли, соответствующий международным стандартам, по достоинству смогут оценить и жители Хакасии.
Уровень определяет
посещаемость
– Вы находите местоположение нового торгово-развлекательного центра перспективным?
– Безусловно. Местоположение выбрано с учетом исследования многих факторов. Например, ближайший к республике торговый комплекс такого уровня находится в Красноярске, за 400 километров от Абакана. Это далековато, даже учитывая сибирские расстояния. Кроме того, привлекла удобная транспортная развязка, находящаяся в самом центре конгломерации "Абакан – Черногорск – Усть-Абаканский район". Неподалеку расположено множество населенных пунктов, которые находятся, выражаясь языком девелопмента, в зоне первичной транспортной доступности. В зону же вторичной транспортной доступности попадают Тува, отдельные территории Красноярского края, Кемеровская область, Республика Алтай и Алтайский край. На территории ТРЦ будут созданы наземная парковка для автотранспорта, обширная рекреационная зона, парк развлечений, ресторанный дворик, искусственный водоем. Для пребывания с детьми оборудованы детские игровые комнаты, где малыша можно будет оставить под присмотром квалифицированного персонала, а также образовательный детский центр. Таким образом, посещение нового торгового комплекса всей семьей на личном автомобиле может быть приравнено к увеселительной прогулке. Для не имеющих пока собственного транспорта жителей близлежащих населенных пунктов будут разработаны специальные бесплатные автобусные маршруты. Такой автотранспорт с фирменной символикой, функционирующий в Южно-Сахалинске, вы могли видеть на слайдах, представленных на презентации.
– Судя по презентации, разработчиками проекта было проведено серьезное исследование рынка, как того, впрочем, и требует такая масштабная работа, анализировались статистические данные о численности населения, качественном его составе, емкость рынка розничной торговли услуг. Оценивали ли вы в рамках работы над проектом уже действующие торговые центры? Не обескуражила более чем скромная посещаемость некоторых из них?
– Конечно, было проведено маркетинговое исследование, в результате которого мы получили портрет целевой аудитории ТРЦ, изучили состояние потребительского рынка, оценили существующие торговые объекты, предприятия услуг и общественного питания. Уровень большей части торговых объектов Хакасии очень и очень низок и не соответствует современным стандартам торговли. Естественно, что площади в таких объектах не востребованы международными и федеральными операторами, предлагающими качественные товары и услуги. Отсюда и низкая посещаемость таких объектов. Ведь люди хотят покупать марочные вещи и уже научились разбираться в предложении, поэтому если ассортимент торгового центра состоит из не очень качественного товара, который при этом реализуется по завышенной цене, то удивляться низкой посещаемости существующих торговых объектов, по меньшей мере, наивно. Я не говорю, что абсолютно все центры Хакасии такие, но большинство, к сожалению, да.
Качественный товар по низким ценам
– Менталитет местного населения имеет определенные особенности. Так, например, год назад жители республики очень негативно восприняли строительство рядом с Абаканом кремниевого завода. Несмотря на общепринятый общественный нигилизм и пессимизм, такие ценности, как чистый воздух, для нас важны. Насколько безопасно для окружающей среды строительство нового комплекса?
– Объект будет возведен с учетом современных требований к строительным технологиям, предусматривающим использование экологически чистых материалов. Лейтмотив архитектурной концепции центра – свежесть воздуха, простор и слияние с природой. Проект ландшафтного дизайна гармонично сочетается с архитектурной концепцией и предполагает обильное озеленение окружающей территории. Интерьер торгового центра и исключительная инсоляция помещений позволит создать впечатление залитого солнцем уголка тропической природы с буйством зелени и прозрачными водоемами. Центр будет организован с учетом европейских стандартов и требований безопасности. Экология от такого строительства никак не пострадает.
– Какие еще выгоды будет иметь республика с открытием нового торгового центра?
– Во-первых, на арендные площади мы заведем новых торговых операторов, которых еще не знают в Хакасии и которые могут предложить потребителю товары более высокого качества, нежели те, которые представлены на местном рынке продаж сегодня, и по более низким ценам. Эти торговые операторы уже присутствуют в Красноярске и Новосибирске, поэтому в открытии новых торговых точек поблизости они заинтересованы. Многие из известных в соседствующих с Хакасией регионах торговых сетей, которые уже заявили о своей готовности к участию в нашем проекте, предоставят индивидуальным предпринимателям Республики Хакасия выгодные условия франчайзинга – это такая организация бизнеса, при которой крупная компания (франчайзор) передает индивидуальному предпринимателю или организации (франчайзи) право на продажу услуг или товаров этой компании. А также предоставляет в его распоряжение свою фирменную символику, разработанные технологии и рецептуры приготовления блюд, технологическое оборудование и прочее. Такая форма работы широко распространена в среде крупных и средних мировых и федеральных ритейлеров.
С чего начинается
"Великан"?
– Еще одна из выгод, видимо, – организация новых рабочих мест?
– В процессе реализации нашего проекта неизбежно произойдет существенное снижение напряженности на рынке труда. Более тысячи рабочих мест предполагается открыть на самом первом этапе работы ТРЦ. Кроме того, жители республики будут задействованы уже при строительстве центра.
Социальная функция ТРЦ не ограничивается предоставлением новых рабочих мест. Ранее реализованные и уже действующие объекты компании "МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг" в ходе своей маркетинговой деятельности постоянно осуществляют мероприятия, направленные на поддержку детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и на социально незащищенные слои населения: праздники, мастер-классы, концерты, конкурсы, и т.п., учреждают благотворительные фонды. Не надо забывать и об увеличении поступления налогов в бюджеты всех уровней. Проект, безусловно, является социально значимым и важным для республики.
– Название торгово-развле-кательного центра "Великан" отражает масштабы строительства или ваши планы на перспективу?
– "Великан" – это пилотный вариант. Пока мы еще не определились с окончательным названием ТРЦ и, скорее всего, ближе к завершению строительства обратимся за помощью к жителям республики. Объявим открытый конкурс на лучшее название комплекса.