С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в федеральный закон №171, согласно которым существенно ужесточаются требования к лицензированию продажи спиртосодержащих напитков. О том, как видоизменяется алкогольный рынок Хакасии и что необходимо сделать для того, чтобы жители региона употребляли только качественные напитки, нашему журналисту рассказал директор управляющей компании ООО "Серебряный шар" Григорий Шереметьев.
Огнем не запугаешь
– Григорий Александрович, ваша компания считается одним из самых надежных игроков на алкогольном рынке Хакасии, работающих в республике не первый год. Но в последние полгода в магазинах "Серебряный шар" произошло сразу два пожара. Как по-вашему, это случайность?
– Действительно, за последние полгода у нас произошло два пожара, один в ноябре 2011 года, другой совсем недавно – в начале марта 2012 года. В первом случае сгорела рюмочная на Центральном рынке, а во втором – магазин на улице Вяткина. Почерк у пожаров один и тот же: заходит человек с сумкой, в сумке либо бензин, либо еще какая-то горючая жидкость, разливает ее и поджигает. Официальное следствие по этим делам идет очень медленно, будто это никому не надо, только после того, как СМИ привлекло внимание общественности к теме пожаров, действия как-то активизировались.
Правда, и сейчас следствие идет достаточно вяло, мы даже не можем сказать, почему так происходит. Сначала полиция пыталась мотивировать эти поджоги (а это сто процентов поджоги) какими-то хулиганскими действиями, но, мы считаем, о хулиганских действиях там говорить нельзя, и, конечно, это не случайность. Особенно в последнем случае, где реально могли заживо сгореть люди. Это был поджог, направленный именно на то, чтобы устранить людей, причем абсолютно невинных. Если бы не было покупателя, который случайно туда зашел, девушки там бы и остались. Бензин разлили возле входа и подперли дверь.
– После этих случаев люди не боятся у вас работать?
– Если это было сделано с целью запугать коллектив, то коллектив реагирует адекватно. Люди понимают, почему это происходит. Девушки-продавцы, конечно, очень испугались, но сейчас, когда в магазине закончится ремонт, они готовы снова выйти на работу. Единственное, что теперь они будут повнимательнее относиться к людям, которые заходят с сумками и так далее. В свою очередь мы со стороны руководства тоже предприняли меры: усилили охрану, установили камеры наблюдения, наружного и внутреннего, купили средства защиты, противогазы, огнетушители и т.д.
– То есть вы не исключаете, что поджоги могут повториться?
– Мы не исключаем, что это может повториться, поскольку твердо стоим на своих позициях и свою деятельность прекращать не намерены.
– А в чем вы сами видите причины поджогов?
– У нас версия произошедшего одна: в последнее время обострилась конкуренция на рынке алкоголя, и, как следствие, стали происходить поджоги. Плюс к этому мы изначально являемся сторонниками продажи легального и качественного алкоголя. Определенными своими действиями мы стали противостоять появлению контрафактной продукции и нелегального оборота, также торговле без лицензии и так далее.
– Почему конкуренция на алкогольном рынке обострилась именно сейчас?
– Конкуренция на рынке алкогольной продукции была всегда. В последнее время она обострилась, потому что вступили в силу поправки к нашему закону №171, ужесточились лицензионные требования, в силу этого конкуренция еще больше обострилась. В соответствии с этим законом, многие магазины с 1 июля не смогут торговать алкоголем по разным причинам: у кого-то будет недостаточно площади, кто-то вообще не сможет переоформить документы. Соответственно, магазинов становится меньше – конкуренция обостряется. Вместе с этим все, наверное, понимают, что если в каком-то населенном пункте, скажем, селе, два магазина торгуют алкоголем и по закону не смогут этого делать, то алкоголь в селе все равно будет. Откуда? Его будут привозить те же предприниматели, будут пить спирт, будут пить что-нибудь типа "боярышника".
Кстати, в последнее время он очень массово потребляется, но на это никто почему-то не обращает внимание.
Также в последнее время участились случаи, когда некая группа людей ездит по магазинам, развозит прайс на алкогольную продукцию, цена которой гораздо ниже рыночной. Такой алкоголь полностью нелегален, и его происхождение непонятно. Однако у предпринимателей появляется большой соблазн купить такой алкоголь и потом его перепродать.
Короче говоря, те, кто не получит лицензию, будут так или иначе торговать без нее.
"Нет" нелегальному
алкоголю!
– Но ведь, продавая "нелегальный", продавцы рискуют не только получить штраф, но и подорвать Здоровье потребителя?
– Безусловно. Наша позиция заключается в том, что алкоголь нужно продавать, прежде всего, качественный и только легально. И мы от своей позиции не отступим. Новые правила продажи алкоголя хоть и значительно усложнили нашу работу, но, тем не менее, они направлены на сохранение здоровья людей. В интернете я часто сталкиваюсь с тем, что нас называют "продавцами смерти", и, мол, вы еще поднимаете шум и жалуйтесь, что вас сжигают. Мы не торговцы смертью, мы торгуем легальным алкоголем. Торговцы смертью – это бабушки, которые торгуют самогоном, люди, которые торгуют спиртом или боярышником. Мы считаем, что торговать качественным и легальным алкоголем – это, наоборот, почетно. Если люди будут пить качественный алкоголь, если государство будет проводить правильную социальную политику и все будут соблюдать закон – пьянство можно будет если не искоренить, то хотя бы свести к минимуму. Поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть – алкоголь должен продаваться только качественный и лицензированный, то есть легальный!
– Как вы считаете, может ли власть, конкретно правительство Хакасии, влиять на ситуацию, которая складывается на рынке алкогольной продукции в регионе?
– Да, конечно. Мы обратились в правительство республики с инициативой. Конкретно мы написали письмо на имя главы Хакасии Виктора Зимина с предложением создать у нас в Хакасии общественный совет, который бы работал при министерстве регионального развития, поскольку это ведомство непосредственно регулирует и контролирует алкогольный рынок. Этот совет, по нашему замыслу, должен помогать минрегионразвитию в контроле рынка.
В чем конкретно помогать: минрегион проводит большую, можно даже сказать, глобальную работу, но не всегда до него доходит та информация, которая есть на самом деле. Это естественно, потому что регион большой и иногда, возможно, не хватает попросту людских ресурсов. Так вот, общественный совет будет направлен в помощь, то есть посредством его будет собираться самая достоверная оперативная информация, которая будет учитываться при регулировании алкогольного рынка минрегионразвитием. То есть, по нашему мнению, общественный совет будет представлять собой следующее: в него войдут представители министерства регионального развития, представители общественных организаций, просто граждане. Также это должны быть заинтересованные организации и предприниматели, которые работают на алкогольном рынке.
В силу того, что новое законодательство вступает в силу не сразу, а постепенно – какие-то поправки заработают с июля 2012 года, какие-то с янва ря 2013 года – предприниматели не знают, как трактовать те или иные нормативные акты, они не знают ответов на многие вопросы.
Опять же население не может отличить настоящий алкоголь от подделки, у людей зачастую не хватает информации. При общественном совете мы планируем создать "горячую линию", чтобы человек мог получить ответ на интересующий его вопрос, связанный с алкоголем.
Я думаю, что создание такого совета поможет всему населению республики, а не только нашей компании. Мы считаем, что такая мера всем пойдет на пользу: если возникает какая-то проблема, ее всегда легче решить сообща, а не поодиночке, при этом ни в коем случае не нарушая закона.
– Вашу инициативу в правительстве уже поддержали?
– Ответной реакции пока нет, но мы надеемся на положительный отзыв, потому что в целом для республики от этого будет только польза.