Не станет ли пенсионная реформа удавкой на шее молодежи?
В мае Верховная Рада приступит к рассмотрению проекта Пенсионной реформы в Украине. Говорили, что это должно было случиться еще в марте.
Однако волна недовольства заставила инициаторов реформы не только провести широкомасштабное обсуждение существующей проблемы, но и откорректировать ряд первоначальных предложений. Именно потому, несмотря на межпраздничный период, в прошлую пятницу в городском управлении Пенсионного фонда состоялось очередное заседание круглого стола по данной теме. На него приглашались прежде всего представители городских организаций политических партий и лидеры фракций городского совета. Делалось это специально для того, чтобы через низовые организации информация и настроения с мест были доведены до высшего партийного руководства, чтобы то, в свою очередь, при принятии решения уже учитывало настроения в обществе. И не только настроения, но и объективные реалии.
Однако подавляющее большинство руководителей депутатских фракций горсовета и политических партий проигнорировало заседание «круглого стола» в управлении Пенсионного фонда. Тем не менее, обсуждение все же состоялось, и в Киев уже направлен ряд пожеланий.
Досиделись до обострения
Еще древние говорили: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Но наши украинские реалии показали, что есть нечто более худшее. Это 20-летня жизнь в разговорах без всяких действий. А ничегонеделание – это не просто топтание на месте. В современной жизни отсутствие действий ухудшает ситуацию. Это все равно как со Здоровьем. Никто не хочет идти к врачу. Но все прекрасно понимают: чем раньше начать лечить недуг, тем дешевле это обойдется и тем больше гарантий, что не будет осложнений. Точно так же и болезни нашего общества. Затягивание с их лечением влечет за собой катастрофические последствия.
Применимо к пенсиям страна дожилась до того, что Пенсионный фонд уже не собирает необходимого количества средств, и этот дефицит покрывается из нищего бюджета государства. В прошлом году дотация составила 27 млрд грн. Для сравнения: на поддержание сферы жилищно-коммунального хозяйства в регионах предлагалось выделить 7 млрд грн. Однако ни копейки пока не поступило.
Не будем далеко ходить, возьмем Бердянск. В нашем городе сегодня ежемесячно выплачивается 42 млн грн пенсий. Умножьте на 12 – у вас получится годовая цифра на несколько десятков миллионов гривень больше, чем весь годовой бюджет города.
И ладно бы пенсия платилась достойная. На самом же деле в пересчете на одного пенсионера цифра получается весьма небольшая. 63% бердянских пенсионеров получают пенсию до одной тысячи грн. И лишь всего у 30 человек пенсия свыше 5 тысяч грн., а еще у двух – более 10 тысяч.
В среднем по городу женщины-пенсионерки получают 977 грн, а мужчины – 1250 грн.
И перспективы таковы, что если ничего не делать, то скоро и это выплачивать будет нечем. Одна из главных причин состоит в том, что уже сегодня в стране на 100 работаю щих приходится 88 пенсионеров. По прогнозам, к 2025 году в Украине на одного работающего уже будет приходиться один пенсионер. А к 2050 году на 100 работающих будет 125 пенсионеров. Представьте, какими должны быть отчисления с заработных плат, чтобы работающие могли обеспечить пенсионеров пенсиями даже на сегодняшнем уровне, не говоря уже о выплате более достойных пенсий. Именно потому правительство и заговорило о пенсионной реформе.
Заговорило, потому что тянуть больше некуда. На всем постсоветском пространстве Украина – единственная страна, где в вопросах пенсионного обеспечения десятилетиями ничего не менялось. В итоге дотянули, как с болезнью: либо умирать, либо делать операцию. Но операция не какой-нибудь аппендицит, а нечто более сложное и рискованное.
Причем настолько сложное, что нормализация работы одного органа может привести к ухудшению работы другого.
Дело не в возрасте, а в заработной плате
Возьмем два из самых спорных моментов реформы: увеличение пенсионного возраста для женщин до 60 лет (сегодня 55 лет) и увеличение минимального стажа для получения пенсии при достижении пенсионного возраста до 35 лет для мужчин (сегодня 25 лет) и до 30 – для женщин (сегодня 20 лет).
Оставим рассуждения о женщине-бабушке (мол, уходят многие в 55 лет на пенсию, чтобы помогать досматривать внуков), о женщине-хозяйке (мол, женщина – это хранительница очага). Оставим, во-первых, потому что в Европе и США и женщины, и мужчины выходят на пенсию в одном возрасте: в Германии, Норвегии, США – это 67 лет, в Канаде – 65 лет. Во-вторых, вы спросите у кого-либо из представительниц прекрасной половины человечества, кто работает в наше время, находясь на пенсии, и получает при этом более-менее приличную заработную плату, готова ли эта женщина с завтрашнего дня оставить свою работу.
Подавляющее большинство вам ответит, что нет, не готовы. Они хотят работать и дальше. Кстати, по официальным данным, из 38 тысяч бердянских пенсионеров 7 тысяч работают. И это далеко не все. Потому что многие пенсионеры продолжают трудиться в предпринимательских структурах, не будучи оформленными.
Поэтому в самом увеличении пенсионного возраста нет ничего страшного. Для многих женщин факт работы в 57, 60 и более лет – это реалии сегодняшнего, а не завтрашнего дня.
Однако все это так, если рассматривать проблему только с одной стороны.
А давайте теперь взглянем на нее с другой – с точки зрения украинских реалий и нашей молодежи. Уже сегодня выпускникам лицеев, колледжей и вузов работать особенно негде. С увеличением же пенсионного возраста и с увеличением минимального стажа, необходимого для получения пенсии, трудоустройство для молодых людей станет еще более проблематичным.
Начальник управления труда и социальной защиты населения Наталья Токмань привела показательные цифры. Если в 2007 году средний стаж выходящих на пенсию мужчин составлял 44 года, а женщин – 37 лет, то уже в 2010 году эти цифры уменьшились соответственно до 40 и 35 лет. То есть в городе отмечается устойчивая тенденция к сокращению трудового стажа. А связано это и с отсутствием работы, и с отсутствием официального оформления на работе. Ведь, как известно, пенсионный стаж насчитывается только в том случае, если за работника вносятся необходимые платежи в Пенсионный фонд. Если их нет, то и стажа за этот период нет, пусть даже человек и числился где-то официально.
По данным той же Натальи Токмань, каждый седьмой бердянец работает сегодня без официального оформления.
А вот еще интересные цифры. Только менее 27 тысяч бердянцев числятся в качестве наемных работников. Это из 43 тысяч работоспособного населения. Ну добавим к ним еще порядка 6 тысяч предпринимателей. Получается 33 тысячи человек официально работающих. Однако тут же обратим внимание на то, что, как указывалось выше, и 7 тысяч пенсионеров официально где-то работают. То есть, выходит, в этих цифрах «сидят» и они. А где ж остальные тысяч 13-16 горожан работоспособного возраста? Пусть какая-то часть из них работает в банках, предприятиях и организациях, зарегистрированных не в Бердянске. Это значит, что официально они проходят как работающие не в городе, а по месту регистрации их предприятия. Пусть еще какая-то часть находится на заработках в ближнем и дальнем зарубежье, ходит в рейсы. Но все равно цифра неработающих, либо работающих неофициально выплывает весьма впечатляющая.
И исходя из этого возникает вполне естественный вопрос: так где ж работать, где набирать стаж? То есть проблема по большому счету состоит не в том, что женщинам, возможно, придется трудиться до 60 лет (хотя многих возмущает именно этот факт сам по себе), а в том, что работать просто негде. И вот тут мы уже выходим за рамки чисто пенсионной реформы и четко понимаем, что она вплотную связана с экономикой. Будет работать экономика, будут люди получать достойные заработные платы, так многие из них и до 70 готовы будут трудиться, лишь бы платили достойно.
Оформлять работников должно быть выгодно
Затронем еще одну проблему: оформление на работе. В ходе «круг-лого стола» в Пенсионном фонде достаточно эмоционально выступил предприниматель Леонид Подколзин («Украинская сдоба»). Он справедливо акцентировал внимание на том, что нельзя винить предпринимателя за то, что он не оформляет своих работников. На самом деле нет более заинтересованного человека, чем сам предприниматель, чтобы его сотрудник был оформлен. Почему? Потому что с неоформленного человека и спросить за работу нельзя. Вот почему сегодня достаточно распространенными являются недостачи на торговых точках, халтурное отношение к работе, низкий уровень ответственности. Люди не оформлены, поэтому на них как бы и не распространяются нормы трудового законодательства, ответственность…
Почему ж тогда людей не оформляют? А потому что с гривни заработной платы только в Пенсионный фонд необходимо заплатить 37 копеек. Да плюс еще 10 копеек с самого работника. А, к примеру, во Франции отчисления от заработной платы составляют 24%, а в Швеции так вообще менее 19%. И ведь есть еще целый ряд налогов, которые должно уплатить предприятие. А заработки и доходы далеки не то что от европейских, но даже от российских.
Вот и весь ответ. Поэтому если сегодня взять и ужесточить карательные меры к работодателям за неоформление людей (сегодня, кстати, это активно обсуждается), то завтра эти работодатели вынуждены будут просто сократить своих работников. То есть и в данном вопросе мы вновь упираемся в экономику, а еще и в политику налогообложения. И до тех пор, пока работодателям не станет выгодно оформлять работников, проблема никак не разрешится.
Некоторые предложения уже услышаны
Но вернемся к Пенсионной реформе. Еще раз затронем пенсионный возраст для женщин. С учетом общественной реакции эту норму предлагается смягчить и сформулировать приблизительно так, что по достижении 55 лет женщина получит право выходить на пенсию либо работать дальше. То есть предлагается дать выбор. Что важно, как для тех, кто работать не хочет, так и для тех, кто работать хочет. В последнем случае, работая на хорошей должности, женщина сможет работать и дальше.
Второй важный момент. В предлагаемом варианте реформы есть положение, согласно которому пенсия будет начисляться не по двум годам работы, как сегодня, к тому же выбранным самим человеком (критерием выбора тут, естественно, является заработная плата, исходя из которой и насчитывается пенсия), а по пяти годам, и только начиная с 2000 года. Очевидно, что сделано это для экономии пенсий. Ведь редко у кого заработная плата была стабильно высокой на протяжении не то что пяти, а даже двух лет. Поэтому средняя заработная плата, взятая для начисления пенсии по итогам пятилетки, будет в большинстве случаев меньше средней заработной платы, взятой человеком за два удачных года.
Именно потому и на «круглом столе» в Бердянском управлении Пенсионного фонда, и повсеместно предлагается если не вернуться к двум годам, то хотя бы увеличить период для исчисления пенсии, отодвинув крайний срок с 2000 до 1995 года. Ведь, как это ни парадоксально прозвучит, но заработные платы у многих были лучше именно в 1990-е, а не в двухтысячные.
Еще один спорный момент: в проекте пенсионной реформы не предусматривается перерасчет пенсии для тех, кто вышел на пенсию по выслуге лет, но продолжает работать (это касается медиков, учителей, работников культуры). В таком случае перерасчет предлагается делать только по достижении человеком пенсионного возраста.
Естественно, с этим многие не согласны и предлагают оставить существующее сегодня положение, при котором вышедшие по выслуге лет, но продолжающие работать пенсионеры все же могли бы делать перерасчет пенсии каждые два года.
Право же пенсионеров, продолжающих работать после выхода на пенсию по достижении соответствующего возраста, на перерасчет за каждые два года работы остается в проекте и не меняется.
P.S. Подчеркнем, речь идет о проекте пенсионной реформы и о предложениях к проекту. А вот в каком же виде будут утверждены нововведения после их обсуждения в Верховной Раде – увидим. Неоспоримо в данном случае одно: хотим мы того или нет, но и пенсионное обеспечение, и условия жизни в нашей стране зависят в первую очередь от работы экономики. Будет в экономической сфере оживление – будут и людей оформлять на работу, и работать будет желание. В Японии уже сегодня количество пенсионеров достигло количества работающих. Тем не менее, к экономическому дисбалансу эта демографическая ситуация там не привела, потому что японская экономика третья в мире. Ну а если в Бердянске более 4-х тысяч официально работающих из 27 тысяч наемных работников получают сегодня заработную плату меньше минимальной, а средняя официальная заработная плата составляет 1743 грн, то тут, как говорится, все комментарии излишни. Здесь, в этих цифрах, зарыт ответ на вопрос, почему молодежь не хочет работать. И здесь же, в этих цифрах, таится угроза, а где же, в самом деле, бердянцы будут нарабатывать необходимый трудовой стаж?Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru