С 1 июля вступили в силу новые правила Кабинета министров (№ 361, от 25 июля 2003 г.), регулирующие порядок оформления сопроводительной документации на товары. С 1 сентября в Интернете появится публичная база, куда будут внесены все нало -гоплателыцики, и каждый желающий может проверить - легален ли бизнес партнера. По мнению чиновников, новый циркуляр поможет упорядочить кон -троль за деятельностью предприятий, а также повысит доверие среди предпринимателей.У бизнесменов иная точка зрения.
Скандал в благородном семействе
Чтобы понять суть вопроса, обратимся к истории. В 1995 г. Кабинет министров издал правила № 268 и 271, регулирующие изготовление и оформление сопроводительных документов на товары: счетов-накладных на основании которых, собственно, предприниматели и работали. Но в 2001 г. СГД решила ужесточить «бумажные требования». Так появилось скандально известное распоряжение СГД № 404 (от 18 марта 2002 г.). А вслед за ним, на конкурсной основе, напечатаны новые бланки накладных, которые теперь можно купить только в СГД.
Цена комплекта (3 или 4 экземпляра, в зависимости от вида товара) увеличилась на 2 сантима. И, соответственно, стоимость накладных составляет 8,7 сантима, а для акцизных товаров - 9,4 сантима. Что такое 2 сантима? Мелочь, конечно, но в месяц фирме -представителю среднего бизнеса -приходится выкладывать на бланки строгой отчетности более 300 латов. Серьезные расходы, особенно для малых и средних предприятий.
А самое главное, зачастую неоправданные.
Нововведение СГД вызвало протест среди многих бизнесменов. В СМИ были отправлены письма-протесты. Согласно закону «О закупках на нужды государства и самоуправления» контроль за проведением конкурсов производит Бюро по надзору за закупками (БНЗ). Жаловались предприниматели и сюда. Однако конкурс на изготовление «новых» накладных, учрежденных СГД, был признан БНЗ законным.
Пошумели и... забыли. У всех свои заботы. Да и, чего греха таить, разобщены наши предприниматели. Ассоциаций, призванных лоббировать их интересы, много, однако действительно серьезные, способные повлиять на решение правительства, можно на пальцах пересчитать. Между тем распоряжение СГД № 404, которое обернулось правилами КМ № 361, можно было хоть частично обернуть в пользу предпринимателей. Тогда и «левых» фирм будет меньше. Ведь не такие они «звери» бизнесмены, когда им идут навстречу, а не давят, как могут. А что думают по этому поводу вСГД?
«В Латвии еще что, вот в Киргизии...»
- Накладные нового образца были вынужденной необходимостью, - отметила представитель СГД Илзе Грасмане. - Правила Кабинета министров, утвержденные в 1995 году, явно устарели. Технология за это время, как вы понимаете, шагнула вперед. В 2001 году, например, в ходе контроля констатировано 38 случаев использования поддельных сопроводительных документов.
Из 955 тысяч накладных более тысячи были фиктивными. Сумма сделок, прошедших в обход государства, составила 907 млн. латов. Причем нельзя сказать, что мы не пошли навстречу честным предпринимателям. Распоряже-ние СГД № 404 вступило в силу с 22 апреля 2002 года. Однако до 1 июля был введен переходный период, когда действовали накладные и старого и нового образца. То есть фирмы могли использовать бланки, приобретенные заранее.
Что касается ажиотажа вокруг накладных нового образца, многим просто не понравилось, что их сделку можно проверить.
- После 1 июля 2003 года требования к документации еще более ужесточились?
- Я бы так не сказала. Особых новшеств нет. А многие из них даже на пользу предпринимателям. Изменится порядок заполнения реквизитов. Чтобы легче было осуществлять проверки и у контролирующих служб возникало меньше вопросов. Например, необходимо указывать адрес фактической приемки и отправки товара (до 1 июля 2003 года указывался только юридический
адрес). И зачастую мы наблюдали такую картину: фирма зарегистрирована по юридическому адресу в Риге, а товар, согласно накладным, следует из Лиепаи в Вентспилс. Естественно, у полиции возникали подозрения, груз задерживался. Теперь этого удается избежать.
- Латвия уже почти в ЕС. В Европе используют накладные подобного образца?
- У нас все же есть различия с Европой. Не все латвийские предприниматели хотят добросовестно платить налоги. Следует также отметить, для акцизных товаров и леса в Европе и сейчас действуют накладные, похожие на наши.
На прощание госпожа Грасмане отметила, что во многих республиках бывшего Союза предъявляются еще более жесткие требования к сопроводительной документации на товар. И привела в пример Киргизию. Сотрудники службы по сбору доходов которой приезжали в Латвию с неофициальным визитом опыт перенимать. Так вот, восточные соседи планировали ввести накладные в четырех экземплярах, один из которых обязательно фирма должна передать в киргизскую службу по сбору налогов
(у нас, в Латвии, как вы помните, по два экземпляра остаются у продавца и покупателя).
«Бумажный портфель» нужно сократить, убежден председатель Ассоциации торговцев Латвии Хенрик Данусевич.
- Мы всегда за то, чтобы не было «левых» накладных и СГД могла легко проверить товар, -отметил он. - Однако то, что государство само изготавливает и продает бланки накладных, берет за это немалые деньги, конечно, идет вразрез с европейскими нормами.
Следует отметить, в 1995 году Ассоциация принимала участие в разработке правил Кабинет министров № 268 и 271. И тогда нам говорили: мол, это - временная мера, чтобы навести порядок в обороте товаров. За окном 2003 год, времена «дикого капитализма» вроде бы прошли. Латвия одной ногой в Европе. Где, кстати, нет единых бланков накладных. Фирмы печатают их сами, экономя деньги. Так было и у нас до 1995 года. Сегодня государство не торопится отдавать «лакомый кусок». Мотив - не все хотят платить налоги. Но, позвольте, тот, кто хочет работать «по-черному», все равно найдет лазейку. А страдают честные бизнесмены. Ассоциация предлагала правительству компромиссный вариант государство разрешит фирмам печатать бланки накладных в вольной форме, но в нескольких типографиях. При этом порядок заполнения реквизитов пусть остается таким же, как сейчас. То есть для СГД будет представлена вся требуемая информация. А фирмы смогут сэкономить на расходах на бланки. Однако наше предложение так и осталось на бумаге.
Много, не побоюсь этого выражения, глупых норм и в самом порядке оформления сопроводительных документов. Например, накладная строгой отчетности необходима и для малых платежей, например, на сумму 5-10 латов. Это просто абсурд, в мире такого порядка нет нигде. Нам удалось договориться с Министерством финансов, что товары на сумму до 50 латов могут передвигаться без строгой накладной, с актом сопровождения, где указаны все реквизиты. Это особенно важно в торговле. Поставщики едут с готовыми накладными, какой-то товар может быть бракованным, его нужно вернуть. Получается, на каждую мелочь фирма должна выписывать накладную. Или, например, маленький магазин, который покупает товар маленькими партиями. Это, конечно, повышает расходы. Однако пришло «Новое время», которое не стремится работать в интересах малого и среднего бизнеса. И нам пока не удалось договориться с новым Министерством финансов.
Вот и вынуждены фирмы тратиться на накладные, даже если товар стоит, скажем, 10 латов.
Существует и еще один немаловажный нюанс. Правила Кабинета министров, регламентирующие порядок заполнения сопроводительных документов на товар, очень сложны. Нередко фирмы ошибаются, заполняя их. Причем даже за незначительные прегрешения, которые не влияют на суть документа, СГД вкатывает солидные штрафы. Ассоциация считает, что государство должно быть более эластичным.