Автономные учреждения – ступень к самостоятельности и совершенствованию
Автономные учреждения – ступень к самостоятельности и совершенствованию
В настоящее время в администрации Торопецкого района рассматривается вопрос о создании муниципальных автономных учреждений (АУ) в сферах образования и культуры.
Для справки: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
На сегодняшний день существует прямой запрет создания автономного учреждения в сфере здравоохранения путем изменения типа существующего.
Почему стало актуальным создание муниципальных автономных учреждений? На этот и другие вопросы мы попросили ответить заместителя главы администрации Торопецкого района С. М. ЕРМАКОВУ.
- Светлана Модестовна, что собой представляет автономное учреждение и в чем его преимущества?
- До 2007 года существовали понятия только государственных или муниципальных учреждений. После принятия закона об автономных учреждениях государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным.
Бюджетные учреждения функционируют исключительно за счет средств бюджетов различных уровней в строгом соответствии с утвержденной сметой.
Автономное учреждение имеет возможность привлечения внебюджетных средств, наделено большей экономической свободой, и его можно назвать модернизированной версией бюджетного учреждения.
При этом сохраняется бюджетное финансирование - учредитель обязан формировать задание учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидий, что особенно актуально в условиях нестабильной рыночной ситуации. Это задание обязательно для выполнения, и расходы на такие задания финансируются за счет бюджета, то есть имеют целевой характер.
Доходы автономного учреждения остаются в его самостоятельном распоряжении, используются им для достижения целей, ради которых оно создано, не относятся к доходам бюджета.
Заработанные автономным учреждением денежные средства и приобретенное за счет них имущество (здания, оборудование и др.) не могут быть переданы другим муниципальным организациям.
Автономному учреждению предоставляется самостоятельность в установлении численности персонала и фонда заработной платы. В рыночных условиях это дополнительный стимул.
Автономное учреждение имеет возможность привлекать банковские кредиты, что не могут себе позволить бюджетные учреждения.
В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения не осуществляют операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета, открытые в федеральном казначействе, что будет способствовать значительному повышению мобильности финансовых потоков и тем самым позволит более оперативно решать неотложные финансовые вопросы.
- А что выигрывают собственники и потребители услуг?
- Для собственника создание автономного учреждения несет в себе важный плюс. Он состоит в том, что у него нет ответственности по обязательствам такого учреждения, но при этом сохраняется возможность контроля за сохранностью имущества автономного учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления и гарантированном сохранении в собственности имущественного комплекса автономного учреждения в части недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Основные преимущества автономного учреждения с точки зрения потребителя - ориентация учреждения на предоставление качественных услуг, на максимально полное удовлетворение потребностей населения в данных услугах.
Вместе с тем, наряду с вышеперечисленными преимуществами автономных учреждений существуют и риски.
Это прежде всего риск "новизны", заключающийся в том, что автономное учреждение является новой разновидностью юридических лиц. Необходимо перестроить систему управления учреждением - в существующую систему управления должен быть встроен такой орган, как наблюдательный совет, осуществляющий (с привлечением общественности) контрольно-надзорные полномочия в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Существует и риск, заключающийся в том, что муниципалитет, по сути, предлагает автономным учреждениям попробовать себя "в свободном плавании" в рыночных условиях при сохранении финансирования "по заказу" на основе задания учредителя.
- Какие сложности могут возникнуть у бюджетного учреждения при смене статуса?
- Смена типа бюджетного учреждения на автономное требует изменения подходов к организации работы учреждения. При этом происходит отказ от освоения сметы в пользу зарабатывания финансовых ресурсов путем оказания качественных услуг в требуемых объемах.
Для того чтобы получить максимальное количество плюсов от приобретения нового статуса, автономному учреждению потребуется повернуться лицом к потребителю, заинтересовать его в получении (приобретении) услуг именно у этого учреждения, а не у какого-либо другого.
При этом учредитель также должен быть уверен в необходимости данного учреждения, в том, что его услуги нужны и важны потребителям и могут оплачиваться за счет бюджетных ассигнований.
Автономному учреждению также потребуется выстраивать взаимодействие с кредитными организациями, поставщиками работ и услуг, переходить на другую систему бухгалтерского учета, обеспечивать публичность информации о собственной деятельности, подвергаться ежегодному аудиту.
В то же время необходимо отметить, что перечисленные сложности могут быть преодолены при условии заблаговременного продумывания путей и способов организации работы автономного учреждения, мотивации персонала, привлечения потребителей услуг.
- Чем руководствуются органы местного самоуправления при переводе бюджетного учреждения в автономное?
- Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения принимается главой Торопецкого района по инициативе либо с согласия муниципального учреждения. Важнейшим критерием для принятия решения о переводе в автономное учреждение является готовность учреждения к осуществлению самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, установлен принцип добровольности и учета интересов коллектива при изменении типа существующего учреждения.
- Какие полномочия оставляет за собой муниципалитет как собственник?
- Собственник оставляет за собой основную функцию - контроль за деятельностью автономного учреждения, в том числе за закрепленным за ним имуществом, которое, как и в случае с бюджетным учреждением, остается в муниципальной собственности.
У автономного учреждения появляется возможность распоряжаться частью имущества, а именно тем движимым имуществом, которое не относится к "особо ценному движимому имуществу".
Основной способ контроля - это ежегодная независимая аудиторская проверка учреждения, которая позволяет учредителю анализировать финансовое положение АУ с учетом мнения независимых специалистов.
- Что самое сложное для новоиспеченных "автономок"?
- Учреждение должно иметь твердую уверенность в своей конкурентоспособности, желание завоевать рынок услуг и бороться за получение бюджетных и привлечение внебюджетных средств. Большая ответственность ложится на руководство учреждения нового типа - необходимо пересмотреть стиль управления и взять на себя риски по осуществлению самостоятельной деятельности.