Капот автомобиля расположен относительно высоко, что спасает его от большинства нежелательных физических воздействий. С другой стороны, для изготовления этой детали зачастую выбирают очень тонкую сталь, а потому вмятина на капоте может появится не только из-за града или выброшенного другими транспортными средствами щебня, но даже от сильного удара детского мяча. К счастью, многие подобные дефекты легко устранить своими руками, особенно если не поврежден лакокрасочный слой.
Какими бывают вмятины и что с ними делать?
Главным критерием классификации вмятин служит их глубина. Неглубокие повреждения (до 5 мм) имеют, чаще всего, правильную круглую форму, не влекут повреждения ЛКП и без особого труда устраняются в бытовых условиях. Вмятины средней глубины (5-8 мм) также обычно круглые, однако им свойственен повышенный риск растрескивания внешний покрытий. Глубокие вмятины (более 8 мм) могут быть овальными или неправильной формы, почти всегда требуют проведения шпатлевочно-грунтовочных и покрасочных работ в процессе ремонта.
Кроме того, восстановление капота своими руками может затрудняться рядом других факторов. Следует обратить внимание на:
Материал изготовления детали. Алюминий обладает «механической памятью», а потому работать с ним гораздо сложнее, чем со сталью.
Место повреждения. Вмятины, расположенные близко к краю капота или возле его ребер жесткости, хуже поддаются ремонту.
Характер повреждения. Если края вмятины растянуты, видны складки металла или мелкие трещины, самостоятельный ремонт крайне нежелателен.
И еще одно предостережение. Если у Вас нет хотя бы базового опыта обслуживания автомобиля и работы со слесарным инструментом, лучше отказаться от самостоятельного выправления вмятин и доверить эту работу профессионалам в области кузовного ремонта.
Технологии устранения вмятин на капоте
Прежде чем приступать к самостоятельному восстановлению капота, важно знать, как убрать вмятину, то есть понимать, какие способы для этого пригодны, какими преимуществами и недостатками они обладают. Наибольшее распространение получили такие методики:
Обратное выдавливание
Технология: Вмятина выправляется рукой или деревянным брусом с обратной стороны, с предварительным прогревом или без него.
Преимущества: Высокая скорость и относительная простота выполнения работ.
Недостатки: Возможно удаления выправление лишь крупных неглубоких вмятин, оставленных относительно недавно.
Обратное выстукивание
Технология:По обратной стороне вмятины от краев к центру последовательно наносятся удары киянкой.
Преимущества:Простота выполнения работ; возможность рихтовки глубоких вмятин.
Недостатки: Зачастую вмятины удаляются не полностью, проявляется бугристость поверхности; требуется снятие капота с авто.
Вытягивание магнитом
Технология:Мощный магнит или электромагнит с удобной рукоятью вкладывают во вмятину, проложив салфеткой или тонкой тряпкой. Прилагая усилие к рукояти, вмятину вытягивают.
Преимущества:Простота и доступность, высокое качество ремонта при работе с не застарелыми вмятинами.
Недостатки: Возможно удаление лишь неглубоких вмятин в мягком металле.
Вытягивание клеевыми захватами
Технология: С помощью горячего клея в наружной поверхности вмятины приклеиваются захваты (доступны в магазинах как «набор для вытягивания вмятин» или изготавливаются вручную из дерева), затем вмятина вытягивается вручную, захвату удаляются нагревом зон их стыка, а остатки клея затираются спиртом.
Преимущества:Простота устранения мелких неглубоких вмятин, в том числе множественных.
Недостатки: Сложность и трудоемкость работ, низкая эффективность при работе с крупными вмятинами и дефектами сложной формы.
Вытягивание вакуумом
Технология: Технология аналогична прошлому методу, однако роль захвата теперь играет устройство, создающее разрежение воздуха, например, пылесос или даже вантуз.
Преимущества: Простота и высокая скорость устранения мелких неглубоких вмятин, в том числе множественных.
Недостатки: Низкая эффективность при работе с крупными вмятинами и дефектами сложной формы.
Саморихтовка (метод нагрев-охлаждения)
Технология: Вмятину и прилегающие к ней зоны осторожно прогревают строительным феном, после чего края, но не центр вмятины резко охлаждают сжатым воздухом или сухим льдом. Естественное сжатие металла и силы упругости сделают свое дело.
Преимущества: Высокая эффективность при работе с крупными вмятинами, высокое качество ремонта.
Недостатки: Сложность и трудоемкость процесса, необходимость соблюдения особой техники безопасности, в том числе — использования СИЗ.
Главная опасность, возникающая при использовании любого метода самостоятельного выправления вмятин — повреждение лакокрасочного покрытия капота. Чтобы избежать этого, не создавайте чрезмерных ударных и касательных нагрузок, предохраняйте ЛКП от прямого контакта с металлическим инструментом и другими твердыми поверхностями, не перегревайте капот. Если Вы не до конца уверены в успехе предприятия, лучше обратитесь за помощью к сотрудникам СТО. Желаем удачи!