По итогам 4 месяцев 2007 года на территории Свердловской области, несмотря на общее снижение аварийности по вине водителей автобусов с 73 до 55 (-24,7%) и пострадавших в них людей со 120 до 89 (-25,8%), зарегистрирован рост погибших в них людей на 300% (3, АППГ-0), а также ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения 1 (АППГ-0, 100%). Кроме того, за 4 месяца 2007 года по вине водителей транспорта общего пользования, который включает в себя городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы), зарегистрировано 58 (АППГ-55, 5,5%) ДТП, в результате которых погибло 3 (АППГ-1, 200%) и ранено 93 (АППГ-82, 13,4%) человека. Основное (86,5%) количество происшествий из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств общего пользования совершено в городах и населенных пунктах. Всего здесь произошло 37 (+4,2%) происшествий. Вместе с тем, показатель тяжести последствий ДТП на автодорогах в 3 раза выше, чем в городах и населенных пунктах, при этом 80 % чрезвычайных происшествий совершено на автобусах "ГАЗЕЛЬ".:
14.01.07 в 15.20 на 133 км. автодороги Екатеринбург - Тюмень водитель автомобиля ГАЗ-322132 Прожерин С. В. 1980 г. р. (ИП "Лепихин", г. Камышлов) допустил съезд в кювет с последующим опрокидыванием автобуса. В результате ДТП 5 человек получили различного рода травмы.
30.04.2007г. в 07.50 на 13 км. автодороги с. Н. Павловское - Алапаевск водитель ГАЗ-3274 (ООО Легион, г. Н-Тагил) Бабайлов В. Л. не справился с управлением, совершил съезд с проезжей части и опрокидывание, в результате ДТП 1 человек погиб 8 получили ранения.
Как правило, каждое третье происшествие по вине водителей автобусов связано с неправильным выбором скорости движения (34,3%); неправильный выбор дистанции - 21%, нарушение правил обгона - 17,2%, нарушение правил проезда перекрестка и пешеходного перехода - 8%, а также выезд на полосу встречного движения - 6%.
Основным видом ДТП является столкновение - 34,7%, наезд на пешехода - 29%, падение пассажира - 15,2%.
Проведенный анализ свидетельствует, что 58,3% происшествий совершены водителями, стаж работы которых превышает 15 лет; 19,4% -со стажем от 10 до 15 лет; 12,5% - до 5 лет; 9,7% - от 5 до 10 лет.
Как показывает анализ, основной причиной ДТП с участием автобусов является человеческий фактор, чему способствуют многочисленные случаи нарушения требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок. Нередко при изучении причин и условий совершения ДТП устанавливается несоответствие дорог и дорожных сооружений требованиям ГОСТ Р50593-93.
Вместе с тем итоги мероприятий, проведенных в 2006 - 2007 годах, а также статистика аварийности свидетельствуют о низком уровне контроля, в том числе со стороны подразделений ГИБДД при работе на линии, за соблюдением водителями автобусов требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ежесуточный анализ ДТП и результатов профилактических мероприятий показывает, что со стороны должностных лиц автотранспортных предприятий контроль за техническим состоянием автобусов и их эксплуатацией по-прежнему осуществляется на низком уровне, установленные требования по обеспечению безопасности перевозки пассажиров автобусами ими не выполняются. При этом надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований по организации и осуществлению пассажирских перевозок неадекватен складывающейся обстановке.
Особую тревогу вызывают многочисленные факты нарушения требований Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, в части организации школьных перевозок и массовых перевозок детей. Так
, 15.03.2007г. на 13 км. Сибирского тракта сотрудниками ГИБДД был выявлен факт перевозки детей автобусом Икарус - 250, принадлежащим И. П. Кулагину, с грубыми нарушениями предъявляемых требований. Перевозка инициирована преподавателями гимназии №176, распложенной на территории г. Екатеринбурга. При проверке документов установлено, что у водителя отсутствует путевой лист, перед выездом не проведены предрейсовый медицинский осмотр и проверка технического состояния автобуса, не составлен маршрут движения автобуса. Территориальные органы ГИБДД о предстоящей поездке не проинформированы. Приведенные примеры показывают, что руководителями ОГИБДД ряда муниципальных образований Свердловской области оперативно-профилактические мероприятия направленные на предупреждение аварийности на пассажирском транспорте проводятся формально, с отступлениями от требований нормативных правовых актов. На основании изложенного, ГИБДД на территории Свердловской области инициировано проведение первого этапа оперативно-профилактической операции "Автобус", которая будет
проводиться с 21.05.07г. по 03.06.07г. Как всегда блюстители порядка на дорогах ставят несколько задач: предупреждение ДТП и нарушения водителями ПДД, проверка технического состояния, контроль за выполнением владельцами автобусов (троллейбусов, трамваев) установленных требований по организации перевозочного процесса, обеспечивающих безопасные условия его выполнения. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru