Вступил в силу новый закон о такси, который регламентирует правила работы легальных извозчиков и вносит соответствующие поправки в ряд действующих законов. Новый закон, главным образом, смягчает требования к таксистам, упрощает процесс получения лицензий на извоз, а также направлен на борьбу с нелегальными таксистами. Также закон ограничивает действие статьи КоАП, которая предусматривает административное наказание для таксистов без лицензий, до 1 июля 2012 года.
Извоз по новым правилам
Итак, вступил в силу новый закон о такси, который направлен на легализацию извоза в стране. Соответствующие изменения будут внесены во все действующие законы, касающиеся работы такси. Закон не только смягчает некоторые требования к таксистам, но и упрощает процедуру получения лицензий на осуществляемую деятельность. Также новый закон приостанавливает действие статьи КоАП, которая предусматривает административное наказание для частных извозчиков без соответствующей лицензии, до 1 июля 2012 года.
Новый закон разрешает службам такси и частным извозчикам осуществлять свою деятельность не только на собственных автомобилях или на условиях лизинга, но и на арендованных. Однако есть небольшая поправка: используемые автомобили должны соответствовать всем требованиям, установленным в документе. Лицензию же на осуществляемую деятельность таксистам будут выдавать сроком на 5 лет. Заявление на получение разрешения можно подать на сайте госуслуг в режиме онлайн.
В связи с большими финансовыми затратами, которые лягут на плечи легальных извозчиков, нормы о перекраске такси в специальную цветовую гамму и оснащении их таксометрами будут введены не ранее 1 января 2013 года. Новый закон о такси также предусматривает передачу полномочий по установлению требований оснащения такси таксометрами и прочими автоматизированными программными комплексами для управления заказами субъектам РФ. Легальным таксистам разрешено будет бесплатно парковаться на привокзальных площадях.
Согласно документу, если плата за проезд будет фиксированной, то извозчик имеет право не оборудовать свой автомобиль таксометром. Кстати отметить, что регламентирование данного вопроса также ляжет на плечи субъектов РФ. Так, власти областей сами будут решать необходимость оснащения такси данными приборами, а также осуществлять региональный контроль над легализацией такси. Региональные власти получат полномочия на рассмотрение административных дел по правонарушениям среди таксистов. На все это у субъектов РФ есть немного времени, чтобы привести свое законодательство в соответствие с федеральным.
Таксисты, получившие лицензию на право заниматься частным извозом, обязуются до 1 января 2013 года нанести на борт своего автомобиля "шашечки", а на его крышу установить оранжевый фонарь. Эти меры необходимы для идентификации таксистов среди нелегальных извозчиков. При наличии атрибутики такси на автомобилях, но без разрешения на извоз, таксисты будут оштрафованы на 2,5 тысячи, должностные лица - на 20 тысяч, а юридические лица - на 500 тысяч рублей. Кроме того, у нарушителя конфискуется фонарь, а сам он обязуется стереть "шашечки".
Легальным таксистам теперь разрешается двигаться по выделенным полосам под общественный транспорт, но только в том случае, если над ними не висит знак "кирпич". Такое послабление не коснется лишь столичных и Питерских таксистов, так как в Москве и Санкт-Петербурге над каждой выделенной полосой расположен такой знак, и власти городов снимать эти знаки не собираются. Если же таксист выедет на выделенную полосу, над которой висит знак "кирпич", то с 1 июля 2012 года его оштрафуют на 3000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге, и на 1500 рублей в остальных крупных городах страны.
После внесения соответствующих изменений в ряд нормативных актов, регламентирующих работу такси, легальные извозчики могут получить желтые номерные знаки. Эту идею поддержало МВД РФ, так оно видит в этом эффективную борьбу с нелегальными таксистами. Впервые инициатива была высказана в начале текущего года, но тогда не были подготовлены соответствующие изменения и поправки для ее вступления в силу. По имеющимся данным, с начала 2012 года в столице около с официальной лицензией на извоз работает 13 тысяч таксистов.
Архангельские таксисты не в восторге от нового закона
Архангельские таксисты не видят в новых изменениях ничего хорошего, так как на их плечи лягут дополнительные расходы по оснащению своего автомобиля таксометрами, нанесению на него "шашечек" и приобретению фонаря. Кроме того, теперь у сотрудников ГИБДД есть полное право штрафовать частных извозчиков, у которых при наличии атрибутики такси нет соответствующей лицензии.
Однако сотрудники ГИБДД отмечают, что доказать факт частного извоза не так просто, так как нелегальные таксисты уже придумали множество историй, чтобы избежать наказания. А если еще и рядом сидящий пассажир подтвердит, что водитель является его знакомым и не берет с него денег, то наказать такого таксиста практически невозможно.
Да и сами руководители служб такси считают, что после вступления в силу закона, а особенно штрафов за нарушения, водители начнут покидать свои рабочие места и "уходить в тень". Поэтому они ожидают, что в скором времени количество "теневых" таксистов в Архангельской области вырастет до 80 процентов.
Все ли точки над "i" расставил новый закон?
Новый закон о такси преследует своей целью не только борьбу с нелегальными частными извозчиками, но и улучшение качества обслуживания и безопасности пассажиров. Так, чиновники заявляют, что есть существенная разница между тем, садится ли пассажир в легальное такси или в попутный автомобиль. Кроме того, оснащение автомобилей таксометрами позволяет водителю не торопиться и соблюдать все ПДД, так как время на конечной цене такси не скажется, а отсутствие спешки гарантирует безопасность пассажиров.
Однако руководители служб такси и сами частные легальные извозчики считают, что меры безопасности у них соблюдались и до введения закона. Теперь же ввод новых правил повлечет за собой дополнительные расходы, которыми обременены будут таксисты, а это, в свою очередь, отразится на цене такси, иными словами новый закон о такси приведет к повышению платы за проезд, что явно не обрадует пассажиров.
Также повышение тарифов на проезд негативным образом отразится и на самих легальных таксистах, так как все равно будет существовать "теневой! Рынок частного извоза. Соответственно, если люди будут отказываться от проезда на легальном такси из-за дороговизны, то это повысит спрос на услуги так называемых "бомбил", которые подвезут за полцены. Поэтому это может грозить разорением не только индивидуальных таксистов, но и таксомоторных компаний.
Недовольны таксисты и пунктом документа об оснащении своих автомобилей таксометрами, так как они считают, что эти приборы являются морально устаревшими и влекут только дополнительных расходы. Однако положительный момент таксисты усмотрели в том, что теперь конкретизирован перечень документов, необходимых для получения лицензии. Так, раньше бывали случаи, что местная администрация придумывала дополнительные бумаги, которые якобы необходимо было предъявить для получения разрешения. Они считают, что это делалось с целью получения взятки либо для продвижения на рынок таксомоторных услуг определенного круга лиц.
Таксисты считают, что новый закон также имеет много пробелов, которые можно было бы заполнить без ущерба для всех сторон. Они предлагают внести материальную поддержку для легальных таксистов с тем, чтобы стоимость перевозки была меньше. Кроме того, таксисты считают, что диспетчерские службы, не имеющие собственного таксопарка, мешают осуществлению закона, так как они способствуют увеличению нелегальных извозчиков.
Как бы то ни было, новый закон о такси принят. А с 1 июля 2012 года, после снятия всех ограничений на штрафы для таксистов без лицензий, он заработает в полную силу. Тогда и станет ясно, расставил ли новый закон о такси все точки над i или вновь поставил многоточие.