«Не думаю, что штрафные санкции и коррупция связаны между собой»
«Не думаю, что штрафные санкции и коррупция связаны между собой»
Автор проекта изменений автомобильной статьи КоАП, депутат Госдумы Владимир Плигин, на прошлой неделе пообещал проверить все свои предложения на практике - добираться до офиса на Охотном ряду за рулем и не нарушать им же написанные правила. От том, что из этого вышло, о коррупции и роли ГАИ в наведении порядка, и о перспективах отмены презумпции невиновности он рассказал в интервью.
- Владимир Николаевич, вы собирались приехать на работу за рулем, чтобы доказать реалистичность предложенный вами жестких мер для водителей и необходимость повышения штрафов. Собрали доказательства?
- Я доказал себе, что можно спокойно ехать и совсем не нарушать. Даже скорость не превышать, перестраиваться и поворачивать четко по Правилам. По дороге я слушал музыку и приехал на работу всего на 20 минут позже, чем когда езжу водителем на служебной машине.
- А водитель вашей служебной машины нарушает, замечаете?
- Иногда бывает... Так же как и у всех.... Потому и статистка по ДТП показывает, что в 80% случаях аварии происходят по вине водителей. 22% аварий случается из-за плохих дорог и 1,5% - из-за технических неисправностей.
Чтобы снизить аварийность и смертность в ДТП, нужно построить новые дороги, нужно обновить автомобильный парк, но сделать это за год или хотя бы за пять лет не получится. Гораздо быстрее и эффективнее будет ужесточить законодательство и заставить водителей не нарушать правила.
Причем наши опросы показывают, что большинство водителей наши меры поддерживают.
- Вы проводили социологический опрос?
- Не совсем. Я и мои помощники расспрашивали знакомых, и граждан об их отношении. Введение балльной системы вызывает вопросы и даже отрицательную оценку. По поводу презумпции невиновности не все согласны, что ее можно отменять. Зато увеличение штрафа за не пристегнутый ремень безопасности, одобряют практически все.
- Да, но как раз за ремень вы поднимаете штраф всего до 500 руб. А вот наказание за перестроение в плотном потоке вы вводите от 500 до 1000 руб. Хотя вообще не понятно, что именно нарушает водитель, и какое отношение это имеет к смертности.
- Этот пункт мы еще будем уточнять. Изначально мы хотели бороться с "подставами" на крупных трассах, и когда водители специально друг друга подрезают. А еще мы хотим запретить беспорядочное перестроение. Мы уточним эти понятия к первому чтению. Важно не это, а то, что повышение штрафов, увеличение пунктов Правил, за нарушение которых будут лишать прав, и балльная система - все это методы борьбы за снижение смертности. Их часто называют громким словом "драконовские" (хотя, по китайской философии, драконы могут быть как отрицательными, так и положительными). Но, тем не менее, они эффективны.
- С другой стороны, эти меры неизбежно провоцируют рост коррупции. Это относится не столько к повышению штрафов, сколько к лишению прав, когда водители будут вынуждены откупаться от наказания. А как вы собираетесь обеспечивать исполнение своего закона?
- Это очень серьезная проблема. Я не думаю, что санкции и коррупция вообще связаны. Мы же говорим только об ответственности водителей, а не о том, что гаишники берут взятки.
- Как же они не связаны, когда законопроект разрабатывали в ГАИ?
- Да действительно, специалисты ГАИ входили в рабочую группу по этому закону. Но наш проект, это компиляция отдельных законопроектов поправок в разные статьи автомобильной главы КоАП. Мы просто решили не вносить изменения постепенно, а объединить их в один проект. Но я вас уверяю, что специалисты ГАИ, с которыми мы работали, занимаются наукой, а не думают, как сделать, чтобы постовым гаишникам было проще наживаться. И к проблеме коррупции они точно не имеют отношения.
- Возможно, ваши специалисты и не стоят на дороге с радаром. Но они входят в насквозь коррупционную систему.
- У нас в стране принято не доверять. Не доверять правительству, ГАИ, милиции, судам. Один мой приятель, глядя на себя в зеркало, уже сомневается, что доверяет себе. Заменить или убрать с дорог гаишников мы не можем, потому что это было бы катастрофой. Значит просто надо начать им доверять.
- Как вы себе это представляете?
Нужно начать с ними сотрудничать в рамках Правил. Не нарушать, и тогда не придется давать им взятки. В нашем законе мы хотим обеспечить безопасность граждан. Ну, например, когда вы идете домой, а тротуар перегородила чья-то машина, вам же наверняка "хочется процарапать ее гвоздем". А если мы повысим штраф за парковку на тротуаре, брать в руки гвоздь не придется.
- А вы не хотите задуматься над тем, что нужно построить больше стоянок, чтобы людям не приходилось парковаться на тротуарах? Или над тем, что надо обязать гаишников разруливать пробки, а не отлавливать водителей, которые вынуждены объезжать их по встречной?
- Проблема лежит не в том, чтобы переложить ответственность на водителей, а чтобы избежать 35 тыс. смертей на дорогах. И основной причиной аварий является нарушение правил.
Когда мы ввели лишение прав за вождение в пьяном виде, число аварий по вине пьяных водителей тут же сократилось на 10%. Так что эффективность ужесточения наказаний доказана.
- Посмотрите законодательство Италии, Израиля и Германии. И вы убедитесь в том, что наш законопроект очень мягкий и демократичный.
- Да. Но ни в одной из этих стран, гаишники не вымогают взятки, используя в своих целях жесткие законы.
- Что вы предлагаете? Повысить уголовные санкции за взятки для гаишников? И повысить уровень раскрываемости случаев вымогательства?
- Да, например.
- Я подумаю. Возможно, придется именно так и поступить.