Бердникова Татьяна: Добрый день, Юрий Алексеевич. Мы все без исключения участники дорожного движения - будь то в качестве водителей, пешеходов, пассажиров и т. д. И зачастую складывается такое ощущение, что никто Правил дорожного движения не знает, или сознательно не желает соблюдать.
Деминым Юрием Алексеевичем: В первую очередь проблемы возникают, когда человек не осознает свою ответственность и пренебрегает Правилами дорожного движения. Это в равной степени относится и к водителям, и к пешеходам.
Водитель транспортного средства обязан учитывать, что управляемые им мотоцикл, автомобиль, автобус или грузовик в любом случае создают повышенную опасность. И от действий человека, находящегося за рулем, зависит не только его жизнь и здоровье, но и пассажиров, пешеходов, иных участников дорожного движения.
К сожалению, многие не понимают или не желают понять, что Правила написаны, образно говоря, "кровью” - достаточно посмотреть на сводки дорожно-транспортных происшествий, чтобы убедиться в этом. Не учел водитель состояние дорожного покрытия, не знал, как следует действовать в конкретных погодных условиях, не включил или не выключил вовремя сигнал поворота, превысил скоростной режим, не заметил знак, решился принять "сто граммов”, пренебрег дорожной разметкой... А ведь за всеми этими "мелочами” стоят человеческие жизни!
То же самое относится и к пешеходам. Элементарные понятия, которые мы со своей стороны с помощью агитации, разъяснений, пропаганды стараемся донести до людей и закрепить в их сознании, вовсе не являются, как некоторые говорят, "причудой гаишников”. Сегодня папа или мама перебежали вместе с ребенком дорогу на красный свет светофора или в неположенном месте, стараясь сэкономить минуту-другую, вместо того, чтобы дойти до пешеходного перехода. А завтра их малыш пойдет той же дорогой, что родители, но уже один. Далее трагические последствия даже представить страшно... Взрослые должны понять, что поведение старших малыши воспринимают как должное, копируя действия тех, кто в их понимании обладает авторитетом и ведет себя определенным образом.
БТ: Очень много разговоров о "коррупции на дорогах”, когда сотрудники ГИБДД занимаются, мягко говоря, "извлечением прибыли” - по делу или без надобности останавливая водителей. Что бы вы ответили по этому поводу? Вообще, много жалоб поступает?
ДЮА: Во-первых, для пресечения нарушений законности, укрепления дисциплины и усиления контроля деятельности личного состава Госавтоинспекции, а так же других сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения, приказом МВД России от 1995г. созданы контрольно-профилактические подразделения Управлений ГИБДД.
УГИБДД ГУВД Свердловской области выступило инициатором и стало первым в России, сформировав соответствующую группу контроля. Мы укомплектовали новое подразделение наиболее квалифицированными сотрудниками, имеющими стаж работы в Госавтоинспекции пять и более лет. Сегодня отдел состоит из отделения специальных проверок и отделения профилактики нарушений дисциплины и законности.
Основными задачами контрольно-профилактического отдела являются предупреждение, а также выявление и пресечение нарушений дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения.
Но эта одна сторона медали. С другой же стороны - вы сами видите обстановку на дорогах - количество автомобилей на территории Свердловской области увеличивается постоянно, за рулем практически каждый второй. Естественно, это обусловливает и возникновение заторовых ситуаций. Со стороны Госавтоинспекции был принят ряд решительных достаточно мер, когда под личный контроль руководителей всех подразделений ГИБДД были взяты такие проблемные моменты, и выставлялиь на ручное регулирование наиболее опытные сотрудники, что позволило в принципе "разгрузить" город. Но, понимаете, мы сталкиваемся вот с какой проблемой - к сожалению, правосознание не хочу сказать всех, но достаточно большого количества водителей находится на таком уровне, что даже нарушая ПДД - а это в любом случае нарушение нашего российского законодательства - водитель ведет себя достаточно агрессивно и при выявлении таких нарушений находит множество причин, на его взгляд обьективных (как, например, выезд на полосу встречного движения при возникновении пробок, и др.), но не видит собственного нарушения ПДД. Из-за этого и возникает такое большое количество жалоб на действия ДПС. Но я хотел бы сказать, что обоснованными из них признаются всего около десяти процентов, а я должен вас заверить, что проверки по поступившим жалобам мы проводим очень тщательно, ситуация рассматривается со всех сторон, и обьективно. Но, даже если посмотреть с точки зрения простой логики - инспектор ДПС уполномочен накладывать административное взыскание, т. е. штраф за нарушение ПДД, другими словами - наказывать. И очень сложно к человеку, который наказывать, отнестись с пониманием. Но выявлять нарушения правил дорожного движения и наказывать за это - это обязанность сотрудника ГИБДД, не самая приятная и не самая благодарная, но обязанность.
БТ: А на что больше всего поступает жалоб со стороны водителей, если не секрет?
ДЮА: Должен сказать, что достаточно большое количество нареканий в свой адрес получает работа дежурных бригад по выездам на место ДТП. Со стороны водителей чаще всего слышатся упреки в некомпетентности, бюрократизме, огромных очередях в кабинеты по оформлению дорожно-транспортных происшествий, формализме, и тому подобное. Конечно, с этим нельзя не согласиться. Каждый автолюбитель имеет в запасе массу историй, где инспектора ДПС представлены как люди, которые просто хотят создать неприятности для автомобилиста. А с момента возникновения в РФ такого института гражданско-правовых отношений, как "обязательное страхование автогражданской ответственности", ситуация на дорогах нашего города по вполне объективным причинам несколько поменялась. Количество зарегистрированных в установленном порядке дорожно-транспортных происшествий резко возросло.
Но по закону при совершении дорожно-транспортного происшествия этот факт необходимо зафиксировать в ГАИ - либо вызвать сотрудников ГАИ на место происшествия, либо, при согласии сторон о виновности ДТП, прибыть в ГАИ для оформления самостоятельно. Но если раньше, при небольшом материальном ущербе, тем более, когда вина очевидна, водители предпочитали решать вопросы денежной компенсации на месте, то теперь для оформления необходимых документов для страховых компаний фиксация ДТП в ГАИ просто необходима. Отсюда и огромные затраты времени автолюбителя - на оформление самого "простого" ДТП, т. е. в котором не пострадали люди, вина очевидна и автолюбитель с ней согласен, и участники ДТП прибыли для оформления самостоятельно - инспектором-дежурным по выездам уходит в среднем около 40 минут. И если умножить это количество на количество ДТП в дежурные 24-часовые сутки, то получается, что, во-первых, рабочий день инспектора должен быть больше минимум в полтора раза, а водителю, попавшему в ДТП, придется несколько часов ожидать своей очереди, когда его пригласят в кабинет для оформления. И еще нужно учесть, что мы рассмотрели самый простой вариант развития событий.
Если же в дорожном происшествии пострадали люди, или никто из участников дорожного происшествия свою вину не признает, то тогда по закону участники ДТП обязаны, в соответствии с п.2.5 ПДД "... не трогать с места транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП, принять возможные меры для оказания первой доврачебной медицинской помощи, вызвать "Скорую медицинскую помощь", сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ.".
Мы увеличили количество бригад инспекторов-дежурных по выездам на место ДТП. На оформление ДТП, в которых люди не пострадали, ориентируют экипажи инспекторов ДПС, несущих службу по дислокации поблизости места совершения ДТП, которые имеют право произвести необходимые замеры, помогут зарисовать схему ДТП, и для оформления направят непосредственно в ГАИ в кабинет по оформлению ДТП. Еще проще самим участникам дорожно-транспортного происшествия, при очевидной вине и согласии виновного, составить примерную схему ДТП на месте и прибыть в ГАИ.
БТ: Много ходит разговоров о том, что практически невозможно с первого раза сдать "на права". Так ли это?
ДЮА: Нет, бояться и пугаться нечего. Если человек серьезно решил стать водителем, то он пройдет медицинскую комиссию, завершит курс обучения и - рано или поздно - сдаст на права.
Статистика свидетельствует, что более 25% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей, чей стаж управления транспортными средствами не превышает 3-х лет. По результатам приема экзаменов на получение водительского удостоверения в органах Госавтоинспекции, установлено, что только каждый пятый кандидат в водители может быть допущен к самостоятельному управлению транспортным средством. В настоящее время мы пытаемся разработать механизм взаимодействия с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, чтобы мы могли влиять на процесс по выдаче, отзыве лицензий у учебных организаций на право обучение водителей транспортных средств.
БТ: Каковы основные причины не совсем качественного преподавания в автошколах?
ДЮА: -Это несоответствие современным требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения, учебным нормативам и стандартам; недостаточная информированность водителей о внесенных изменениях в правила дорожного движения.
Принятые меры позволили организовать проверку учебного процесса в образовательных учреждениях, а также проверить наличие материально-технического обеспечения, необходимого для качественной подготовки будущих водителей.
Полагаю, что дальнейшая работа в данном направлении поможет стабилизировать сложившуюся негативную обстановку на автодорогах и уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий. Мы неоднократно отмечали недостаточный уровень подготовки и переподготовки кандидатов в водители транспортных средств в отдельных учебных организациях. Так что Госавтоинспекцией области принимаются меры по ужесточению приема экзаменов на право управления транспортным средством.
БТ: В последнее время также очень много нареканий со стороны водителей к дорожным условиям, к состоянию проезжей части, несмотря на непрекращающиеся ремонты. Что бы Вы сказали по этому поводу?
ДЮА: Некачественное дорожное покрытие, естественно, тоже негативно влияет на состояние безопасности дорожного движения. Причина - в отсутствии достаточного финансирования организаций, отвечающих за содержание автодорог.
Кроме того, с увеличением автопарка снизилась пропускная способность дорог, устарели технические средства регулирования движения, которые на сегодняшний день не отвечают складывающейся ситуации. Необходима реконструкция существующих дорог и строительство новых транспортных развязок, отвечающих современным требованиям. В этой связи - в соответствии с принятой в начале 2006 года федеральной целевой программой по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы - УГИБДД разработан проект соответствующей областной программы; принимаются меры по доведению штатной численности подразделений ДПС до установленных нормативов.
БТ: Как Вы относитесь к предполагаемому повышению штрафов за нарушение ПДД?
ДЮА: Я считаю, что все-таки необходимо ужесточать административные штрафы. Поэтому мы сегодня и говорим о системе нарушений и необходимости строгого более наказания тех, кто регулярно не соблюдает ПДД. Существующая система и суммы административных штрафов совершенно не отвечает реалиям дня. Все-таки человек должен осознавать, что нарушение ПДД неотвратимо несет за собой наказание, и наказание существенное. Потому что главный определяющий фактор во многих отношениях в обществе - это материальный.
БТ: И, как итог нашей беседы, какие бы Вы сделали выводы, что пожелали бы нашим водителям в честь такого праздника, как "День автомобилиста"?
Но это все мы говорим о существующих проблемах в обеспечении безопасности. А все-таки Госавтоинспекций пройден путь "от автомобиля - к человеку", когда все понимают, что человеческий фактор - это самое главное, и влиять необходимо на сознание, пусть и жесткими методами. В том числе и штрафами, и более жесткими условиями приема экзаменов, и т. д. И опять же если говорить общими словами, то проблема безопасности на дорогах - это проблема общая, и только осознав всю тяжесть последствий и "примерив" эту картинку на себе, можно добиться каких-то положительных сдвигов. И водитель, и пешеход должен понимать - инспектор ГИБДД не сколько наказывает за нарушение, а сколько развивает понятие "недопустимости" нарушений ПДД.
И хотелось бы пожелать нашим автолюбителям не забывать, что взаимоотношения на дороге "водитель-инспектор" можно и нужно поменять из отношений неприятия друг друга в общую заботу о безопасности дорожного движения. Искренне желаю всем автолюбителям "зеленого" света на всех жизненных перекрестках!