Армейской внешности автомобили на огромных колесах, упакованные лебедками и кенгурятниками. Мятые бампера, погнутые глушаки и поцарапанный корпус по крышу в грязи. Своим ходом – значит, голос разума победил адреналиновую лихорадку: преодолеть все и вся без предварительной оценки препятствия. Водители – уставшие и довольные в запачканной и промокшей одежде, в резиновых сапогах почти по горло. Пожалуй, так выглядит военное подразделение после захвата противника или санаторно-курортный спецназ после сеансов грязелечения. Да только все иначе – это с покатушек выходного дня возвращаются оффроудеры, покоряющие дремучее бездорожье четырьмя колесами специально подготовленных полноприводных авто.
Соревновательное испытание автомобиля на проходимость по непролазной глуши и буеракам давно приобрело статус автоспорта и название «трофи». Винничане практикуют любительскую версию – не победы ради, а для души. Участвовать в такой затее значительно увлекательней, чем это возможно передать словами. Но попробуем описать хотя бы схему. Участники – владельцы надежных и оснащенных внедорожников – продумывают маршрут (желательно, в пределах Винницкой области, дабы разъехаться по домам к вечеру), назначают дату, время, и – полный вперед.
Когда заканчивается асфальт, начинается долгожданная война с природой. Вездеходы штурмуют жирное земляное месиво, взбираются на отвесные косогоры, форсируют водоемы (до полутора метров в глубину), освобождаются из плена коварной колеи, бампером валят кустарник. Преграды проходят по очереди, запечатлевают на фото и видео.
Если преодоление не удалось и автомобиль намертво засел в каких-нибудь дебрях, без дружеской поддержки не обойдешься. И здесь пригодится предварительно подготовленное снаряжение и лебедки. Процесс может занимать несколько часов и изрядно «прогреть» всех: от незадачливого пленника до его спасателей. Может быть, лебедение и является интересной и неотъемлемой частью оффроудных прогулок, но к преградам необходимо подходить с умом и правильно сопоставлять их сложность со степенью подготовки внедорожника. Поскольку вероятность застрять так, что никакие лопаты, хай-джеки и дружеские лебедки не помогут, есть всегда. В таком случае, будь добр зови на помощь эвакуатор, трактор – кто проедет и приедет. Каждое время года готовит для смельчаков свои испытания.
Снежные сугробы, скользкие подъемы, минусовая температура (не всегда ласковая к дизельным, например, двигателям) или повсеместная сырость, топкое болото и наполненные водой рвы. Грязевые ванны в приоритете – весна и осень считаются сезоном для внедорожных приключений. Хоть зимой оффроудеры и барахтались в снегу, они с нетерпением ждут, когда побегут ручьи, а размокшая земля снова обретет былое коварство. Возможность ездить в такой глуши, что и пешком не пройдешь, – дело затратное, как и любое экстремальное увлечение.
Здесь и экипировка водителя нужна соответствующая, и бензина вездеходы потребляют немало, да и сам автомобиль необходимо подготовить – значит, слова «лебедка, хай-джек, шноркель, кенгурятник, фара-искатель» прочно войдут в ваш лексикон. Кроме того, периодических починок у добросовестного механика не избежать. Те, кого все эти сложности не пугают, рано или поздно формируют экипаж (пилот и штурман) и начинают участвовать в трофи-рейдах и прочих соревновательных мероприятиях внедорожного толка.
Календарь
26.03
«Самарские Дебри 2010», трофи Днепропетровская обл.