Враг достиг, хотя и не полностью, своей цели: соединения 5, 37, 26-й и часть сил 21-й и 38-й армий Юго-Западного фронта вместе с его штабом оказались в окружении. Бои за выход из вражеского кольца длились более десяти суток и отличались большим ожесточением. При этом смертью храбрых пали командующий фронтом генерал-полковник М. П. Кирпонос, член Военного совета, секретарь ЦК КП(б) У М. А. Бурмистенко, начальник штаба генерал-майор В. И. Тупиков и другие.
Многие воины были убиты в боях, а часть ушла в партизаны. Крупным отрядам войск удалось прорваться на восток.
Среди них были и подразделения из правофланговых соединений и частей 38-й армии — 97-й стрелковой и 37-й кавалерийской дивизий, 441-го гаубичного полка, 98-го пограничного полка НКВД, ряда тыловых учреждений.
При прорыве вражеского кольца наши воины действовали самоотверженно и смело. Так, героически сражались воины 98-го пограничного полка (командир — подполковник Г. Г. Сурженко, военком — старший батальонный комиссар С. Я. Логвинюк, начальник штаба — майор В. А. Агеев).
Они выполняли задачи боевого охранения пеших и транспортных колонн, действовали в походных заставах.
Мужество и находчивость проявили, в частности, младшие сержанты Г. В. Машков и А. С. Череповский.
Сначала она вызвала сомнения
На эти два соединения, согласно плану, ложилась и основная тяжесть по захвату плацдарма в районе Лютежа. Остальными силами армии предполагалось нанести удар по противнику восточнее Киева. Этот план в дальнейшем претерпел существенные изменения, но главная его идея — форсирование Днепра севернее Киева — сохранилась.
Правда, сначала она вызвала сомнения у командования фронта, считавшего тогда нецелесообразным форсировать сначала Десну, а потом уже Днепр.
Высказывалось опасение, что это займет много времени и вызовет дополнительные трудности, так как намечаемый участок представлял собою широкую речную пойму и изобиловал лесными массивами. В связи с этим представлялось более эффективным наступление 38-й армии на Киев с фронта через Бровары, Дарницу. Однако вскоре генерал Н. Ф. Ватутин счел вполне оправданным нанесение вспомогательного удара из района севернее Киева и в связи с этим согласился с замыслом ВоЬнного совета 38-й армии.
Более того, он потребовал нацелить основные ее силы на форсирование Днепра в районе Лютежа.