Были перехвачены все основные пути ее отхода на запад.
Дальнейшие боевые действия 38-й армии, как и в целом ход событий в Воронежско-Касторненской операции, определялись остротой сложившейся на этом направлении обстановки. Оперативная обстановка была весьма благоприятной для Воронежского фронта. К 29 января перед ним и повернутой на запад 13-й армией Брянского фронта, помимо окруженных юговосточнее Касторного вражеских войск, противник в 350-километровой полосе от Ясной Поляны на р. Кшень до Купянска имел лишь до пяти пехотных дивизий в первой линии.
То были часть сил 383-й, остатки 82, 26, 168 и 298-й, а также пробившиеся из окружения разрозненные группы гитлеровцев из состава острогожско-россошанской и воронежско-касторпенской группировок. Для их усиления фашистское командование выдвигало более значительные силы.
В районе Курска начала сосредоточиваться 4-я танковая дивизия, перебрасываемая с орловского направления.
Количество орудий и минометов
Нельзя не отметить, что она для действий на фронте протяженностью почти вдвое большем, чем у 28-й армии, имела сил и средств гораздо меньше. В результате у правого соседа при прорыве обороны гитлеровцев на одну стрелковую дивизию приходилось 2,5 км фронта, а у 38-й армии — 6,5 км.
Количество орудий и минометов на 1 км фронта составляло в 28-й армии в среднем 59,5 единиц, в 38-й — 18,7, танков — соответственно 12 и 5. Наконец, 38-я армия лишь 28 апреля получила задачу на наступление Таким образом, она начала подготовку к нему на 18 суток позже остальных войск обеих ударных группировок фронта. Следовательно, если южной ударной группировке грозили внезапные удары превосходящих сил противника во фланг и в тыл, то на действия северной отрицательно повлияло как это обстоятельство, так и все перечисленное выше.
Но горечь неудачи была еще впереди.
Пока же быстро приближался день 12 мая 1942 г. , когда должна была начаться Харьковская наступательная операция.
Командарм немедленно ознакомил
Наконец, нельзя не подчеркнуть, что подготовка операции проводилась в самом начале сколачивания армейского коллектива — важного и сложного процесса, призванного превратить десятки отдельных соединений и частей в единый, четко и слаженно взаимодействующий боевой организм. Нужно было одновременно организовать и наладить работу тыла вновь созданной армии, буквально в считанные дни обеспечить подвоз всего необходимого для организации и ведения наступательной операции. От преодоления всех этих и многих других трудностей в значительной степени зависело успешное выполнение поставленной задачи.
Генерал Н. Е. Чибисов6, назначенный командующим 38-й армией, директиву фронта получил 4 августа.
На подготовку наступления оставалось менее 6 суток. Командарм немедленно ознакомил с директивой члена Военного совета дивизионного комиссара Ф. Н. Воронина7 и начальника штаба армии полковника А. П. Пилипенко.
После краткого обсуждения задачи генерал Н. Е. Чибисов принял решение, на основе которого штаб армии сразу же приступил к разработке плана операции.