Но в рассматриваемое время она имела большой некомплект, а участок ей достался один из самых трудных. В результате группа генерала Гольвитцера, нанеся в ночь на 2 февраля внезапный удар, потеснила гвардейцев, и значительные силы окруженных вырвались из района Горшечного на юго-запад. Там против них были брошены части ряда других соединений 40-й армии.
Однако группа генерала Гольвитцера все же пробилась в Старый Оскол и соединилась с 26-й пехотной дивизией. Первым следствием этого было значительное усиление вражеских войск в этом городе, что, по-видимому, и затянуло его освобождение частями 40-й армии до 5 февраля.
Вторым же явилось дальнейшее перемещение «котла», теперь уже на запад, ибо 4 февраля значительной части группы Гольвитцера удалось под прикрытием сильных арьергардов вырваться из СтарогоОскола и к исходу того же дня подойти к населенному пункту Красный Хутор.
Неблагоприятно развивались события и в полосе 38-й армии.
Группа из восьми бойцов
Важную роль в этом сыграли вовремя полученные разведывательные данные. Следует подчеркнуть, что разведчики 38-й армии и ее соединений к тому времени накопили и с успехом использовали немалый опыт добывания «языков». Характерными в этом отношении являются смелые действия разведчиков 241-й стрелковой дивизии генерал-майора П. Г. Арабей.
Группа из восьми бойцов во главе с рядовым Г. А. Скудным, выполняя задание в районе Комарова, углубилась в тыл противника до 2 км. Находясь в укрытии, разведчики увидели приземлявшийся невдалеке от них немецкий транспортный самолет «Ю-52», у которого, как потом выяснилось, отказали двигатели. К месту вынужденной посадки уже бежала группа гитлеровцев.
Но их опередили наши разведчики.
Мгновенно окружив самолет, они захватили в плен несколько фашистских офицеров, в том числе полковника, и столь же стремительно уйдя от преследования, без потерь возвратились в свою часть.
Группе генерала Гольвитцера
Они должны были нанести удар в направлении Ястребовки, Степаповки, Шляховой. Наконец, группе генерала Гольвитцера, которая включала прорывавшиеся из Горшечного остатки 88-й пехотной дивизии, отошедшие из района Каплино, части других дивизий и управление 7-го армейского корпуса, было приказано сосредоточиться в Старом Осколе и оттуда, присоединив к себе 26-ю пехотную дивизию, пробиваться на Мантурово.
Осуществление этого плана началось в ночь на 2 февраля. Группа генерала Зиберта нанесла удар в направлении Богатыреве.
Но ее отчаянная попытка прорваться из окружения не увенчалась успехом. Получив сокрушительный отпор частей 206-й стрелковой дивизии 38-й армии и 102-й танковой бригады полковника Л. В. Кошелева, эта группа противника была вынуждена повернуть назад на Горшечное. А туда в это время наступали с севера и северо-востока части 237-й стрелковой дивизии и 180-я танковая бригада.
Громя арьергарды противника, они 2 февраля овладели 1-й и 2-й Ивановкой, Широким, Бабанино, Березовкой и рядом других населенных пунктов.