Вот уже почти век, как произошла гибель океанского суперлайнера «Титаник», а она до сих пор будоражит воображение людей. Так что же произошло на самом деле в ту роковую ночь? Существуют различные мнение, догадки и утверждения, постараюсь рассказать вам некоторые из них кратко и без «лишних» цифр.
Итак, версия первая - слабая готовность корабля к аварийным ситуациям - низкая маневренность.
Как нам известно корабль шёл на крейсерской скорости. Это означало, что двигатели работали в режиме «полный вперёд». Процедура изменения скорости при приближении к какому-либо объекту или маневрировании в порту включала в себя несколько этапов переключения подачи пара от турбины, также необходимо было время для изменения условий работы возвратно-поступательных двигателей. Британская комиссия провела ряд тестов, которые показали, что айсберг находился на расстоянии около 457 метров от судна, учтём, что длина самого корабля составляла 880 футов и что шёл он со скоростью 22 узла (около 40 км/час). Из чего можно сделать вывод, что спасти корабль не представлялось возможным.
Кроме того известно, что ни один инженер, обеспечивавший работу турбины и двигателей не выжил, поэтому никто точно не знает как всё происходило. Также существуют доказательства того, что машинистов не было в кабине управления, и первые команды для двигателей принимались и исполнялись двумя смазчиками. Как бы то ни было, можно сказать, что «Титаник» буквально нёсся навстречу смерти.
Версия вторая – человеческий фактор.
В чём же он заключается? В условиях высокой конкуренции безопасность людей выходит на второй план. Важнейшими критериями являются быстроходность, количество рейсов и др. Необходимо сделать всё, чтобы вырваться вперёд, «сломать» конкурента, привлечь внимание, наконец.
В тот день метеорологи предупреждали о большом количестве айсбергов, температура воды за бортом опустилась до 1 градуса. «Титаник» получил 3 телеграммы, которые были просто проигнорированы, ведь он «не потопляем! ». Необходимо было прибыть во время, а лучше ещё раньше!
После столкновения с айсбергом каждые пять секунд в трюмы носовой части корабля проникало примерно пять тонн воды. Удивительно, но паники не было, все до последнего продолжали верить в непотопляемость судна. Как свидетельствуют оставшиеся в живых пассажиры – паника началась лишь тогда, когда судно начало опрокидываться.
Убедившись, что судно тонет и шансов спасти его нет, капитан первым делом бросился к каюте-люкс, в которой расположился миллионер Джон Джекоб Астр. Однако этот джентльмен, которого разбудили первым и которому предоставили место в шлюпке, отказался от него ради женщины и впоследствии погиб. Следующей заботой капитана стали другие богатые пассажиры первого класса. Смит сам бегал по палубам, стучал в каюты и спокойно просил знатных гостей одеться и собраться на верхней палубе корабля. Зачем он это делал? Почему тянул время, которого и так не оставалось?
Затем в шлюпках стали размещать женщин и детей, отдавая предпочтение первому классу. А паника началась когда с грохотом упала первая дымовая труба. Шлюпки раскачивались, в них, отталкивая друг друга, лезли люди, падали в воду. Из-за сутолоки и неразберихи некоторые шлюпки так и были спущены полупустыми. В ту апрельскую ночь 1517 пассажиров «Титаника» нашли свою могилу в ледяных водах Атлантики.
Версия третья – гибель от немецкой торпеды.
Пожалуй, эта интересная версия также заслуживает внимания. Множество людей считают, что «Титаник» потерпел крушение не вследствие столкновения с айсбергом, а по причине выпущенной немецкой подводной лодкой торпеды. Считается, что компании «Уайт Стар Лайн» было выгодно «потопить» лайнер, тогда она смогла бы получить страховку. Интересным фактором здесь является также то, что командиром подводной лодки был родственник владельца лайнера.
Версия четвёртая – это был «Олимпик».
Опровергнутая, однако же интересная версия. Долгое время считалось, что затонул «Олимпик», а «Титаник» ещё долгое время плавал под его именем.
Главным доводом было то, что идентичный «Титанику» «Олимпик» поставили на трансатлантическую линию не застраховав. Тот в первых же рейсах дважды попал в аварии, после чего его поставили на ремонт в Белфаст, где рядом стоял недостроенный, но уже застрахованный «Титаник». Считается, что тогда то и были заменены плиты с названиями кораблей, в результате чего «Олимпик» стал «Титаником».
Наспех отремонтированный лайнер был отправлен в рейс, в район, где находилось несколько пароходов компании «Уайт Стар Лайн», которые, по замыслу организаторов этой операции, должны были снять людей с лайнера после запланированного столкновения с айсбергом. Но капитан Смит, участвовавший в заговоре, «столкнул» пароход с айсбергом слишком рано...
Доказать несостоятельность и смехотворность этой версии было нелегко. И только после того, как с парохода подняли детали, на которых был отштампован номер 401 (строительный номер лайнера), стало ясно, что это именно «Титаник», поскольку строительный номер «Олимпика» был 400.
Версия пятая – мистическая.
За несколько недель до гибели крупнейшего английского морского лайнера «Титаник» в немецкой бульварной газете «Берлинер тагеблатт» был опубликован роман Герхарта Гауптмана «Атлантис», где была описана трагическая гибель корабля «Роланд», столкнувшегося с айсбергом в Атлантике. Многочисленные пассажиры до последнего мгновения не теряли надежду на спасение. Играл оркестр, спокойно и без суеты матросы спускали за борт шлюпки, а вода между тем все прибывала. Она заливала трюмы, и корма наклонялась все круче и круче… Одни находили в этом мистическое совпадение, другие считали, что умудренный жизненным опытом и морскими путешествиями писатель просто сопоставил факты.
Версия шестая – пожар в угольном бункере.
Ещё одна версия, достойная внимания. Версия, о которой продолжают говорить до сих пор, как СМИ, так и серьёзные научные исследования.
Итак, в первый день рейса в шестом бункере «Титаника» начался пожар, о котором тут же сообщили капитану. Тот, решив не останавливать движения корабля и не ломая график прибытия, распорядился просто задраить бункер, чтобы из-за недостатка воздуха пламя заглохло само собой. Бункер был задраен, но через час - так гласит легенда, которая по сей день ни доказана, ни опровергнута, - к капитану ворвался главный механик Белл и стал настаивать, чтобы тот дал распоряжение открыть бункер, потому что в нем остались... четыре кочегара, добровольно вызвавшихся тушить пожар. Капитан отказался… он побоялся, что пламя вспыхнет с новой силой.
В настоящее время, на основе анализов тысяч фотографий затонувшего колосса учёные сделали вывод, что «Титаник» погиб не от столкновения с айсбергом (хотя этот факт, безусловно тоже имело место), а непосредственно от пожара, который не прекращался во все дни плавания «Титаника» и завершился чудовищным взрывом. В ночь с 14 на 15 апреля лайнер, встретившись с айсбергом, сумел увернуться (вспомним, удар был очень слабым). Острая кромка льдины лишь слегка задела корпус в средней его части, и образовавшаяся пробоина ни в коей мере не смогла бы стать причиной гибели огромного парохода, если бы в этот момент не произошел мощный взрыв.
Как бы оно ни было, чем старше становится история крушения «Непотопляемого лайнера», тем больше легенд образуется вокруг неё. А правда... Её мы уже не узнаем, как не узнаем о том, что же на самом деле случилось в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года…