Мы живем в очень непростое и стремительно меняющееся время. К сожалению, система высшего образования Украины (да и Европы тоже) оказалась неспособной своевременно адаптироваться к новым реалиям.
«Наша комиссия определяет содержание высшего образования в Украине, и она же работает над его развитием»
Председатель научно-методической комиссии Министерства науки и образования академик А. Ф. Павленко
Президиум научно-методической комиссии министерства науки и образования. В центре – председатель комиссии академик Анатолий Павленко
На мировом рынке труда и образовательных услуг Украина «пасет задних». Поэтому, для того чтобы правильно определить основные приоритеты развития, а также наметить эффективные и финансово-реальные методы достижения поставленных целей, при Министерстве науки и образования была создана специальная научно-методическая комиссия. В состав комиссии вошли ведущие ученые-экономисты, а также руководители наиболее влиятельных и значимых вузов экономического профиля.
2 июня 2010 г. в Бердянске прошло выездное заседание комиссии. В качестве принимающей стороны выступил Бердянский университет менеджмента и бизнеса.
Открыл заседание председатель комиссии – ректор Киевского Национального экономического университета Анатолий Павленко. В своем вступительном докладе академик Павленко дал сравнительную оценку различных моделей высшего образования в мире (американская, европейская, индийская, китайская и т. д.) и определил главные мировые тенденции в развитии высшей школы. Общепризнано, что мировыми лидерами по качеству высшего образования являются американцы. Из десяти ведущих университетов мира семь находятся в Америке. А такие образовательные институции, как Массачусетский и Калифорнийский технологические институты, и вовсе не имеют в мире аналогов.
Безусловно, что важную роль в формировании американской высшей школы играет высочайший уровень инвестирования. Щедро вкладывая в образование, привлекая к себе лучших представителей мировой интеллектуальной элиты, в США смогли создать особую образовательную модель, которая одновременно является и местом формирования интеллектуального капитала, и катализатором экономического развития. Попытка старушки-Европы приблизиться к американским стандартам (в виде инициации Болонского процесса) пока что успехом не увенчалась.
Выступает профессор Анатолий Колот
А какое же будущее и какие перспективы ожидают в 21 веке высшее образование Украины? По итогам своей работы комиссия определила следующие основные моменты: во-первых, необходимость приблизить национальные стандарты образования к ключевым показателям европейской высшей школы. В связи с этим ожидается, что маленькие вузы, не имеющие соответствующей материальной базы и квалифицированной профессуры, будут закрываться. Во-вторых, будет расти влияние на образовательный процесс мощных негосударственных вузов. В-третьих, неизбежно будет повышаться независимость и автономность вузов Украины, как финансово-административная, так и учебно-методическая. Но при этом необходимо ужесточение контроля качества знаний и компетентности выпускников. В- четвертых, ожидается резкое обострение конкурентной борьбы в сфере образовательных услуг. В-пятых, как это ни странно, но необходимо всемерно развивать сотрудничество и партнерство между вузами-конкурентами (сам факт работы комиссии, в которой собрались ведущие специалисты конкурирующих вузов – прекрасное тому подтверждение). И, наконец, один из главных моментов – современная модель образования должна оперативно учитывать все реалии меняющегося мира: глобализацию экономики, новые информационные и информационно-коммуникативные технологии, всемирную сеть Internet и т. д. Лишь при выполнении всех перечисленных приоритетов национальная система высшего образования сможет устоять в условиях растущей конкуренции.
Во время чтения докладов и во время обсуждений и дискуссий много говорилось о том, что в стремлении интегрироваться в европейское образовательное пространство Украина не должна забывать о своих национальных традициях. Ключ к успеху – это гармоничное объединение национальных традиций украинской высшей школы и новых образовательных технологий Европы и США.
Закрывая выездное заседание, председатель комиссии академик Павленко тепло поблагодарил ректора Бердянского университета менеджмента и бизнеса Лидию Антошкину за прекрасную организацию работы комиссии в г. Бердянске.
В заключение обзора хотелось бы процитировать итоговое высказывание проректора Киевского Национального экономического университета профессора Анатолия Колота: «…Мы живем в жестком, конкурентном мире. Для того, чтоб Украина вписалась в международный рынок труда, нам необходимо иметь конкурентные преимущества. Сегодня главным конкурентным преимуществом и главным капиталом государства является человеческий капитал. Не земля, не природные ресурсы, не технологии, а именно Человек. Сегодня побеждает та страна, которая имеет более мощный, более креативный и более интеллектуальный человеческий капитал. А этот капитал формируется именно в системе высшего образования. И если Украина не сможет сформировать такой капитал, то она будет обречена и дальше прозябать на задворках мировой экономики».
И, конечно же, хочется надеяться, что система высшего образования Украины выполнит поставленные перед ней глобальные задачи. Ведь, признайтесь, уже изрядно надоело все время «прозябать на задворках».